Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
05 апреля 2016г.

Политика Российской Федерации в последнее годы направлена на оздоровление нации путем интенсификации пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) среди всех слоев населения и, особенно, среди молодежи. Несмотря на то, что за последние четыре года средняя продолжительность жизни в целом в РФ возросла на два с половиной года и составила 70,9 лет, в рейтинге стран мира по этому показателю Россия так и не вошла в сотню лидеров [3, С. 8]. Для активизации процессов оздоровления населения России требуется внедрение новых технологий распространения постулатов ЗОЖ, особенно среди студенческой молодежи, призванной в перспективе активно реализовывать планы реформирования страны [1, С. 15]. В этом ряду студенты-медики, приоритетной частью будущей профессиональной деятельности которых станет именно пропаганда ЗОЖ, должны на личном примере распространять среди населения стереотип здорового поведения. Анализ феномена ЗОЖ студентов актуален также и вследствие большого значения для формирования межличностных отношений во время учебы [2, С.120].

Целью исследования стал гендерный анализ соблюдения здорового образа жизни студентами-медиками разных курсов Медицинской академии имени С.И. Георгиевского (данные 2014-2015 гг.) для предложения программ оздоровления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1.   Изучить половые различия в образе жизни студентов 1-го и 4-го года обучения Медицинской академии имени С.И. Георгиевского (МА), проанализировав стереотипы учебы и отдыха;

2.   Предложить методы оздоровления студентов-медиков во время учебного процесса в вузе.

Материалы и методы

Проведен социологический опрос по анкете, ориентированной на режим учебы и отдыха и включающий вопросы о питании, вредных привычках, двигательной активности и др. Выборка составила 489 студентов (307 - учащиеся 1 курса: юношей 129, девушек 178 и 182 студента 4 курса: 59 юношей и 123 девушек). Анализ данных проведен с применением методов описательной статистики в Мicrosoft Ехсеl. Значимость различий оценивалась с помощью χ² теста.

Результаты и их обсуждение

По данным опроса проведен сравнительный анализ стереотипа поведения студентов 1-го и 4-го курса МА с учетом гендерных характеристик (Табл.1).

Гендерные различия образа жизни студентов 1 и 4 курсов МА (20014-15гг.)


Таблица 1


 

 

 

 

о Характеристика образа жизни

Вариант

 

 

 

ши,

1 курс

 

шки,

 

начимость азличий, р

 

 

ши,

4 курс

 

шки,

 

начимость азличий, р

 

 

Юно (%)

 

Деву (%)

 

З

р

 

 

Юно (%)

 

Деву (%)

 

З

р

1.

 

Кратн сть питани

1

3,1

[95%ДИ: 1,5; 4,7]

2,2

[95%ДИ: 0,9; 3,5]

<0,05

1,7

[95%ДИ: 0,5; 2,9]

0,0

[95%ДИ: 0,0; 0,9]

<0,05  

 

2

24,8

[95%ДИ: 20,9; 28,7]

25,8

[95%ДИ: 21,8;29,8]

<0,05

20,3

[95%ДИ: 16,7; 23,9]

39,0

[95%ДИ: 34,6; 43,4]

<0,05

 

3

29,5

[95%ДИ: 25,3; 33,7]

48,9

[95%ДИ: 44,4;53,4]

<0,05

40,7

[95%ДИ: 36,3; 45,1]

44,7

[95%ДИ: 40,2; 49,2]

<0,05

4

26,4

[95%ДИ: 22,4; 30,4]

15,2

[95%ДИ: 13,0; 18,4]

<0,05

23,7

[95%ДИ: 18,9; 27,5]

11,4

[95%ДИ: 8,5; 14,3]

<0,05

 

>4

16,2

[95%ДИ: 12,9; 19,5]

7,9

[95%ДИ: 5,5; 10,3]

<0,05

13,6

[95%ДИ: 10,5; 16,7]

4,9

[95%ДИ: 3,0; 6,8]

<0,05

2.

 

Курение сигарет

Да

23,3

[95%ДИ: 19,5;27,1]

10,1

[95%ДИ: 7,4;12,8]

<0,05

33,9

[95%ДИ: 29,6;38,2]

13,8

[95%ДИ: 10,7;16,9]

<0,05

Нет

76,7

[95%ДИ: 72,9;80,5]

89,9

[95%ДИ: 86,2;93,6]

<0,05

66,1

[95%ДИ: 61,8;70,4]

86,2

[95%ДИ: 83,1;89,3]

<0,05

3.

