10 марта 2016г.
Туризм одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей в мировой экономике. За быстрые темпы роста он призван экономическим феноменом XX и XXI веков.
На развитие туризма влияет туристический спрос на рынке.
Спрос – это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос и наоборот [1].
Туристический спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства [1].
Туристический спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:
1. Рост народонаселения и увеличение средней продолжительности жизни населения (Рисунок 1, Рисунок 2).
Туристический спрос на прямую зависит от численности населения, чем больше численность, тем выше спрос на туристическом рынке. С увеличением средней продолжительности жизни, увеличилось число людей пенсионного возраста. Сегмент старшего возраста располагает большими возможностями тратить деньги по сравнению с сегментом молодых путешественников. Для сегмента старшего возраста характерна большая продолжительность путешествия, более дальние поездки и большая частота совершения выездов. Туристы старшего возраста тянутся к общению, организованному досугу и физическим упражнениям под наблюдением специалистов.
2. Урбанизация – это рост городов, численности городского населения, повышения
роли города в жизни общества и распространение городского образа жизни на сельскую местность (население) (Рисунок
3) [2].
Урбанизация как социальный процесс
ведет к повышению культурного, образовательного уровня, изменению социальной структуры населения
на селе.
В результате урбанизации сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающихся сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая
составляла часть «непутеществующего» населения, добавляется на туристский рынок как новый сегмент.
Фактор урбанизации приводит к увеличению нагрузки на ежедневную жизнь людей. Для этого фактора характерна прямая зависимость величины агломерации и туристской активности населения, т.е. чем больше население агломерации, тем выше туристическая активность. Кроме того городские жители характеризуются высоким уровнем образования. Влияние спроса города
на туризм сводится к следующему:
- города являются
источниками туристов
для ближайших регионов;
-
необходимость туристического освоения городов и контактов
с приезжими туристами
еще больше побуждает потребность постоянных жителей в выездах;
-
в городах
функционируют различные
туристические организации, целью которых является активизация туристического движения;
- в городах лучше развита
сеть туристических агентств.
3.
Сокращение рабочего
времени и рост свободного времени.
Объем свободного времени значительно увеличился за последнее
столетие. Такие факторы, как сокращение в среднем продолжительности рабочей недели, более длительный отпуск, праздничные дни, школьные каникулы, наличие возможности работать не полный день, занятие внештатных должностей, уход на пенсию, а также изменение в уровне
образования, сыграли значительную роль.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного
времени и достаточных материальных средств для его организации (Рисунок 4).
Тенденция к увеличению свободного времени является
важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли.
Потребность в отдыхе относится к верхнему этажу потребностей человека. Потребности человека в туризме – это потребности в восстановлении и развитии физических
и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном
совершенствовании.
Необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются
увеличение свободного времени и рост материального благополучия общества.
4.
Рост образовательного и культурного уровня населения
(Рисунок 5, Рисунок
6).
Туристская активность
находится в прямой зависимости от уровня образования потенциальных потребителей. Образовательный уровень делает интересы шире, и таким образом стимулирует туризм. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны больше путешествовать. Они тратят
больше средства на туризм.
Фактор образовательного уровня особенно касается молодых путешественников, которые чаще всего совершают поездки в рамках образовательной программы.
Рост культурного
уровня населения вызывает у людей
стремление
к
ознакомлению
с
культурными ценностями своей местности и не только.
Список литературы
1. Все о туризме. Особенности туристического спроса. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/spros.htm (дата обращения 16.04.15).
2.
Пономарева Н.Н. География населения. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 18.04.15).