Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Постепенное и неуклонное увеличение количества людей пожилого и старческого возраста в нашей стране актуализирует необходимость рассмотрения вопросов, связанных с социальным окружением представителей старшей возрастной группы. Как указывает ряд исследователей, все чаще с окончанием наиболее продуктивного периода жизни, пожилые люди уходят на пенсию, что приводит к изменению возможностей реализации их личностных ресурсов [1, 2, 13].

Наступление пенсионного возраста для многих пожилых людей означает прекращение трудовой деятельности. В это период значительно снижаются социальные интеракции. Зачастую основным социальным окружением для пенсионеров является семья. По данным исследования, посвященного представлениям пожилых людей об активности в позднем возрасте, проведенного Е.В. Чернышковой, отмечается лидирующая роль семьи в возможности активизации ресурсов социогеронтологической группы [15].

Следует отметить изменения в формах досуга пожилого населения. Как указывает Н.Н. Седова, пожилые люди чаще других практикуют разнообразные традиционные формы досуга, особенно направленные на общение. Так, многие из 61-65-летних людей, продолжающих работать после наступления пенсионного возраста или совсем недавно прекратившие свою трудовую деятельность, довольно часто проводят досуг активно, акцентируя его на культурную составляющую – посещение театров, музеев, выставок и т.д. При этом, по мнению автора, пренебрежение досугом и связанными с ними объективными потребностями человека, в перспективе может привести к усугублению проблем в сфере рекреации и здоровья россиян, их социализации и адаптации, личностного развития и самореализации [11]. Н.Г. Фирсова обращает внимание  на необходимость создания специальных условий, повышающих самооценку пожилых людей, а конкретно, создание досуга, который в свою очередь обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную ситуацию [12].

В данном контексте, для огромного количества пожилых людей семья становится одной из важнейших сфер, в которой осталась возможность реализовать себя.  С точки зрения Е.С. Сагалаевой [10], такое представление о семьях пожилых людей является скорее идеальным, чем реальным. Для взрослых детей пожилые люди нередко выступают в роли надоевших, недовольных, обвиняющих родителей с устаревшими взглядами на жизнь, либо людей, полностью идентифицирующих  свою жизнь с детьми  и  внуками, и, следовательно, не живущих своей собственной, самостоятельной жизнью. Подчеркнем, что такое отношение к старшему поколению во многом определено укоренившимися социальными стереотипами ненужности и финансовой зависимости позднего возраста.

Результатом господства негативных стереотипов пожилого возраста является геронтологический абъюзинг в семье. Однако, как показывают исследования и материалы СМИ, чаще всего жертвами геронтологического насилия выступают люди старше 70 лет, в большинстве случаев пожилые женщины.  Особенно уязвимыми являются пожилые люди, имеющие ограничения в передвижении, страдающие нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, для которых «травмирующая» семья, представляет собой единственным каналом связи с обществом. Субъектами геронтологического насилия являются дети, внуки, родственники или свойственники. В ряде случаев обидчиком становится человек, осуществляющий уход за престарелым человеком [9, 10].

Некоторые отечественные исследователи сходятся во мнении, что после достижения возраста выхода на пенсию происходит постепенное, но неуклонное снижение социального статуса пожилых людей. То есть, очевиден процесс своеобразного отстранения пожилого человека от круга семейного общения, начинается процесс сокращения социальных интеракций, связанный с ухудшением состояния здоровья, мешающим свободе передвижения, приводящий пожилого человека к состоянию одиночества [6, 7, 14].

Но необходимо подчеркнуть, что особенность современной группы одиноких пожилых людей заключается в том, что их возраст социальной и трудовой активности пришелся на советское и постсоветское время. Структура ценностных ориентаций, жизненных установок и потребностей формировались у нынешних пожилых людей в условиях, принципиально отличных от современных, осваиваемых и реализуемых новыми поколениями россиян. Трансформационным переходом конца 1980-1990-х годов определено формирование новых жизненных моделей, освоение которых для нынешних пожилых людей стало проблемным. Произошло разрушение системы устоявшихся социально-психологических установок и общественных отношений, определяющих координаты человека в обществе. По мнению И.С. Кона, в первую очередь одиночество – это не только физическое отношение человека с другими людьми, но и его психологическое состояние [5].

