Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПРИОРИТЕТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
25 января 2016г.

В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922, повышение потенциала человеческих ресурсов предусматривается обеспечить за счет комплексной модернизации отечественных систем образования и здравоохранения и эффективного управления трудовыми ресурсами [1].
Без преувеличения можно утверждать, что проблемы модернизации отечественной системы здравоохранения стоят наиболее остро, поскольку являются следствием ее развития в сложных общественно- политических и социально-экономических условиях и лишь отчасти унаследованы от прошлой системы, а большей частью – впервые возникли в современной рыночной среде. Несмотря на рост бюджетного финансирования и инвестиционной активности в здравоохранения, отставание в целом отечественного здравоохранения от ведущих экономически развитых стран наглядно видится в сопоставлении и сравнительном анализе показателей здоровья и здравоохранения.
Эксперты Всемирного банка, оценивая беспрецедентное улучшение состояния здоровья населения в ХХ веке, пришли к двум очевидным выводам: во-первых, экономическое развитие и рост доходов положительно влияют на улучшение здоровья населения, но не являются единственным ключевым фактором и, следовательно, единственной стратегией достижения прогресса в области охраны здоровья в будущем; во-вторых, основой для существенного улучшения здоровья, даже если доходы растут медленными темпами или стагнируют, является технический прогресс в самом широком смысле [2].
Таким образом, все больше и больше исследователей приходят к выводу, что значительное улучшение здоровья человека в течение прошедшего столетия связано не столько с повышением благосостояния, сколько с ускорением технического прогресса. В данном случае технический прогресс означает любые достижения в области знаний, приводящие к практическому улучшению положения дел.
Международные эксперты отмечают, что расходы общества на здравоохранение неуклонно возрастают. Рост расходов на здравоохранение отчасти можно объяснить достижениями научно-технического прогресса в медицине, непрерывно возрастающим применением для лечебных и диагностических процедур не только сложного современного оборудования, но и новейших, дорогостоящих лекарственных препаратов. Однако в других экономически развитых странах, где техническая оснащенность здравоохранения не хуже, чем в США, доля расходов на здравоохранение значительно ниже.
Считая справедливым требование постоянного развития медицинского обслуживания, признается обоснованным процесс наращивания финансовых возможностей отрасли, увеличения реальных объемов экономических ресурсов, выделяемых на ее функционирование и развитие. Однако, реальный процесс экономического обеспечения здравоохранения многих стран входит в противоречие с этими объективными требованиями. Главной задачей при этом становится ситуация, когда необходимо минимизировать затраты на производство максимального количества качественного продукта/медицинских услуг.
Закономерно, что реформы здравоохранения связаны, прежде всего, с необходимостью пересмотра или корректировки стратегий и системы финансирования, поскольку система финансирования здравоохранения определяет государственную политику в области охраны здоровья. В свою очередь, услуги здравоохранения, как по физическому объему, так и по стоимости занимают все более заметное место в экономической структуре всех стран мира.
Очевидно, что финансовое обеспечение государственных гарантий в сфере охраны здоровья является одной из главных социальных задач государства. Вот почему важно понимать ключевые задачи финансирования здравоохранения по отношению к целям политики здравоохранения.
Концентрированным выражением цели политики финансирования здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения, обеспеченное равнодоступностью медицинской помощи для всех граждан, высоким качеством медицинской помощи и экономической эффективностью медицинских услуг.
Всемирной организацией здравоохранения сформулированы [3] три основные цели, за которые несут ответственность системы здравоохранения:
- улучшение здоровья населения, которому они служат;
- обеспечение тех надежд, которые возлагает на них население (отзывчивость системы здравоохранения);
- обеспечение финансовой защиты от расходов, связанных с нездоровьем (справедливость финансового вклада).
Исходя из трех основных целей, первым критерием для установления приоритетов в здравоохранении является состояние здоровья населения каждой страны; вторым критерием – обеспечение справедливого доступа населения стран ко всем основным службам здравоохранения; третьим – выполнимость выбранных приоритетов на основе анализа эффективности затрат.
Национальные приоритеты закреплены в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113. Ее основной целью является улучшение здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. В качестве направлений модернизации и реформирования здравоохранения предлагаются: повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья граждан; усиление профилактических мероприятий, проведение скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально-значимых заболеваний; совершенствование санитарно-эпидемиологической службы; совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения; совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине; повышение доступности и качества лекарственных средств для населения.
К национальным приоритетам отнесена борьба с наиболее значимыми заболеваниями, вносящими наибольший вклад в заболеваемость и смертность населения: болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, туберкулезом и др. Приняты Программа развития кардиологической и кардиохирургической помощи в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2007 года № 102; Программа развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2012-2016 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 марта 2012 года № 366; Постановление правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1263 «О мерах защиты населения от туберкулеза в Республике Казахстан», Комплексный план по борьбе с туберкулезом в Республике Казахстан на 2014-2020 годы и другие государственные меры.
Для того, чтобы осуществить на практике предоставленные возможности выбора приоритетов развития здравоохранения необходимо решить сложные задачи, включая осознание имеющихся проблем и поиск средств их решения. Причем, достижение поставленных целей должно обеспечиваться соответствующими организационными и управленческими технологиями, эффективность которых должна сочетаться с рациональными ресурсными затратами.
Макроуровень выбора приоритетов развития здравоохранения формируется политической волей и приверженностью высшего руководства реформам здравоохранения, что выражается в проведении политики в этой области в соответствии с общегосударственной программой развития; а также материальных, финансовых и людских ресурсов. На следующем, после национального, уровне определение приоритетов в основном связано с распределением бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, между различными регионами. На микроуровнях (третьем-четвертом) определение приоритетов связано с распределением ресурсов между конкретными медицинскими организациями. Иерархичная управленческая структура системы здравоохранения определяет следующих участников процесса определения приоритетов: правительства, производители услуг (медицинские работники), общество и пациенты.
Необходима оценка медицинской, экономической и социальной эффективности нововведений по охране здоровья населения с учетом общепринятых в общественном здравоохранении подходов. Следует помнить, что эффект внедрения социального нововведения более долгосрочный, не всегда ориентирован на получение быстрого социального, а тем боле экономического эффекта, поскольку становится заметным по мере изменений в самом обществе и лишь через десятилетия отразится на таких показателях как темпы роста валового внутреннего продукта или демографические показатели.

Список литературы

1. Комментарий к Указу Президента Республики Казахстан «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» // Казахстанская правда. – 2 февраля 2010 г., № 22 (26083). – С. 1.
2. Приоритеты в области здравоохранения / Джеймисон Д.Т., Бримэн Д.Д., Мишэм Э.Р. и др. – Всемирный Банк, Вашингтон, 2006. – 213 с.
3. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000 г. // Система здравоохранения: улучшение деятельности. – ВОЗ. Женева, 2000. – 232 с.