Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ МОДИФИКАЦИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
08 июня 2017г.

С течением хода истории меняется мир и человек, меняются и следствия взаимодействия между ними, меняется сознание людей, их поведение, жизненные ценностные ориентации.

Высокие информационные, технические, биологические, когнитивные технологии, принесенные третьим тысячелетием, ставят перед человечеством проблемы влияния технологий на природу человека.

Человек – не просто биологическое существо, это более сложная целостная система, которая выражает неизменный союз между биологическими и социальными системами. По Б.Г. Ананьеву, человек – это биологический индивид, в то же время личность, также субъект деятельности, и ко всему прочему – это интегральная индивидуальность [1].

Другое дело, что субъект — всегда личность и его деятельность всегда осуществляется в определенной системе общественных отношений. Однако сама деятельность (труд и т. д.) с ее предметом, орудием и операциональной техникой и субъект деятельности с его сенсомоторным, речемыслительным и знаковым аппаратом не сводятся к общественным отношениям, совокупность которых составляет сущность личности. Сложность ограничения понятий «личность» и «субъект труда» и необходимость различения своеобразных подходов к их исследованию были отмечены нами в прежних работах [2, с. 69].

В антропогенезе становление человека соединено с формированием функциональной способности мозга отражать окружающую среду и применять информацию сознательно под воздействием постепенно происходящих процессов труда и общения.

С древних времен вся структура деятельности человека находилась в подчиненности целевой трудовой деятельности, обусловливающей обмен веществ между людьми и природой.

Человек, выходя из природы, еще не избавившись от воздействия биологических закономерностей, оказывался подвластен требованиям социальных явлений, в результате которых труд для представителей человеческого рода стал определенным способом их жизнедеятельности. Под воздействием труда модифицируется и природа человека, формируется новая форма отношения к природе – труд как единство и взаимодействие физических и интеллектуальных сил.

Взаимодействие человека и общества обуславливается разноречивостью его биологического и социального качеств. Как субъект общественной жизни, человек осуществляется только в обществе, и, в то же время, будучи продуктом окружающей среды, человек отображает особенности формирования биологических и социальных сторон общественной жизни.

Как в естественном, природном, так и социальном плане общество и человека невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как развитие общества происходит в зависимости от формирующих его людей, оно выступает в качестве выражения внутренней сути, образа жизнедеятельности человека. Будучи существом биологическим человек как человек существует только благодаря социуму, в котором развивается и который формирует своей деятельностью.

Общество обусловливает ситуации не только социального, но и биологического совершенствования человека. Деятельно принимать участие в жизни общества, осуществлять творческий потенциал человеку позволяет его биологическое здоровье. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может привести к деградации личности.

В обществе человек не только реализует свою природу, но и сам поставлен перед необходимостью действовать согласно запросам и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого его члена, и, подчиняясь обществу, человек утверждается в собственной сущности. Действуя в противовес требованиям общества, человек не просто наносит урон основам общего благополучия, но и расшатывает собственную природу, деформирует в себе гармонию биологического и социального моментов существования. Человека нельзя рассматривать исключительно в аспекте социальных качеств, поскольку для его развития необходимы биологические исходные положения и условия. Но нельзя свести его и к характерным биологическим атрибутам, так как личностью можно стать только в обществе.

Таким образом, в онтогенезе человека на первое место выдвигаются социальные детерминанты – труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность и культура.

В данной статье проведем исследование эмпирических функций человеческой деятельности.

Динамично изменяя окружающую среду, деятельность является универсальным средством удовлетворения человеческих интересов и потребностей. Творческая активность и творческая потребность, заключающиеся в особом отношении к решению возникающих в деятельности человека задач, дают возможность человеку по-новому взглянуть на окружающую его действительность [3, с. 143]. Будучи важнейшей стороной сущности человека, деятельность выступает исключительно его преимуществом, так как ни какой-либо вид, способ, содержание деятельности не наследуется вместе с биологическим строением тела, все они, приобретаясь в результате воспитания, обучения, практического опыта, являются следствием социального наследования. Однако, это не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его процесс активности в мире, есть жизнедеятельность. Она выражает совокупность явлений, предметов, свойств, необходимых для удовлетворения физиологических потребностей.

Человек – аккумулирует свою собственную деятельность, заменив эволюцию природы историей общества. Благодаря своей целенаправленной деятельности человек формирует надприродную форму, "вторую природу". В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

Представления о труде и о деятельности зачастую рассматриваются как тождественные понятия. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды.

Деятельность представляет на сегодняшний день обширный ряд занятий, охватывающий практически все сферы материального и духовного производства, управления, культуры.