Действительно, одной из главных проблем пожилого человека становится «драма одиночества и невостребованности» – речь идет не столько о материальных трудностях (хотя они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Австрийский психолог В. Франкл видел причину одиночества в утрате ценностей и смысла жизни. У человека нет ни родственников, сверстников, друзей. Это является для него самым сильным стрессом в его жизни. Неудовлетворительное состояние здоровья, сужение круга общения и сфер деятельности – все это ведет к обеднению жизни, к уходу из нее положительных эмоций, к чувству одиночества и ненужности. С возрастом переживание одиночества углубляется. Наибольшую степень одиночества, по мнению ряда авторов, испытывают пожилые люди в возрасте 76-85 лет, в какой-то степени испытывают одиночество в 66-75 лет и в меньшей степени в 55-65 лет. В позднем возрасте происходит переоценка ценностей, основной и всепоглощающей идеей у многих пожилых людей становится забота о личном здоровье, а смыслом жизни – сохранение самой жизни [4, 16].

Существуют различные механизмы преодоления одиночества. Они, по степени их использования пожилыми людьми, распределяются следующим образом: просмотр телевизионных передач, затем идут прогулки, чтение книг, журналов, поиск собеседника, хобби. Любимыми темами для разговора становятся лекарства, способы лечения, травы. По данным различных исследований в качестве главного источника медицинской информации пожилые называют медицинских работников. Для большинства одиноких пожилых наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества. На втором месте – обращение к знакомым и родственникам [3, 8].

Таким образом, анализ отечественных исследований, посвященных вопросам позднего возраста, позволяет сделать вывод о том, что прекращение трудовой деятельности с наступлением пенсионного возраста ставит многих пожилых людей перед проблемой резкого сужения социальных интеракций, изменения социального окружения, зачастую приводящих к одиночеству. Этому во многом способствуют существующие негативные социальные стереотипы пожилого возраста, определяющие данный период жизни человека как период дожития, в значительной степени снижая возможность активизации ресурсов пожилого населения.

 

Список литературы

1.      Абашина А.Д., Зилинских И.А., Юрченко К.Н. Пожилой человек как объект исследований в социологии и социальной работе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2014. № 6. С. 208.

2.      Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.

3.      Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. дис. … докт. социол. наук. Волгоград 2006. 39 с.

4.      Василевич А.С. Подготовка специалиста по работе с пенсионерами: дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2005.219 с.

5.      Кон И.С. Открытие и «Я». М.: Политиздат,1978. 367 с.

6.      Кром  И.Л.,  Андриянова  Е.А.,  Новичкова  И.Ю.,  Чернышкова  Е.В.  Пространственное  измерение инвалидизации в условиях соматических ограничений // Социология медицины. 2011. № 1. С. 54-59.

7.      Кувшинова  О.А.  Проблемы  социального  конструкта  пожилого  возраста  //  Вестник  Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. №1. С. 24-30.

8.      Прохорова М.В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ: дисс. ... канд. социол. наук.Нижний Новгород, 2007.

9.      Пучков П.В. Геронтологическое насилие в условиях демографического кризиса (социологический анализ): автореф. дис. ... докт. социол. наук. Саратов, 2009. 32 с.

10.   Сагалаева Е.С. Ущемление прав пожилых людей в семье // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 231-233.

11.   Седова Н.Н. Досуговая активность граждан // Социологические исследования. 2009. №12. С. 64.

12.   Фирсова Н.Г. Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию // Концепт. 2013. №1 (17). С.34-38.

13.   Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: автореф. дис. … докт. социол. наук. Волгоград 2013; 45 с.

14.   Чернышкова Е.В. Медико-социальные риски пролонгирования активного образа жизни пожилых людей // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 358-361.

15.   Чернышкова Е.В. Проблематизация активной старости в медико-социальном дискурсе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т.6. № 2. С. 481-483.

16.   Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Активный  образ жизни в пожилом  возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики. Саратов: ИЦ «Наука», 2012. 259 с.