Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ/ГИПОПНОЭ СНА: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
25 января 2016г.

Актуальность. Синдром обструктивного апноэ/гипопноэ сна (СОАГС) - состояние, при котором у пациента возникают многочисленные повторяющиеся остановки дыхания вследствие полного (апноэ) или частичного (гипопноэ) сужения дыхательных путей во время сна на уровне глотки (Рисунок 1), прекращение легочной вентиляции при сохраняющихся дыхательных усилиях, характеризующееся наличием храпа, снижением парциального давления кислорода в крови, грубой фрагментацией сна с частыми кратковременными пробуждениями и выраженной дневной сонливостью [4]. Пробуждение при этом - защитный механизм, который приводит к активации мышц-дилататоров верхних дыхательных путей и предотвращает асфиксию [2]. По степени тяжести СОАГС классифицируется на три степени: легкая, умеренная, тяжелая [3].


Рис.1. Механизм обструктивного апноэ сна [fromMayoFoundationforMedicalEducationandResearch, адаптировано авторами].

Степень тяжести определятся по количеству респираторных событий в течение часа, индексу апное/гипопное (ИАГ): легкая степень тяжести СОАГС – показатель ИАГ равен 5-15, умеренная степень – ИАГ равен 15-30, тяжелая степень - ИАГ более 30 [1]. СОАГС встречается у 5-7% взрослых старше 30 лет, в 60-80 случаев генетически детерминирован [4], ведет к повышению сердечно-сосудистого риска и смертности, учащается с возрастом и при ожирении. Клинические симптомы и последствия СОАГС могут быть обусловлены физиологическими отклонениями: повторяющаяся обструкция верхних дыхательных путей (коллапс, спадение) ведет к прерыванию сна, гипоксемии, гиперкапнии, изменению внутригрудного давления, и к повышению симпатической активности. Гендерные различия – ключ к пониманию особенностей течения и выраженности симптомов и прогноза СОАГС.
Целью исследования явилось изучение частоты встречаемости и гендерные особенности СОАГС у пациентов, наблюдающихся в Университетской клинике.
Материалы. Исследование проводилось на базе Лаборатории сна неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники(далее – НЦ УК) и кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии Института последипломного образования КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в 2013-2014 гг. в рамках комплексных исследований по теме № 210-16 «Эпидемиологические, генетические и нейрофизиологические аспекты заболеваний нервной системы (центральной, периферической и вегетативной) и превентивная медицина» (номер государственной регистрации 0120.0807480) совместно с научными образовательными центрами (НОЦ) «Кардиоваскулярная патология» и «Пульмонология».
Всего обследовано 96 человек в возрасте от 18 до 78 лет (средний возраст –43±7,1года),в т.ч. мужчин – 73/96 (76,04%), женщин – 23/96 (23,96%). Пациенты обращались как самостоятельно к сомнологу с жалобами на нарушение дыхания во сне (храп, поверхностное дыхание, остановку дыхания), так и направлялись к сомнологу после первичного обращения к неврологам/эпилептологам Университетской клиники.
Для верификации диагноза СОАГС проводилось анкетирование субъективной оценки сна и оценка сонливости по шкале Эпворта. Проводилось полисомнографическое исследование на аппарате Embla (Исландия), кардиореспираторный мониторинг на аппарате EmblaResMed (Исландия), респираторный мониторинг с пульсоксиметрией на аппаратах ApnaelinkResMed (Исландия) и SomnochekmicroWeinman(Германия).
Результаты: В результате проведенного исследования выявлены следующие гендерные различия.
Мужчины чаще предъявляли жалобы на громкий храп 69/73 (94,5%), остановки дыхания во время сна 54/73 (73,9%), на дневную сонливость различной степени35/73 (47,9%), на повышение цифр артериального давления ночью или в утренние часы36/73 (49,3%).
Женщины реже предъявляли жалобы на храп 10/23 (43,5%), чаще на поверхностный сон с частыми пробуждениями 12/23 (52,2%), на утреннюю головную боль напряжения 11/23 (47,8%), синдром хронической усталости 6/23 (26,1%).
Необходимо отметить, что у пациентов, проконсультированных сомнологом по направлению неврологов НЦ УК, в 5/73 (6,8%) случаев не наблюдался храп или храп наблюдался ранее, но в последнее время родственники отметили значительное уменьшение храпа и появление остановок дыхания во сне. Отмечен половой диморфизм частоты встречаемости и тяжести СОАГС в возрасте пациентов до 50 лет.
По показаниями (при СОАГС 2 и 3 степени тяжести) пациентам была рекомендована CPAP терапия (метод создания положительного давления в верхних дыхательных). Комплаентность к СРАР терапии у мужчин составила более 50% случаев, а у женщин менее 30% случаев. В то же время, комплаентность к сотрудничеству с сомнологом у наблюдаемых женщин была выше, чем у мужчин.


Рис.2. Спектр серьезных соматических и неврологических осложнений и коморбидных состояний СОАГС.

Выводы: Таким образом, СОАГС чаще встречался у мужчин, чем у женщин. С увеличением возраста увеличивалась частота встречаемости СОАГС. У женщин чаще регистрировалась атипичная симптоматика СОАГС. Гендерный подход к диагностике СОАГС позволит минимизировать риск серьезных соматических и неврологических осложнений и оптимизировать лечение коморбидных состояний (Рисунок 2), что важно учитывать врачам первичного звена здравоохранения при планировании диспансеризации населения. Комплаентность к СРАР-терапии имела отличия между полами: женщины реже соглашались использовать CPAP-терапию, но при решении использовать этот вид лечения реже отказывались от ее длительного использования.

Список литературы

1. Кантимирова, Е.А. Современные подходы к диагностике синдрома апноэ-гипопноэ сна // Е.А. Кантимирова, О.В. Алексеева, Н.А. Шнайдер, М.М. Петрова / Вестник клинической больницы №51. 2014. Т. 5, №3(1). С.37-41.
2. Синдром обструктивного сонного апноэ; [под ред. акад. НАМН Украины, проф. Ю.И. Фещенко и проф. Л.А. Яшиной]. К.: Принт-Экспресс, 2003. 25 с.
3. Шульмин, А.В. Дифференциальная диагностика синдрома обструктивного апноэ сна с криптогенной эпилепсией, качество жизни // А.В. Шульмин, Н.А. Шнайдер, А.В. Садыкова, Г.Я. Мельников / Сибирское медицинское обозрение. 2008. № 1. С. 75-78.
4. American Academy of Sleep Medicine Task Force. Sleep-related breathing disorders in adults: recommendations for syndrome definition and measurement techniques in clinical research// Sleep. 1999. Vol. 22. P. 667–689.