Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

Повышенная тревожность, проявляющаяся в виде неадекватного восприятия определенного круга ситуаций (как угрожающих или катастрофических) существенно ухудшает качество жизни и отрицательно влияет на поведение подростка. По данным ряда исследований [1,2], уровень тревожности у школьников меняется с возрастом и часто наиболее выражен в подростковом возрасте.
Цель исследования
Изучение проявлений уровня тревожности учащихся –подростков и её динамики в зависимости от возраста и гендерных различий.
Материалы и методы
Под наблюдением находились 36 детей (22 девочки и 14 мальчиков), учащихся одной из Пермских гимназий. Исследование проводилось ежегодно в третьей учебной четверти с 2010 по 2014 год. В работе приведены результаты обследования одних и тех же детей в период обучения их в четвертом, шестом и восьмом классах. Использовался тест школьной тревожности Филлипса, рассчитанный на детей младшего и среднего школьного возраста. Тест позволяет определить уровень общей тревожности ребенка, а также дает возможность выявить наличие и количество тревожных синдромов. Из восьми синдромов тревожности, определяемых с помощью теста, в настоящей работе приводятся данные по трем, которые характеризуются наибольшей выраженностью:
-страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим);
-переживание социального стресса (эмоциональное состояние на фоне
которого развиваются социальные контакты ребенка, прежде всего со сверстниками);
-страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок).
Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. При числе несовпадений больше 50% констатируется повышенная тревожность; при 75% - высокая. Подсчет идет в целом по всему тесту, и по каждому фактору.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования общей тревожности учащихся в лонгитюде представлены на рис.1. Как видно на рисунке, общая тревожность повышалась по мере взросления и к восьмому классу была определена у 28% детей. В основном выявлялась повышенная тревожность, но у одной ученицы четвертого класса имела место высокая тревожность ( 3% от числа обследованных школьников и 5% от числа обследованный девочек).



Рис.1. Динамика проявления общей тревожности (количество школьников, имеющих признак)

Результаты изучения некоторых отдельных синдромов – факторов, составляющих общую тревожность, представлены на Рисунках 2, 4, 5.
Как видно на Рисунке 2, страх самовыражения присутствует более чем у половины учащихся четвертых и шестых классов. Среди восьмиклассников повышенная тревожность по этому фактору выявилась у трети учащихся. При этом снижение тревожности по этому фактору с возрастом прослеживалось в большей степени у девочек. Следует отметить, что среди 16 тревожных девочек четвертого и шестого классов у 5 учениц выявился высокий уровень тревожности. В структуре тревожности мальчиков проявление нормы к восьмому классу увеличивается, но и проявление высокой тревожности также увеличивается, что можно наблюдать на Рисунке 3.



Рис.2. Динамика проявления тревожности по фактору «страх самовыражения» (количество школьников, имеющих признак)



Рис.3. Структура тревожности у детей по фактору «страх самовыражения» (количество школьников)

В подростковом возрасте особое значение имеет общение. На рис. 4 представлено проявление тревожности, связанной с эмоциональным состоянием учащихся при взаимодействии с одноклассниками. Как видно на рисунке, тревожность у девочек по мере взросления растет, в то время как у мальчиков сохраняется стабильно повышенной. У девочек четвероклассниц по этому фактору высокий уровень тревожности показали 3 ученицы, что составило 14 % от числа всех девочек. В восьмом классе высокий уровень показала одна ученица (5% от числа всех девочек).



Рис.4. Динамика проявления тревожности по фактору «переживание социального стресса» ( количество школьников, имеющих признак)

Ещё один важный аспект жизни и общения подростков –это оценка со стороны значимых взрослых. На рис. 5 отражена тревожность, связанная со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и видно, что доля этого вида тревожности у детей достаточно высока на протяжении всего изучаемого возрастного периода, но выражена неравномерно. В четвертом классе такую тревожность имели почти половина учащихся, в шестом – каждый третий ученик, а в восьмом –больше половины обследованных.



Рис.5. Динамика проявления тревожности по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»
(количество школьников, имеющих признак)

Для мальчиков восьмиклассников характерна высокая тревожность, что видно на Рисунке 6, она выявлена у 8 человек (38% от общего числа обследованных и 57% из числа мальчиков).



Рис.6. Структура тревожности у детей по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (количество школьников)

Резюме
Общая повышенная тревожность в разных возрастных периодах выявляется у 17% - 28% школьников. Наиболее выражена тревожность по фактору «страх самовыражения». По мере взросления она имеет тенденцию к снижению. Вторым по степени выраженности является страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тревожность, связанная с общением с одноклассниками, переживание социального стресса с возрастом растет, особенно это касается девочек. У детей с повышенным уровнем тревожности могут возникать функциональные нарушения со стороны жизненно важных органов и систем, которые в последствии трансформируются в хронические заболевания. Дети с повышенной тревожностью чаще проявляют обидчивость, конфликтность, агрессивность, что существенно затрудняет их социализацию. В условиях стресса они нуждаются в педагогической поддержке и создании ситуации успеха.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2012. – С. 576.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК». 2000. – С. 304.