Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК С ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
21 мая 2017г.
Актуальность.

Формирование здоровья детей и подростков является основной задачей отечественной медицины [1]. В последние годы в России как никогда остро встал вопрос об уровне здоровья подрастающего поколения. Сложная демографическая ситуация в самой России и длительная социально-экономическая и политическая нестабильность на прилегающих территориях привели к значительному потоку лиц, вырванных из привычных этно-культурных и микросоциальных условий [4]. Обращает на себя внимание резкое увеличение притока на территорию Центральной России вынужденных переселенцев из бывших союзных республик. В  то же время во многих  регионах центральной России  наблюдается длительная отрицательная динамика большинства демографических показателей, значительное снижение уровня здоровья детей и подростков [3]. По данным Всероссийской диспансеризации здоровые дети и подростки составляют менее 10 %, в то время как та или иная хроническая патология была зафиксирована более, чем у 75% школьника.

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению [2].

По данным Рудь Н.П. и Шитовой Т.Н. (2014) проблема школьной дезадаптации появилась в нашем образовании в середине 90-х годов прошлого столетия [5]. С появление в штате образовательных учреждений должности психолога удалось определить ведущие причины инфантильности ряда детей – в ее основе лежало их психофизиологическое состояние здоровья ребенка. Сложность адаптации таких детей к коллективному обучению требует индивидуальных подходов, включающих в себя не только индивидуальную работу с психологом, но и значительное снижение учебной нагрузки, проведения комплекса оздоровительных мероприятий

По мнению Челпанова В.Б. (2014) проблема школьной дезадаптации находится на одном из первых мест по значимости среди насущных проблем современного школьного образования в России [6].

С целью выявления возможной соматической причины развития школьной дезадаптации у девочек 12-14      лет нами было проанализированы показатели, характеризующие уровень физического развития ребенка.

Материалы и методы.

В ходе исследования использовался следующие социологический, и статистический метод медико- социальных исследований. В основную группу вошли 360 девочек с признаками школьной дезадаптации, в контрольную 360 социально адаптированных девочек. Оценить структуру изучаемых показателей в популяции мы смогли на популяционной выборке, которая составила 1028 девочек 12-14 лет проживающих в г.Твери и посещавших общеобразовательные школы. Для изучения дальнейшего влияния показатели, характеризующие уровень соматического здоровья ребенка на развития процесса социальной дезадаптации мы сформировали группу сравнения из 42 девочек 12-14 лет имеющих эпизоды правонарушений и состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Обследование проводились в естественных условиях, не отклоняясь от привычного для ребенка режима дня и не нарушая организационно-методических мероприятий образовательного учреждения. Для оценки достоверности полученных результатов был использован метод угловых отклонений Фишера.

Полученные результаты.

По нашим данным у девочек основной группы в чаще встречался низкий или высокий уровень физического развития, как по сравнению с контрольной группой, так и по сравнению с популяционной выборкой. Причем, низкий и ниже среднего уровень физического развития у девочек со школьной дезадаптацией встречался в 6,7 раза чаще, чем в контрольной группе (р<0,001). В то же время необходимо отметить, что каждая пятая девочка из основной группы имела высокий и выше среднего уровень физического развития (р<0,001). Возможно, дисбаланс между индивидуальными физическими данными и среднегрупповыми нормативами выделял девочек основной группы из массы одноклассниц. Доля детей с крайними вариантами физического развития в группе сравнения была значительно ниже, чем в основной группе и приближалась к аналогичным показателями популяционной выборки.

Оценивая гармоничность физического развития обследованных девочек следует отметить, что доля девочек с гармоничным физическим развитием в основной группе была в 1,76 раза меньше, чем в контрольной (р<0,001) и в 1,3 раза меньше, чем в популяционной выборке (р<0,001). Для девочек с признаками школьной дезадаптации было характерно превалирование дисгармоничного физического развития (р<0,05) по сравнению с популяционной выборкой.

Резко дисгармоничное развитие, как крайняя форма нарушения гармоничности физического развития ребенка, встречалось у каждой седьмой девочки с признаками школьной дезадаптации, в то время как в контрольной группе такие девочки почти не встречались.

Следует отметить, что в группе с социальной дезадаптацией (группа сравнения) доля девочек с резко дисгармоничным физическим развитием была близка к среднепопуляционной и была значительно ниже, чем в группе девочек с признаками школьной дезадаптации. В то же время доля девочек с гармоничным физическим развитием в основной группе и в группе сравнения оставалась неизменной.

Рассматривая структуру соматотипа обследованных девочек следует отметить достоверное снижение в основной группе, по сравнению с популяционной выборкой, доли девочек с мезосоматическим соматотипом, за счет увеличение доли лиц с макросоматическим соматотипом (p<0,001). В контрольной группе доля девочек с микросоматическим соматотипом была незначительна – такие девочки встречались в 3,1 раза реже, чем в популяционной выборке (p<0,001).

Сравнивая структуру соматотипа у девочек с признаками школьной дезадаптации (основная группа) и у девочек с признаками социальной дезадаптации (группа сравнения) мы не нашли значимых отличий. Около двух третей обследованных девочек в обеих группах имели мезосоматический соматотип, что так же, соответствует структуре данного показателя в популяционной выборке. В обеих группах, как и в популяционной выборке макросоматический соматотип встречался в 3 и более раз чаще, чем микросоматический, что достоверно отражает современные тенденции соматического развития девочек в подростковом возрасте.

Выводы.

Таким образом, можно сказать, что крайние варианты физического развития ребенка могут быть важны только на начальных этапах нарушения процесса социализации подростка, когда необходимо наличие физического несоответствия средним внутригрупповым показателям у сверстников. Можно предположить, что наличие нехарактерных, для большинства подростков физических параметров (рост, соотношение разных частей тела, соотношение массы тела и роста ребенка) может служить одним из факторов формирования школьной дезадаптации.

Список литературы

 

1.    Гендерные аспекты ценностных ориентиров современных городских подростков 12-16 лет. / Жуков С.В., Дербенев Д.П., Королюк Е.Г., Рыбакова М.В., Петров В.П., Терещук М.К., Семакова Т.В., Шарый Н.В. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 195.

2.     Гордеева О. Первые признаки школьной дезадаптации [Электронный] // режим  доступа:

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/56876/ (проверено 28.04.2017)

3.   Жуков С.В., Королюк Е.Г., Мищенко С.О. К вопросу о прогнозировании риска формирования функциональных отклонений у подростков. // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6. № S. С. 237.

4.     Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков С.В. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутокинез. Тверь: РИЦ ТГМА, 2011. 102 с.

5. Рудь Н.П., Шитова Т.Н. Согласно профессиональному долгу // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 300-303.

6. Челпанов В.Б. Неблагоприятные функциональные состояния современных школьников // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 243-248.