Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ СТАТУС И МОТИВАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА К ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
22 мая 2016г.

Для экономически развитых стран характерно повсеместное увеличение численности лиц пожилого возраста. Увеличение доли пожилых и старых людей в структуре населения в мире, в том числе и в России, является одной из важнейших проблем современного здравоохранения. Многочисленные работы по изучению стоматологического статуса и оказанию специализированной медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста демонстрируют значительную распространённость основных стоматологических заболеваний среди этой части населения, а также их высокую нуждаемость в терапевтической, хирургической и ортопедической помощи [1].

Состояние полости рта у людей старших возрастных групп определенно отсутствием значительного числа зубов. Стоматологический статус у лиц пожилого возраста отличается высокой степенью пораженности кариесом и заболеваниями пародонта [2].

Целью работы было определение отношения лиц пожилого возраста к гигиене полости рта. В рамках планового приема на базе АУ «Республиканская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии (г. Чебоксары) было  обследовано  60 человек в возрасте от 56 до 74 лет в два этапа. На первом этапе путем анкетирования выяснялось отношение пациентов к периодичности посещения врача-стоматолога, к объёму процедур на приёме, кратности посещений в год и соблюдению гигиены полости рта. На втором этапе при проведении лечебно-диагностических мероприятий проводилась оценка гигиенического статуса обследуемых, для этих целей был использован комбинированный индекс Грина-Вермильона (OHI-S).

Результаты анализа анкет (первый этап) показали, что 42% опрошенных пациентов последний раз посещали стоматолога более двух лет назад (из них 19,9% женщин и 45% мужчин), 34% − менее двух лет назад (23,4% женщин и 10% мужчин), 18% − год назад (23,4% женщин и 10% мужчин), 6% − 6 месяцев назад (33,3% женщин и 10% мужчин).

При выявлении периодичности посещения стоматолога оказалось, что 72% опрошенных пациентов обращаются только при необходимости (частыми причинами являются: острая зубная боль, удаление зуба), с профилактической целью 1 раз в год обращается 16% и 12% − два раза в год. На вопрос анкеты о проводимых манипуляциях на приёме 84% ответили, что они обращались для лечения зубов, 16% − для лечения и удаления зубных отложений (камней). Среди женщин 26,7% обращались не только для лечения зубов, но и для удаления зубных отложений. Среди мужчин для удаления зубных отложений обратилось только 10% опрошенных. На вопрос о частоте проведения профессиональных гигиенических мероприятий (в том числе удаления зубных отложений (камней)) 84% опрошенных ответили, что такая процедура им никогда не проводилась, у 12% процедура удаления зубных отложений проводилась 1 раз в год, у 4% − 1 раз в 6 месяцев. Из тех пациентов, которым гигиенические мероприятия проводились 1 раз в год, 84% − это лица, проходившие комплексное лечение (санация полости рта с ортопедическим компонентом), 16% − самостоятельно обратившиеся для проведения профессиональной гигиеной полости рта после консультации врача-стоматолога.

Целью гигиены полости рта 72% опрошенных считают удаление пищевых остатков и ощущение комфорта в полости рта, у 18% гигиенические процедуры охватывают только очистку протезов полости рта, и 10% предполагают, что гигиена полости рта необходима для профилактики стоматологических заболеваний.

Из общего количества опрошенных 76% не разделяют гигиенические мероприятия на домашние и профессиональные, 10% знают о различиях, но лишь 2% из них регулярно (два раза в год) прибегают к услугам гигиениста стоматологического или врача-стоматолога для проведения профессиональной гигиены полости рта.

Таким образом, в ходе анкетирования установлено, что большинство лиц пожилого возраста посещают врача-стоматолога по необходимости в случае острой зубной боли. Для целенаправленного проведения профессиональных гигиенических мероприятий в полости рта пациенты данной возрастной группы не обращаются.

Анализ полученных данных второго этапа показал, что гигиенический статус полости рта пожилых пациентов находится на весьма низком уровне, у 47,1% уровень гигиены определен как неудовлетворительный, у 41,4% пациентов отмечена удовлетворительная гигиена полости рта. Гигиена полости рта на хорошем уровне была выявлена только у 11,5% пациентов.

Анализ проведённого обследования показал, что пожилые пациенты недостаточно хорошо понимают суть профессиональной и домашней гигиены полости рта, способ её проведения и роль в профилактике стоматологических заболеваний.

За время своей работы врач-стоматолог встречается с разными типами пациентов, личностными особенностями, менталитетом. И пожилые пациенты − это группа, требующая к себе особого подхода и коммуникации. Нужно понимать, что у врача-стоматолога не всегда достаточно времени для адекватного психологического подхода к приёму пожилого пациента. Но ряд коммуникационных приёмов помогут врачу наладить контакт с пожилым пациентом и его мотивирования для проведения гигиенических процедур в полости рта, в том числе профессиональных [3]:

1)      Начинать общение необходимо с искреннего приветствия пациента по имени и отчеству для персонализации отношений;

2)     При общении следует использовать максимально простые, понятные в обиходе слова и выражения. Необходимо направлять разговор в русло, поддерживающее интерес пожилого пациента;

3)     Демонстрация интереса к словам пожилого пациента способствует получению нужной реакции и анализу его индивидуальных привычек. У врача появляется возможность оценить информированность пациента о собственной проблеме, а также выявить основные препятствия для проведения адекватного ухода полости рта;

4)    Создание комфортной атмосферы для пожилого пациента способствует устранению обеспокоенности пациента и снижает риск проявления соматических осложнений на стоматологическом приёме;

5)    Следует стараться изменить настроение пациента. Ненужно открыто противоречить пациенту, нужно направлять его для признания собственных ошибок. Одобрение всегда позволяет получить лучшие результаты, чем критика. Таким образом, в конце разговора пациент сам решит, что делать с собственными зубами, без возникновения у него ощущения принуждения, поскольку будет уверен, что поступает правильно и в собственных интересах;

6)     Необходимо хвалить пожилого пациента. Он должен убедиться в собственных силах, чтобы быть уверенным в возможности улучшения состояния своей полости рта;

7)      Следует избегать запутывания пожилых пациентов, предоставляя им слишком  большой объём

информации в течение одного визита. Необходимо убедиться, что пациент понимает суть происходящего. Продолжительность разговора зависит от возраста, уровня образования, самочувствия и эмоционального состояния конкретного пациента;

8)      При проведении диагностики и лечении рекомендуется демонстрировать и объяснять все этапы пожилому пациенту, использовать средства визуализации (зеркала, красители, рентгенограммы, фотографии).

Усилия, направленные на понимание ожиданий и опасений пожилых пациентов, являются неоценимым инструментом его  мотивации.  При подборе  домашних средств гигиены и  планировании профессиональных процедур в полости рта необходимо учитывать возраст пациента,  состояние полости рта, отношение его к предстоящему лечению, психическое здоровье, а также мобильность.



Список литературы

1.     Герасимова, Л.И. Анализ результативности амбулаторно-поликлинической службы / Л.И. Герасимова, Р.С. Матвеев, В.Н. Викторов // Здравоохранение в Чувашии. − 2013. − №1. − С. 52-55.

2.     Мурзова, Т.В. Анализ качественного оформления медицинской карты стоматологического больного / Т.В. Мурзова, Р.С. Матвеев // Главврач. − 2011. − №9. − С.52.

3.     Пародонтология. Гигиенические аспекты / под ред. Г.И. Ронь. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 360 с.