Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

Современная трактовка «здоровья» находит свое отражение в определении, представленном ВОЗ, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Вместе с тем, в последнее время в Российской Федерации на фоне нарастания социально-экономической напряженности в обществе, длительно сохраняющегося для большинства регионов страны экологического неблагополучия среды обитания, все чаще и отчетливее проявляются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Данное положение нашло свое отражение в значительном количестве коротких тезисных сообщений материалов гигиенических съездов и конференций [5, 9], а также в статьях ведущих российских профилактических журналов [2, 4].
Цель исследований – изучение факторов, формирующих образ жизни современных подростков, обучающихся в различных образовательных учреждениях г.Саратова.
В качестве объекта исследований были выбраны 15–17-летние учащиеся общеобразовательных школ (группа сравнения) и учреждений начального профессионального образования – УНПО (основная группа). В основную группу вошли 240 девушек и юношей, обучающихся в 4-х УНПО профессиям: повара, речника, водителя городского транспорта, помощника машиниста тепловоза. Группу сравнения составили 248 школьников 10–11-го классов общеобразовательных школ г.Саратова.
Изучение образа жизни подростков осуществлялось методом анкетирования, качество жизни оценивали с помощью опросника МОS SF-36. Функциональное состояние организма подростков оценивали путем объективного измерения антропометрических показателей (вес, рост, окружность грудной клетки), показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, АД), а также с помощью корректурной пробы и теста САН.
Известно, что в значительной степени на развитие патологических процессов в организме детей и подростков могут оказывать влияние т.н. региональные факторы среды обитания, связанные с недостатком или избытком поступления микроэлементов с продуктами питания [1, 3, 6, 7, 8]. Методом 24-часового воспроизведения суточного рациона в сочетании с анализом продуктового состава меню-раскладок проводилась оценка фактического питания. Пищевой статус оценивался на основании индекса массы тела Кетле (ИМТ), показателей витаминного профиля. Изучение содержания витаминов А, Е в сыворотке крови и витамина В1 в моче проводилось флюорометрическим методом на анализаторе биожидкости «Флюорат-02-АБЛФ» («Люмекс», Россия), витамина С в моче – методом титрования 2,6-дихлорфенолиндофенолятом натрия (реактивом Тильманса).
При изучении факторов, формирующих образ жизни обследуемой учащейся молодежи, была установлена сфера ее активности и гигиенических потребностей. У большинства школьников и учащихся УНПО (63,4% и 54,3% соответственно); неудовлетворительным считали свое положение 18,2% и 23,4%; хорошим – 18,4% и 25,1% респондентов соответствующих групп сравнения. Известно, что оценка материального положения в значительной степени обуславливается гигиеническими характеристиками жилья. Так, среди учащихся УНПО, которые оценили свое материальное благополучие как «хорошее», проживали в неудовлетворительных жилищных условиях 5,2%, а среди школьников – 2,9%.
Изучение суточного бюджета времени подростков, показало его значительную роль в формировании образа жизни респондентов. Большая часть суточного времени тратилась на сон. При этом в обеих сравниваемых группах, в не зависимости от гендерных признаков сон в среднем не превышал 7,6±0,4 часов.
Самой распространенной субъективной затратой времени подростков являлось время, затраченное на просмотр телепередач и работу за компьютером. Большинство (74,2% учащихся УНПО и 89,5% школьников) опрошенных на эту пассивную форму отдыха тратили более 1 часа в день. Распространенность активного отдыха обследованных молодых людей была сопряжена с характером учебного процесса в разных учебных заведениях. Число лиц, занимающихся физической культурой, резко снижалось в периоды предэкзаменационной подготовки и сессии.
Анализ девиантной активности подростков показал, что частота алкогольных эпизодов и курения среди учащихся разных учебных заведений была неодинакова. Наиболее распространенными употребление алкоголя и курение наблюдались среди учащихся УНПО. В том числе, среди учащихся-юношей группа употреблявших алкоголь один раз в неделю и чаще составляла 32,2%, среди девушек – 23,2%. Среди учащихся школ потребление спиртных напитков было меньшим: 11,9, % среди юношей и 10,6% среди девушек. Наибольшее число курящих, также было выявлено в УНПО – 64,8%, в школах – 58,4%.
Проведенная оценка особенностей питания в исследуемых группах у подавляющего большинства подростков выявила не только нарушения режима питания, но и отсутствие, практически у всех, респондентов горячего обеда, замененного на продукты быстрого приготовления, или «бутербродное» питание. Максимальные цифры фактической калорийности суточного рациона обнаружены у девушек, осваивающих специальность повара, у которых потребление энергии на 32,1% превышало нормы физиологических потребностей в энергии и составляло 2906,4±987,2 ккал/сутки, что достоверно выше показателей в группе девушек-школьниц (2218,7±1006,1 ккал/сутки; p<0,05). В группах юношей, обучающихся в УНПО и школе, потребление энергии составило 2668,0±991,7 и 2584,7±1100,5 ккал/сутки соответственно.
При анализе макронутриентного состава потребляемой пищи наиболее негативные сдвиги, характеризующиеся увеличением абсолютного и относительного содержания жиров, также отмечены в группах обследуемых девушек: у студенток УНПО – 112,8±5,0 мг/сут, учащихся школ – 88,6±4,2 мг/сут. Потребление белков в суточных рационах юношей и девушек в 78,4% и 86,2% случаев соответствовало физиологическим потребностям. В рационах преимущественно группы юношей-учащихся УНПО отсутствовали продукты высокой биологической ценности: для 24,5% обследованных характерным являлось отсутствие в питании молока, для 30,9% – кисломолочных продуктов, для 16,1% – рыбы. В сравниваемых группах подростков отмечено превышение потребления количества углеводов: в группах юношей, обучающихся в УНПО и школе – 20,9% и 16,8%, в аналогичных группах девушек – 34,8% и 22,2% соответственно. Обращает внимание высокое содержание моно- и дисахаридов в ежедневном рационе девушек-учащихся УНПО, обусловленное, по-видимому, доступностью для последних высококалорийной кондитерской и буфетной продукции.
Среднесуточное потребление подростками эссенциальных нутриентов характеризовалось как недостаточное, особенно в отношении кальция и магния. Также выявлено недостаточное поступление с пищей железа у девушек – 12,8±0,7 мг/сутки у школьниц и 14,1±0,7 мг/сутки у девушек УНПО (при физиологической потребности – 18 мг/сутки). Анализ суточного потребления витаминов у подростков выявил сниженное по сравнению с нормой поступление витаминов: В1 – на 26-34%, В2 – на 38-43%, В6 – на 16-21%, РР – на 20-38%, С – на 16-24%. Среднее содержание витамина Е в сыворотке крови сравниваемых групп юношей статистически не отличалось. В группе девушек-поваров с ожирением концентрация витамина Е была ниже допустимых уровней и составила 6,71±0,9 мкг/мл, что достоверно отличается от показателей в группе девушек без ожирения – 9,81±1,0 мкг/мл.
Содержание витамина В1 в моче у обследуемых подростков также статистически не различалось и составляло: 20,5±7,3 мкг/час и 20,1±6,7 мкг/час – соответственно в группах юношей и девушек УНПО; 20,9±6,5 мкг/час и 17,9±5,9 мкг/час – соответственно в группах школьников. Изучением часовой экскреции (50 – 90 минут) витамина С с мочой установлено сниженное содержание показателя во всех подростковых группах на 19 – 26%.
По данным комплексного клинико-лабораторного обследования подростков 15 – 17 лет выявлено, что в 40,5% случаев девушки, осваивающие профессию повара, имели избыточную массу тела (по ИМТ), ожирение I и II степени – 24,6% и 5,8% соответственно. Средний уровень ИМТ в группе девушек УНПО составил 28,9±7,1 кг/м2, в группе школьниц – 24,1±6,5 кг/м2 В группах юношей, обучающихся в УНПО и школе, среднее значение ИМТ составило 22,1±5,9 кг/м2 и 23,5±5,5 кг/м2 соответственно.
Выявленные особенности качества жизни 15 – 17-летних учащихся различных учебных заведений свидетельствуют о существовании ряда причин, в том числе и связанных с особенностями начального профессионального обучения, и влияющих на формирование элементов здоровьесбережения.

