Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

На рубеже XX -XXI веков заново активизировалось внимание историков, дипломатов, политиков, экономистов, военных, журналистов к положению, складывающемуся на Северном Кавказе. Ослабление страны вследствие распада СССР, просчеты дипломатов и отрицательные результаты социальных переустройств привели к усугублению социально-политических, экономических, религиозных и других противоречий в этом регионе. В нынешней ситуации Россия сталкивается с массой угроз ее национальным интересам. От инициативности дипломатов по отстаиванию государственных интересов на  Северном  Кавказе зависит будущее  Российской державы. Значимость Северного Кавказа в прошлом российской государственности, его вовлеченность в национальную  политику   является   злободневным    объектом   современных   полемик.   С   точки зрения геополитики северокавказский регион постоянно представлял собой весьма значимый стратегический узел. Северный Кавказ является связующим звеном между Европой и Центральной Азией, обеспечивает выход к трем морям - Каспийскому, Черному и Азовскому, а через Азовско-Черноморский бассейн - в Средиземноморье, к Гибралтарскому проливу и Суэцкому каналу. Через северокавказские республики простираются важнейшие экономические, транспортные и транзитные линии из России в государства Закавказья и далее - в страны Азии, дублировать которые не возможно. Плодородные земли Ставропольского и Краснодарского регионов, ресурсы осетровых Каспийского и Азовского морей, резервы нефти и газа - все это находится на территории Северного Кавказа. Необходимо подтвердить, что тот, кто имеет влияние в этом регионе, в той или иной мере обладает существенной частью евроазиатского материка. Во всем мире более чем достаточно сил, заинтересованных в дестабилизации и ущемлении интересов России в северокавказском регионе [1].

Значимым фактором продолжает оставаться процесс суверенизации некоторых субъектов региона, установлением и формированием ими внешнеполитических и внешнеэкономических связей с сопредельными южными государствами, что реально ослабляет позиции России в данном регионе. Наряду с этим, формирование новых независимых государственных образований в Закавказье влечет за собой трансформацию национальной политики России в данном регионе, а также перспективы ее реализации. Существенной особенностью нынешнего состояния интересов российского государства является то, что они уже не являются доминирующими в регионе, так как это было в царские или советские времена. Наоборот, национальная политика, национальные интересы России в весомой степени опосредованы политикой по отношению к России тех государств, для которых Северный Кавказ играть роль объекта их личных интересов[2].Являясь «отрезанной» от своих естественных рубежей на юге, Россия во многом вернулась к тем границам, откуда старалась вырваться, начиная с эпохи Ивана IV Грозного. В этой ситуации угрозу национальным интересам России представляют, как снова усугубившиеся после распада СССР, нерешенные вопросы, так и возникнувший целый ряд новых. Появилась необходимость по- новому оценить характер и источники угроз для безопасности Российской Федерации в северокавказском регионе. Современная реальность доказывает то, что одну из настоящих угроз для России представляют внутренние конфликты в северокавказских республиках, положение в которых характеризуется кризисным экономическим и социально-политическим состоянием. Особенно навязчиво в последний период в борьбе за вытеснение Северного Кавказа из сферы национальных интересов России применяется религиозно-политический и национальный фактор, который весьма отчетливо просматривается на примере «мусульманских» республик [3].

На Северном Кавказе практически осуществляется внешняя интервенция. Цель ее - не национальное освобождения народов, а неоколониальное закабаление в форме навязывания экстремистской идеологии радикального исламизма и установление надзора за природными ресурсами региона после отторжения от России. Формирование геополитической ситуации на Кавказском направлении в общем и на Северном Кавказе, конкретно, в современных условиях выделяется динамизмом, сохранением очагов вооруженных конфликтов и военно-политической  напряженности,  столкновением  в  данном  регионе  ряда  межгосударственных  и межнациональных интересов, переменчивым и двойственным характером становления новых суверенных государств этого района мира при продолжающихся соперничестве и борьбе на межнациональном, региональном и глобальном уровнях за передел сфер воздействия и контроль над стратегическими резервами региона [4]. Для национальных интересов России на Северном Кавказе в нынешней ситуации свойственным является их динамичность, изменчивость в содержательном плане. Концентрирует на себе внимание то обстоятельство, что спустя десятилетия после развала СССР национальные интересы России в северокавказском регионе все еще находятся в первоначальной стадии формирования и даже осознания: до сих пор не установлены интересы страны в этом регионе мира. Угрозы национальным интересам на Северном Кавказе определены весомым комплексом противоречий, конфронтационными по своей сути интересами и военно-силовой практикой, а также исторической традицией их осуществления и объективными процессами развития России, ее территориальной экспансией на кавказском направлении и процессами самоидентификации этноконфессиональных образований региона. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в северокавказском регионе нужно видеть как совершенно закономерное и объективное явление, обусловленное асинхронным развитием двух межцивилизационных центров силы [5].