 

Употребление наркотиков

 

Да

11,6

[95%ДИ: 8,7;14,5]

6,7

[95%ДИ: 4,2;9,3]

>0,05

27,1

[95%ДИ: 23,1;31,1]

5,7

[95%ДИ: 3,6;7,8]

<0,05

Нет

88,4

[95%ДИ: 85,5;91,3]

93,3

[95%ДИ: 90,8;95,8]

>0,05

72,9

[95%ДИ: 68,9;76,9]

94,3

[95%ДИ: 92,2;96,4]

<0,05

4.

 

Занятие спортом

Да

71,3

[95%ДИ: 67,3;75,3]

55,1

[95%ДИ: 50,6;59,6]

<0,05

69,5

[95%ДИ: 65,3;73,7]

61

[95%ДИ: 56,6;65,4]

>0,05

 

Нет

28,7

[95%ДИ: 24,7;32,7]

44,9

[95%ДИ: 40,4;49,4]

<0,05

30,5

[95%ДИ: 26,3;34,7]

39

[95%ДИ: 34,6;43,4]

>0,05

5.

 

Утренняя гимнастика

 

Да

13,2

[95%ДИ: 10,2;16,2]

2,8

[95%ДИ: 1,3;4,3]

<0,05

8,5

[95%ДИ: 6;11]

4,1

[95%ДИ: 2,3;5,9]

>0,05

Иногда

51,2

[95%ДИ: 46,7;56,7]

53,4

[95%ДИ: 48,7;57,9]

<0,05

52,5

[95%ДИ: 47,8;57]

46,3

[95%ДИ: 41,8;50,8]

>0,05

Нет

35,6

[95%ДИ: 31,3;39,9]

43,8

[95%ДИ: 38,3;48,3]

<0,05

39

[95%ДИ: 34,6;43,6]

49,6

[95%ДИ: 45,1;54,1]

>0,05

6.

 

Сон

 

<6ч

40,3

[95%ДИ: 35,9;44,7]

47,8

[95%ДИ: 43,3;52,3]

<0,05

22

[95%ДИ: 18,3;25,7]

13,8

[95%ДИ: 10,9;16,9]

>0,05

6-8ч

47,3

[95%ДИ: 42,8;51,8]

46,1

[95%ДИ: 41,6;50,6]

<0,05

61

[95%ДИ: 56,4;65,4]

68,3

[95%ДИ: 64,1;72,5]

>0,05

 

>8ч

12,4

[95%ДИ: 9,4;15,4]

6,1

[95%ДИ: 4,9;8,3]

<0,05

17

[95%ДИ: 13,6;20,4]

17,9

[95%ДИ: 14,5;21,3]

>0,05

7.

Хронич еская патолог

 

Есть

55,0

[95%ДИ: 50,5;59,5]

26,4

[95%ДИ: 22,4;30,4]

<0,05

25,4

[95%ДИ: 21,4;29,4]

24,4

[95%ДИ: 20,4;28,4]

>0,05  

 

Нет

45,0

73,6

<0,05

74,6

75,6

>0,05

[95%ДИ:

[95%ДИ:

[95%ДИ:

[95%ДИ:

40,5;49,5]

69,6;77,6]

70,6;78,6]

71,6;79,6]

 

Установлена статистически значимая разница в режиме питания между девушками и юношами как на 1- ом, так и на 4-ом курсах. При этом, 3- кратного режима питания придерживаются больше девушки, а 4-кратного и более – юноши, как первокурсники, так и четверокурсники (см. Табл.1).

В отношении пристрастия к курению также установлены статистически значимые гендерные различия, как для первокурсников, так и для четверокурсников. Выявлено, что доля курящих, как девушек, так и юношей 4-го года обучения больше, чем среди первокурсников. Также, соотношение курящих юношей и девушек на 1-ом курсе составляет 2:1, а на 4-м – 3:1. И это не смотря на то, что в Медицинской академии, в рамках программы по борьбе с табакокурением в РФ, неоднократно издавался приказ о запрете курения на территории вуза. Все респонденты знают о вреде курения и понимают, что врач должен своим примером пропагандировать ЗОЖ, но реальность говорит об обратном.