Список литературы

1. Верещагин А.И. Кластеры региональных особенностей питания населения / А.И. Верещагин, А.В. Истомин, Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Клещина, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2013 . – №3(240). – С. 11-12.
2. Войтович А.А. Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Войтович, Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю. // Российский педиатрический журнал. – 2014 . – №1. – С. 38-40.
3. Елисеев Ю.Ю. Перспективы укрепления здоровья школьников на основе оптимизации питания / Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Клещина // Вопросы детской диетологии. – 2009. – Т.7 – № 1. – С. 46-48.
4. Елисеев Ю.Ю. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения / Ю.Ю. Елисеев, А.А. Войтович, Е.А. Дубровина, Ю.В. Елисеева
// Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – Т.16 – № 5(2). – С. 850-853.
5. Истомин А.В. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год / А.В. Истомин, В.А. Кирюшин, Ю.Ю. Елисеев, В.В. Кучумов, Ю.В. Клещина, В.М. Тяптиргянова // Здоровье населения и среда обитания. – 2013 . – №3(240). – С. 38-40.
6. Истомин А.В. Гигиенические аспекты йодного дефицита у детского населения Саратовской области / А.В. Истомин, Ю.В. Елисеева, С.В. Сергеева, Ю.Ю. Елисеев // Вопросы питания. – 2014 . – Т.83 – №3. – С. 63- 68.
7. Клещина Ю.В. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – Т.13 – № 1-7. – С. 1604-1606.
8. Клещина Ю.В. Особенности формирования нарушений питаний у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012 . – №8. – С. 20-22.
9. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной профессиональной школы. В кн.: Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2012.Т.III. С. 550-552.