Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕПОДАВАНИЕ СТУДЕНТАМ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОСНОВ МОЛЕКУЛЯРНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
25 января 2016г.

Наиболее ответственными периодами формирования здоровья являются эмбриональный этап, пнриоды грудного вскармливания и адаптации ребенка к пище взрослых. Продолжительность жизни, вероятность возникновения болезней в значительной степени зависят от питания в первый год жизни, действия различных факторов окружающей среды и, несомненно, профессиональных качеств врача-педиатра, его способности обнаружить на самых ранних этапах развития нарушения в обмене веществ, обеспечить их своевременную коррекцию для сохранения здоровья детей [2].
Как стать хорошим врачом-педиатром? Кто ихз студентов, а также их родителей и преподавателей, не мечтает об этом? К сожалению не все современные студенты осознают роль кафедр теоретического профиля и смежных дисциплин в формировании интеллекта, профессиональных качеств будущего врача. Они нередко думаю, что в клинике приобретут все необходимые знания, станут признанными авторитетами и уважаемыми врачами. Это их фатальное заблуждение, неисправимая в последующие годы ошибка. Преподаватели должны, обязаны предотвратить их от совершения этой трагической ошибки. Врач без интуиции и интелекта – возможно ли такое? К сожалению, такое бывает.
Сложилось твердое убеждение, что биохимия - это крайне сложный и трудный предмет. Да и нужна ли эта дисциплина будущему врачу в виде формул и реакций. Врач никогда не пользуется ими в повседневной работе. Причина трудного познания молекулярной медицины очевидна – это устаревшие технологии педагогического процесса, направленные на заучивание многочисленных химических формул и реакций. В результате, огромные достижения в области молекулярной медицины и лабораторной диагностики остаются среди студентов и врачей недостаточно познанными и востребованными в практике здравоохранения.
Несомненно, игнорировать химические формулы и реакции при изучении основ молекулярной медицины тоже невозможно. Их символы – это азбука любой химии. Выходом из проблемы должны, очевидно, стать карты метаболизма. Всероссийский научно-методический центр по медицинскому и фармацевтическому образованию давно ставит задачи: создать в вузах для повышения эффективности преподавания биохимии карты метаболизма, обучить студентов пользоваться ими для решения, более важных и нужных проблем в практической деятельности врача [1,3,4,5,6,7,9]. Нами разработаны, утверждены в УМО и используются для обучения студентов два типа метаболических карт - учебный и экзаменационный варианты. Учебный вариант - это, по сути дела, черновик будущих лекций, где, помимо формул, реакций и таблиц, изложена молекулярная логика живых организмов. Лектор и студенты на лекции имеют абсолютно идентичные фрагменты обучающих метаболических карт. Студентам во время лекции не нужно отвлекаться на написание и запоминание химических формул и реакций. На лекциях он должен познать логику химических превращений, их биологический смысл, оценить вместе с лектором молекулярные процессы, которые совершаются в клетках живых организмов, дописать в карту метаболизма комментарии лектора, которые ему кажутся наиболее важным и нужными в познании основ молекулярной медицины. При такой технологии познания предмета студент имеет время для размышления и формирования интеллекта, эмоционального восприятия вместе с лектором молекулярных событий, которые могут привести к возникновению патологии [8].
На коллоквиумах и экзаменах студенту предлагается другой, экзаменационный вариант метаболических карт, с одними только формулами, реакциями и таблицами. Ранее это предлагалось студенту заучить и на экзаменах написать. Теперь задачей студента на экзаменах стало другое. Используя экзаменационный вариант метаболической карты, результаты ранее выполненных лабораторных исследований, он должен продемонстрировать знания и умения в области биохимии и молекулярной медицины. Отвечая на поставленные перед ним вопросы (тесты и ситуационные задачи), студент должен найти в метаболической карте нужный раздел и в объеме учебника и прочитанных лекций объяснить: биологический смысл химических реакций, способы их регуляции в организме животных, возможные причины и варианты нарушения обмена веществ, что в организме пациента при этом будет накапливаться или сформируется дефицит, какими методами лабораторных исследований можно обнаружить эти нарушения в обмене, раскрыть значение выявленных изменений для диагностики заболеваний, какими способами можно исправить возникшие нарушения в обмене веществ.
В профессиональной деятельности будущего врача, несомненно, важны выше перечисленные аспекты молекулярной медицины, а не химические формулы и символы реакций, которые он скорей всего забудет через несколько дней. Некоторые преподаватели полагают, что при такой технологии обучения студент не будет знать формул химических веществ. Это совершенно не так. Если на экзаменах студент в соответствии с поставленным ему вопросом, например, о холестерине, показывает по карте метаболизма формулу холестерина, рассказывает про данное соединение, то претензии экзаменатора к студенту о том, что он не знает химических формул и реакций, не уместны.
Предлагаемая нами технология формирования интеллекта в области молекулярной медицины и лабораторной диагностики, возможно, не является бесспорной. Мы приглашаем преподавателей биохимии и других медицинских дисциплин из России и других стран к дискуссии на эту тему и готовы поделиться результатами новой технологии преподавания этого сложного и крайне важного для практической деятельности врача предмета.

Список литературы

1. Александров А.Ю., Афанасьев В.В. На основе традиций – к инновациям // Высшее образование в России. - 2014. - № 11. - С. 67-73.
2. Возрастная биохимия / Л.А. Данилова. СПб. – 2007. – 150 с.
3. Воробьев Г.А. Инновации в информатизации современного вуза // Высшее образование в России. - 2009. – № 12. – С. 37-39.
4. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. - 2011. – № 8-9. – С. 41-46.
5. Кочетков М.В. Инновации и псевдоинновации в высшей школе // Высшее образование в России. - 2014. – № 3. – С. 41-47.
6. Набокова У.Ю. Повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Высшее образование сегодня. - 2014. – № 3. – С. 64-68.
7. Русина Н.А. Компентентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. - 2010. – № 2. – С. 100-107.
8. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2010. – № 11. – С. 22-27.
9. Sefcik D, Van Winkle L.J. Motivating students to attend basic science lectures // Acad Med. – 2011. - № 86 (2). Р. 152.