По результатам опроса выявлено, что есть как юноши, так и девушки на 1-ом и 4-ом курсах, пробовавшие наркотики, распространение, хранение и употребление которых на территории РФ уголовно наказуемо. Статистически достоверные гендерные различия в вопросе употребления наркотиков выявлены у студентов 4-го курса. У первокурсников различия в пристрастии к наркотическим веществам между полами, по данным нашего исследования, статистически не значимы. При этом, доля девушек, знакомых с наркотиками на 1-ом и 4-ом курсах практически одинакова, а доля юношей на 4-ом курсе превышает этот показатель среди первокурсников в 2,5 раза (см. Табл.1).

Не смотря на плотный график лекций и практических занятий, студенты-медики, как первого, так и четвертого курсов, находят время для двигательной активности. Статистически значимые половые различия в занятиях спортом и утренней гимнастикой установлены у первокурсников (см. Табл.1). При этом надо отметить, что треть, как первокурсников, так и четверокурсников игнорирует утреннюю зарядку и не занимаются спортом.

Статистически значимые гендерные различия в длительности сна выявлены у студентов 1-го курса (см. Табл.1). Доля юношей и девушек первокурсников, предпочитающих сон в качестве отдыха, составляет 24,3%

(46)      и 23,8% (87) соответственно, в то время как юноши 4-х курсов предпочитают сидеть за компьютером 25,0% (18), а девушки, как и первокурсники, в свободное время спят – 18,7% (29). Это можно объяснить большими психоэмоциональными нагрузками, которым подвержено большинство учащихся на младших курсах. Для старшекурсников такой выбор связан с появлением свободного времени по окончанию лекций.

По данным анкетирования хроническими заболеваниями страдают более половины юношей и четвертая часть девушек 1-го курса МА. Среди четверокурсников каждый четвертый респондент, как юноши, так и девушки, имеет хроническую патологию. Статистически достоверная гендерная разница по наличию хронических заболеваний выявлена среди первокурсников (см. Табл.1).

Выводы

1.    Среди студентов 1-го курса МА 2014-15гг. обучения установлены статистически значимые гендерные различия в отношении практически всех исследуемых характеристик образа жизни: режима питания, пристрастия к курению и употреблению алкоголя, режима отдыха и состояния здоровья. Среди студентов 4-го курса МА 2014-15гг. обучения статистически значимые половые отличия выявлены в отношении кратности питания, курения и употребления наркотических веществ.

Доля курящих юношей как 1-го, так и 4-го курсов больше, чем девушек, а студенты 4-го курса курят больше первокурсников.

На 1-ом курсе доля девушек, ориентированных на ЗОЖ, больше, чем юношей: статистически значимо они

чаще соблюдают сбалансированный режим питания, меньше курят и страдают хроническими заболеваниями. На четвертом году обучения гендерное соотношение выравнивается.

2.   Для оздоровления студентов Медицинской академии предлагаем следующие пути решения проблемы:

-    организация Дней Здоровья, во время которых будут проводиться спортивные соревнования, акции против курения и употребления наркотиков направленные на формирование новой модели поведения;

-     активная позиция педагогического коллектива и администрации вуза по отношению к вопросам оздоровления студентов;

-    действенный контроль образа жизни студентов на территории академии со стороны администрации и студенческого самоуправления;

-   введение системы морального и материального стимулирования студентов, ведущих ЗОЖ;

-   доступность здорового питания на территории вуза;

-     составление расписания учебных занятий и лекций с учетом реальных возможностей выполнения учебной нагрузки и выделения времени для двигательной активности.

 

Список литературы

1.      Голубова Т.Н, Махкамова З.Р., Литвиненко А.И., Рубанова А.Р. Проблема здорового образа жизни в среде студентов – медиков//Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2014. - том 4, №4 (16). - С. 15-17

2.      Паначаев В.Д., Леготкин А.Н. Формирование у студентов мотивации здорового образа жизни: социологический анализ//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.- 2013. - Выпуск №4(28). - С.120-131.

3.      Россия` 2014: Стат. Справочник / Р76 Росстат. – М., 2014. – 62 с.