Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИКЛАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
22 мая 2016г.
THE USE OF DESIGN TECHNOLOGIES OF TRAINING ON CYCLES OF IMPROVEMENT OF QUALIFICHE MANAGEMENT TRAINING OF HEALTH

1Zadvornaya O.L., 2Alekseev V.A., 3Borisov K.N.

1Dr. Sci. (Medicine), Prof. of the Department of international health and foreign languages of the Russian Medical Academy of Postgraduate Education,

2Dr. Sci. (Medicine), Prof. of the Department of international health and foreign languages of the Russian Medical

Academy of Postgraduate Education,

3Cand. Sci. (Medicine), Assoc.Prof. of the Department of international health and foreign languages of the Russian Medical Academy of Postgraduate Education.

 

Аннотация

В статье описан многолетний опыт кафедры международного здравоохранения и иностранных языков Российской медицинской академии последипломного образования в области дополнительного профессионального образования руководителей медицинских организаций с использованием в образовательном процессе проектных технологий. Рассмотрены особенности организационного проектирования в деятельности медицинской организации.

Abstract

The article describes the experience of the Department of international health and foreign languages of the Russian Medical Academy of Postgraduate Education in the field of additional professional education for managers of medical organizations using in the educational process of design technologies. The features of the organizational design activities of the medical organization.

Ключевые слова: проектные технологии; активные методы обучения; управленческие кадры здравоохранения.

Keywords: design technology; active learning methods; management of health personnel.

Отличительной особенностью современного образования является внедрение в образовательный процесс активных методов обучения и инновационных технологий. Основоположниками метода проектов являются Д. Дьюи и В. Килпатрик (США, начало XX в.). Основная идея авторов метода: " обучение на активной основе через целесообразную деятельность обучаемого". Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни и значимая для обучаемого, для решения которой он должен приобрести соответствующие знания, умения и навыки [4].

Сегодня метод проектов является одним из эффективных методов обучения управленческих кадров здравоохранения, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных актуальных проблем системы здравоохранения [1].

Учебная проектная деятельность рассматривается нами как форма организации учебного процесса, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени [2,3]. Проектная деятельность включает поисковую, исследовательскую, экспериментальную, аналитическую работу участников обучения, имеющую практическую направленность в области управления медицинской организацией, предусматривает интегрирование знаний умений и навыков из смежных областей в области здравоохранения.

Метод проектов позволяет моделировать систему управления медицинской организацией на основе разработки и оценки комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организации.

Организационное проектирование позволяет диагностировать состояние системы управления медицинской организацией, установить логические связи между состоянием организации с учетом действия факторов внешней и внутренней среды и технологиями оптимизации использования ресурсного обеспечения.

В качестве ключевых элементов организации рассматриваются: система организационных и культурных ценностей, ресурсное обеспечение, развитие трудовых и человеческих ресурсов, организация взаимодействия и полномочий по системам вертикального и горизонтального разделения труда,  мотивация и стимулирование труда, коммуникации, принятие управленческих решений и др. Инициируя активность обучаемых в различных профессиональных ситуациях, преподаватель содействует формированию и развитию профессионально- значимых качеств личности.

Организационное проектирование может развиваться по двум направлениям:

1.        Комплексное организационное моделирование системы мероприятий по совершенствованию деятельности организации одновременно по нескольким направлениям. Например, формирование общей структурной и функциональной модели организации; распределение задач, определение внутриорганизационных связей, возможность принятия эффективных организационных решений; ресурсное обеспечение организации, методы и технологии оптимального использования ресурсов; разработка регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих обеспечение системы управления медицинской организацией; оценка результатов и качества труда, взаимообусловленность квалификации медицинских кадров, трудовых функций и профессиональных стандартов медицинской деятельности; оценка условий труда, обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности и пр.

2.   Локальное организационное проектирование по одному из выбранных направлений или участков работы организации. Формирование общей структурной и функциональной модели организации имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются направления, по которым должно быть осуществлено последующее более углублённое локальное проектирование всех элементов системы.

Процесс организационного проектирования может быть реализован  с использованием апробированных методов проектирования, например:

-   Метод структуризации целей включает формулирование целей и задач деятельности организации на основе функционального и программно-целевого подхода ко всем видам организационной деятельности исходя из конечных результатов.

-   Экспертно-аналитический метод предусматривает обследование и анализ состояния организации с привлечением независимых экспертов.

-   Метод аналогий и типичных ситуаций состоит в применении организационных форм и механизмов управления по отношению к проектируемой организации. Метод позволяет использовать общие подходы и типичные решения в сфере управления организацией.

Кафедра международного здравоохранения и иностранных языков Российской медицинской академии последипломного образования имеет многолетний опыт подготовки больничных администраторов и организаторов здравоохранения с участием Всемирной организации здравоохранения [2,3]. В настоящее время на кафедре широко используется накопленный опыт преподавания на основе активных методов обучения, включая организационное проектирование на циклах повышения квалификации управленческих кадров здравоохранения. Методология организационного проектирования основана на стратегии активного обучения в малых группах.

Организация проектной деятельности участников обучения включает несколько этапов:

1.        Формулирование   целей   и   задач,   создание   благоприятной   среды   для   обучения, ресурсное и организационное обеспечение образовательного процесса, подбор ситуационных, практико-ориентированными задач, творческих заданий, деловых и ролевых игр, тренингов и пр., носящих актуальный для системы здравоохранения характер.

2.   Организация учебного процесса с использованием различных статусно-ролевых позиций в процессе обучения с их адекватным отражением в практической профессиональной деятельности, формирование соответствующих поведенческих установок.

3.       Оценка эффективности достижения целей обучения, оценка качества процессов непосредственного включения приобретенных универсальных и профессиональных компетенций в практическую профессиональную деятельность. В основе - защита выпускного проекта, направленного на системное решение актуальных проблем здравоохранения, повышение эффективности деятельности медицинских организаций.

Использование проектных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения позволяет более эффективно решать проблемы здравоохранения, осуществлять управленческую деятельность на основе стратегического управления организацией, формировать подходы к разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов развития медицинской организации, оптимальному использованию ресурсов.

 

Список литературы

1.     Астанина С.Ю., Задворная О.Л. Совершенствование модели непрерывного профессионального медицинского образования врачей// Инновации в образовании.2014. № 10.С. 5-17.

2.     Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н., Касаткина Н.С. Развитие профессиональных компетенций в подготовке управленческих кадров здравоохранения//Модернизация, инновации, развитие.2015 № 4.С.283- 288

3.     Задворная О.Л., Алексеев В.А., Вартанян Ф.Е., Борисов К.Н Развитие системы непрерывного профессионального образования управленческих кадров здравоохранения // Модернизация, инновации, развитие.2016 № 1.С.156-161.

4.     Дж.К. Джонс (J.Christopher Jones). Методы проектирования М.: Мир.1986.326 с.