Внутреннюю структуру деятельности можно представить как совокупность последовательных, функционально    определенных    действий,     обеспечивающих    переход    от    общих,    теоретических    и эмпирических знаний к конкретному решению проблемы. Человек использует материальные и духовные средства труда, которые выступают одной из существенных характеристик, показателем развития не только технологических, но и общественных отношений. Материальные средства труда в совокупности составляют искусственную среду, созданную человеком в ходе исторического развития, которая содержит орудия и средства производства. К духовным средствам труда относятся научные знания, методы, результаты научной деятельности.

Культура, наука, воспитание спорт и др. – во всех этих сферах общественной жизни осуществляется внетрудовая деятельность человека. В отличие от труда, в этой деятельности не так точно определены цели, средства, предмет и результат, более многообразен их выбор. Но, в то же время, сфера активности личности, ее автономия и свобода сильнее зависят от характера взаимосвязи внутренних компонентов внетрудовой деятельности. Если труд по существу есть преодоление сопротивления природы и сопровождается большой затратой сил, то деятельность требует большей затраты умственных усилий и нервного напряжения.

В современном  научно-техническом прогрессе одна из закономерностей – увеличение опосредующих связей между человеком и природной средой, превращение материального производства в относительно независимый от природы процесс, контролируемый человеком, человек вытесняется в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

В процессе деятельности человек раскрывает свои творческие возможности, показывает другим свои достоинства, а также остаётся в чужой памяти как действующее существо, а не просто существо [4, с. 80]. Но творчество не присуще человеку от рождения, оно не является природным свойством, это всего лишь возможность. Способность к творчеству развивается в человеке в процессе трудовой деятельности, причем участие в преобразующей деятельности является непременным условием для развития творческих способностей [4, с. 82]. Согласно Франклу основным путем реализации творчества является труд. При этом труд человека приобретает смысл и ценность как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие [5, с. 232].

Следовательно, труд исторически становится исходной точкой для всех форм деятельности человека. Поведение человека можно толковать как внешнее выражение активности. В отличие от деятельности, ему присуща модифицированная связь элементов деятельности. Поведение определяется, прежде всего, уровнем развития личности, ее сознательностью и культурой, а также принятыми в обществе нормами социума. На поведенческом уровне не определяются предмет и результат  труда, происходит трансформация цели в мотив, средство дематериализуется, субъектом деятельности становится личность. Детерминация поведения не так формализована, она скорее носит характер регулирования. Основными компонентами внешней детерминации поведения выступают социальная среда, ситуация, обстоятельства. В силу этого, нужно оценивать человека не по его поведению, а по его деятельности.

Таким образом, поведение – это внешнее проявление деятельности, которое рассматривается в контексте интересов, правовых норм, общественного мнения определенного класса, сословия, общественно группы. Труд и деятельность обладают однотипной внутренней структурой, являясь методологической основой изучения эмпирической сущности природы человека и деятельного подхода к потребностям.

В силу своего умения мыслить, человек имеет свойственный только ему способ бытия – деятельность. Люди не подстраиваются под окружающую среду, а наоборот – меняют её, делают наиболее удобной для себя.

Жизнедеятельность человека имеет как биологические, так и социальные детерминанты, и в онтогенезе человека на первое место выходят социальные факторы, так как процесс биологической эволюции человека как вида после образования Homo sapiens тридцать-сорок тысяч лет назад прекратился, следовательно, завершилось морфологическое развитие человека.

Деятельность человека становится важнейшим фактором влияния на становление, функционирование и инволюцию его природных свойств, образующих неповторимость его индивидуальности. Анализ влияния человеческой деятельности на собственный онтогенез может стать ключом к процессу самосозидания человека трудом, к развитию его возможностей, к формированию новых, так как «…сущность труда заключается в материальном обобщении природных процессов, содержание труда есть определенная степень обобщения механических, физических, химических, биологических процессов» [2, с. 70].

Природа человека – это сложное и многоуровневое явление, имеющее биологические и социальные аспекты, которые могут видоизменяться под влиянием объективных и субъективных факторов.Социальное видоизменяет строение биологического основания способности к труду, а не его природу, создавая отношение подобия между содержанием труда и содержанием его биологических предпосылок. Социальный фактор регулирует развитие биологических задатков в направлении приближения к реальной социальной организации, в первую очередь к структуре разделения труда.

 

Список литературы

 

1.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2.     Золотарева, Т.А. Социальная природа человека в аспекте труда. // Актуальные вопросы современных общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Екатеринбург, 2016. С. 69-71

3.     Золотарева, Т.А. Формирование творческого потенциала будущих специалистов. // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Научный журнал. 2014, №1 (40). Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. С.140-144

4.     Золотарева, Т.А. Творческие возможности личности в процессе деятельности человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 79-83

5.     Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст. ст. Д.А.Леонтьева. – М.:Прогресс, 1990. – 368 с.