Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫМИ ТРЕНДАМИ В РОССИЙСКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В статье рассматриваются гендерные тренды, которые популярны в массовой культуре повседневности. Женские и мужские образы, представляют собой символические репрезентации, которые не только формируют представление аудитории о самих себе, но и выступают ориентиром для построения гендера. Другими словами, гендерные тренды создают набор моделей «правильной»/«неправильной», «успешной»/«неуспешной» (список можно продолжить) мужественности и женственности.

В конце XX – начале XXI веков произошли весьма заметные изменения в символической репрезентации женщин и мужчин в российском обществе. Главными средствами воздействия на гендерные тренды оказывают современные массмедиа: глянцевые журналы, телевидение и реклама, телевизионные шоу, сериалы, популярная музыка, кинематограф, массовая литература.

В период досоветского и начиная с 1917 до 1990 годов главным средством управления гендером была литература, творчество словесников: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в романах И. С. Тургенева и А. Гончарова, в прозе Ф, М. Достоевского в поэзии Н. А. Некрасова и А. А. Блока. Образ русской женщины нашел свое отражение именно в литературе (стойкая, опора мужчине, невеста, мать, самоотверженная).

К сожалению, в настоящее время, литература не столь авторитетна. Она стала явлением масскульта, ведь для массовой аудитории значимой станет та книга, которую «пиарят» в глянце и обсуждают по телевидению.

Массовая культура становится мейнстримом и ориентиры для строительства гендера формируются именно в ней. Массовая культура обладает громадными ресурсами управления гендером, представлениями женщин и мужчин о том какими следует и не следует быть. Такой примитивизм искажает понятие самого гендера, диспуты о положении женщин и мужчин часто становятся темами ток-шоу, и аудитория подсознательно начинает думать, что «гендерное» это то, что имеет отношение к любви, к взаимоотношению между полами, взгляды женщин и мужчин на жизнь друг друга.

Так как масскульт приобретает международный характер, и телепередачи на российском телевидении создаются по образцам зарубежных сценаристов, репрезентации женщин и мужчин утрачивают свою национальную специфику.

Рассматривая образы женщин и мужчин на экране телевизора стоит упомянуть о двух вещах, первое, каждый культурный образ отражает реальные представления людей о гендере, и второе, существуют так называемые «формат», «законы жанра», которые видоизменяют эти представления. Тот самый «формат» становится призмой, через которую массовая культура преломляет проблемы гендерных трендов.




   Таблица 1

Деление жанров по гендерному признаку

  

 

Женщины

Мужчины

Телевидение

Мелодрамы и сериалы

Блокбастеры

Литература

Женские романы

Детективы и боевики

Журналистика

Информационные жанры

Аналитические жанры

Музыка

Поп-музыка

Рок

Компьютерные

игры

 

Аркады

 

Шутеры, спортивные менеджеры

   

   Таблица 2

Гендерные тренды советских и современных женщин и мужчин




Характеристика

Советский мужчина

Сын Родины, матери, борец с преступностью.

Современный мужчина

Одинокий боец в окружении бандитов. Образ мужского братства.

Советская женщина

Невеста и мать, хранительница очага.

Современная женщина

Смягчают нравы мужской среды, создавая подобие большой

семьи. Слабые существа, нуждающиеся в защите, или взбалмошные создания, которые вмешиваются в мужские дела, создавая дополнительные проблемы. Женское соперничество, в обретении достойного мужчины. Жизнь загоняет женщин в частную сферу.

   

   Таблица 3

Репрезентации женщин и мужчин в профессиональной деятельности


Женщины

Мужчины

Работает в команде

Работает самостоятельно

Предлагают незатребованную поддержку

Не предлагают незатребованную поддержку

Задают вопросы по ходу выполнения рабочего

задания

Не задают вопросов

Предлагают высказать свои мнения

Сам берет слово

Признает сложности

Вознаграждает за результаты

 

Согласно опросу, проводимого Левада центром 23 – 26 января 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46  регионов  страны.  Распределение  ответов  приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%


К сожалению, нынешняя массовая культура лишена индивидуальности. Аудиторию приобщают к стандартам внешности, часто повторяется один и тот же сюжет, например приобщение невзрачной девушки к гламурному образу, которое признается как ступень жизненного успеха.

В российской современной культуре видоизменено понятие традиция, то есть исконность гендерных образов и ролей. В советском обществе гендерным трендом признавался мужчина – сын партии, женщина – мать нового поколения советских граждан, работница. Однако в XXI веке тренды изменились, и все больше аудитория начинает принимать желаемое за действительное. Телепередачи, музыкальная индустрия, массовая литература, шоу-бизнес навязывают аудитории образы современных женщин и мужчин, управляют массовой аудиторией и представлениями общества, оказывают мощнейшее давление и продвигают успешные и достойные подражания.



Список литературы

1.      Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры: философско-культорологический анализ [Электронный ресурс]: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. /Н.И. Андреева. - Ростов н/Д: РГБ, 2006. - 290 с.

2.      Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.

3.      Чеснокова О.И. Феномен пола в современной культуре (философско-культорологический анализ): Монография / О.И. Чеснокова. - Витебск, 2004. - с.174.

4.      «Левада-центр» - изучение общественного мнения. – Режим доступа www.levada.ru - дата обращения [25.04.15].