Присутствие в северокавказском регионе весомого комплекса вероятных вызовов безопасности интересам российского государства позволяет сделать вывод о незавершенности в начале XXI века эволюции его национальных интересов, что вызывает определение важнейших направлений и курсов укрепления позиций России в северокавказском регионе. Более существенными в вопросе обеспечения национальных интересов России на Северном Кавказе являются политический, религиозный и социально-экономический аспекты. Национальные интересы отображают вполне обусловленные социальные реальности и, как показывает практика, являются узловыми детерминантами формирования стратегических и тактических задач внутренней и внешней политики государства, системы национальной безопасности. В связи с последним, выяснение сути и содержания национальных интересов России, политического устройства их обеспечения является значимой научной и практической задачей [6]. Характер и направленность угроз национальным интересам России свидетельствует о месте и роли Северного Кавказа как наиболее важном факторе внешней и внутренней политики российского государства. Специфика Северного Кавказа обусловлена тем, что хотя экспансия и военные угрозы относительно России были как с Запада, так и с Востока, однако именно с юга, с кавказского направления военная опасность для России стала наиболее постоянным явлением. Следовательно, практически со времени формирования централизованного русского государства вопрос создания безопасных границ на Кавказе становится доминирующим и наследственным в российской истории [7]. Место Северного Кавказа в осуществлении национальных интересов определялось и его значением в системе как региональных интересов России, так и в целом во взаимоотношениях России с ведущими государствами мира, влияя, таким образом, на место и роль России в мировой политике. Наглядным доказательством этого является и нынешняя политическая практика, когда с распадом СССР в регионе появляется существенный комплекс угроз национальной безопасности Российской Федерации и осуществляется противодействие национальным интересам России со стороны как региональных государств, так и в целом ведущих стран мира. Национальные интересы призваны обеспечить безопасность государства, ее устойчивое и прогрессивное развитие. Они нацелены на решение актуальных внутренних и внешних задач, парирование, блокирование, нейтрализацию и предотвращение опасностей, вызовов, рисков, угроз и катаклизмов. На современном этапе Россия соприкасается с множеством угроз национальной безопасности, в том числе и на южном направлении. Усугубление этноконфессиональных отношений на Северном Кавказе столь серьезно, что поставило под вопрос судьбу этого многонационального, южного региона Российской Федерации.

 

Список литературы

1.      Кравченко И.Н. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России // НаукаПарк.2015. № 1 (31). С. 4-7.

2.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Специфика формирования межнациональных отношений в России // НаукаПарк. 2015. № 3 (33). С. 18-20.

3.      Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.

4.      Кравченко И.Н. Общественно-политическое противостояние в 90-е гг. XX века // Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Санкт- Петербург. 2015. С. 6-8.

5.      Кравченко И.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации в условиях развивающейся демократии // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Новосибирск. 2015. С. 12-14.

6.      Кравченко И.Н. Основы национально-государственного самоопределения // Актуальные вопросы современных общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Екатеринбург. 2015. С. 7-9.

7.      Кравченко И.Н. Общественно-политический кризис как военное противостояние // Война, народ, победа в исторической и культурной памяти: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2015. С. 64-70.

8.      Кравченко     И.Н.     Конструирование    макрополитической     идентичности     в     постсоветской     России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2014. С. 119-126.

9.      Кравченко И.Н. Тенденции развития национальной политики в северокавказском регионе // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 124-131.

10.   Кравченко И.Н. Социально-экономическая и национальная политика на Северном Кавказе // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2013. Т.2. № 26. С. 19.