Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2018г.

В Российской Федерации законодательно определена доктрина о соответствии медицинской помощи принципам доступности от качества. В федеральном законодательстве определены способы достижения этого принципа, к которым относится в том числе обязательность исполнения медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи [4].

Однако, законом не предусмотрено делегирование исполнения порядков оказания медицинской помощи лечащему врачу. Поэтому для успешного выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, определения ответственных лиц, осуществления контура контроля, необходима их интеграция в практику лечащих врачей.

В ходе настоящего исследования мы разработали и внедрили внутренние нормативны акты по вопросам оказания медицинской помощи на примере кардиологического и терапевтического отделений многопрофильных стационаров г. Москвы и г. Сургута.

На основе порядков оказания медицинской помощи по профилям «терапия»и «кардиология»и стандартов медицинской помощи по нозологическим формам (острый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST, острый коронарный синдром без подъёма сегмента ST, фибрилляция и трепетание предсердий, декомпенсированная хроническая сердечная недостаточность) [1, 3] были разработаны локальные документы – алгоритмы оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения лечащими врачами. Алгоритмы оказания медицинской помощи представляют собой типовые планы обоснования и лечения. В ходе лечебно-диагностического процесса по клиническими показаниям в планы обследования и лечения вносились изменения в соответствии с клиническими рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи.

Таким образом, приверженность к алгоритмам при оказании медицинской помощи представляет собой исполнение стандарта на процесс (А. Донабедиан), что обеспечивает соответствие медицинской помощи степени достижения запланированного результата, то есть стандарту на результат [5].

Для осуществления контроля качества медицинской помощи в медицинской организации были разработаны протоколы внутреннего контроля качества медицинской помощи. По результатам проведения внутреннего контроля качества медицинской помощи на промежуточных этапах исследования принимались управленческие решения по вопросам организации медицинской помощи в медицинской организации.

Поскольку критерии оценки качества медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, то соответствие медицинской помощи разработанным на их основе алгоритмам позволяет говорить о надлежащем характере медицинской помощи [2].

Так как экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи (в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата), то результаты ее проведения могут быть использованы для оценки эффективности внедрения алгоритмов в медицинской организации [4].

Так, до внедрения алгоритмов в терапевтическом и кардиологическом отделениях по данным экспертиз качества медицинской помощи, выполненных страховыми медицинскими организациями в рамках контроля объемов, сроков, условий и качества медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в январе 2017 года, нарушения при оказании медицинской помощи выявлялись в среднем в 40,3% случаев в медицинских организациях г. Москвы и г. Сургута. После внедрения алгоритмов с февраля по август 2017 года частота выявления нарушений при оказании медицинской помощи снизилась в 4,0 – 4,6 раза (p<0,05) (таблица 1).

Таблица 1.

Частота выявления нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями в г. Москве и г. Сургут

 

 

 

 

 

Нозологическая форма

 

 

 

 

 

янв.17

 

 

 

 

 

сен.17

Острый коронарный синдром без подъема ST

 

39,00%

 

9,80%

Острый инфаркт миокарда с подъемом ST

 

46,30%

 

10,20%

Фибрилляция и трепетание предсердий

 

38,30%

 

8,30%

Декомпенсированная хроническая сердечная недостаточность

 

 

29,90%

 

 

7,20%

 

Следует отметить, что снижение количества нарушений при оказании медицинской помощи в течение 8 месяцев произошло, прежде всего, за счёт дефектов медицинской помощи, то есть нарушений, создающих риск развития неблагоприятного исхода или приводящих к нему (в 6,3 раза) (p<0,05).

Оказание медицинской помощи в соответствии с алгоритмами позволило снизить долю нарушений в маршрутизации пациентов при оказании неотложной медицинской помощи в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (снизить число несвоевременных переводов) в 2,7 раза (p<0,05), а также при направлении пациентов на получение высокотехнологичной медицинской помощи в 4,3 раза (p<0,05).

Кроме того, снизилось число необоснованных (в 1,7 раза (p<0,05)) и непрофильных(в 1,3 раза (p>0,05)) госпитализаций.

Количество обоснованных повторных госпитализаций по поводу того же заболевания сердечно- сосудистой системы в медицинские организации регионов в течение 30 дней после окончания стационарного лечения снизилось в 1,5 раза (p<0,05).

В течение последних трёх месяцев внедрения алгоритмов в клиническую практику медицинских организаций снизилось количество обоснованных жалоб пациентов на доступность и качество медицинской помощи (в 2,7 раза (p<0,05)).

Таким образом, внедрение алгоритмов оказания медицинской помощи пациентам с сердечно- сосудистой патологией помогает реализовывать права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи.

Однако внедрение в практику медицинской организаций алгоритмов оказания медицинской помощи (планов обследования и планов  лечения) позволяет  достоверно снизить количество нарушений при её оказании. При этом внедрение в клиническую практику алгоритмов не гарантирует полное отсутствие нарушений при оказании медицинской помощи.

 

Список литературы

 

1.        Декомпенсированная хроническая сердечная недостаточность / С.О. Шкитин, Г.И. Нечаева, А.В. Березников [и др.] // Вестник Росздравнадзора. – 2017. – № 2. – С. 53-60.

2.        Критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н.

3.        Управление качеством медицинской помощи на региональном уровне: применение тематических плановых экспертиз качества / А.Д. Рыжаков, А.В. Березников, В.Г. Леонтьева [и др.] // Вестник Росздравнадзора. – 2015. – № 2. – С. 60-64.

4.        Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

5.        Экспертная деятельность в обязательном медицинском страховании: практическое пособие /А.В. Березников, В.П. Конев, Ю.О. Онуфрийчук [и др.]. – М.: Инфра-М, 2016. – 184 с.