Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ ЭТНОСА И ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Понятие «этнос» обозначает социальное образование, по своей многогранности сопоставимое с такими смысловыми универсумами, как человек и общество. Этнос является объектом изучения многих научных дисциплин. В последние годы в силу ряда причин - как онтологических (распад СССР, обострение межэтнических проблем), так и гносеологических (изменение парадигмы в отечественном обществознании, возникновение, переосмысление и элиминация многих терминов) - актуализировалась необходимость дальнейшего всестороннего исследования понятия «этнос.

Социально-философская концепция этноса в настоящее время остается малоразработанной, хотя в этнологии отдельные проблемы (объективные и субъективные стороны этноса, внутренние и внешние источники движения и изменения в этносах, форма и содержание в этносах, качественные характеристики и количественные параметры в этносах и их компонентах) решаются в обобщенно-философской форме. Это придает изучению этносов глубину и содержательность, ведет не только к познанию их как явлений действительности, но и к открытию сущностных отношений внутри этносов и между ними.

Субстанциальными системами являются человеческое общество в целом и этнос как его часть. Этнос существует на протяжении многих поколений, самовоспроизводясь и самостоятельно сохраняя свои отличительные особенности. Любой этнос, по крайней мере, в период своего расцвета обладает уникальным универсальным способом деятельности, иными словами, изначально способен только ему присущим образом выполнять все без исключения функции, необходимые для его жизнеобеспечения. Поэтому, с нашей точки зрения, этнос является субстанциальной социальной системой.

Социально-философский анализ сущностных свойств этноса как социальной системы требует рассмотрения соотношения этноса и общества. Выявление данного соотношения осложняется известной многозначностью термина «общество». Оставляя за рамками нашего анализа обыденное употребление данного понятия, сопоставим понятие «этнос» некоторым научным трактовкам общества1. Следует иметь в виду, что на различных уровнях обобщения и само понятие «этнос» приобретает разные смысловые оттенки, а при его сопоставлении с понятием «общество» акцентируются разные проблемы.

1.        Общество как конкретный самодостаточный социальный организм, имеющий вполне определенные координаты в пространственно - временном континууме человеческой истории. Взаимодействие этноса и общества в указанном смысле аналогично соотношению этноса и нации.

2.        Общество как исторически-конкретный тип социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.д.). Сопоставление этноса с обществом в данном смысле поднимает проблемы этногенеза, сохранения трансформации сущностных свойств этноса в его историческом развитии, приводит к широкомасштабному анализу социокультурной динамики этноса.

3.        Общество вообще, как логическая модель, как идеальный тип, интегрирующий существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик. Общество представляет собой системную совокупность социальных групп и индивидов, самодостаточный субъект и одновременно объект интегративного процесса общественной жизни, ее основных сфер. Субстанциальность общества как системы предполагает наличие особых механизмов самосохранения и саморазвития системной целостности, при котором все многообразие частей, свойств и состояний системы имеет единый источник, сводится к единому основанию.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М., 1997. - 448 с. С. 82-83.


Этнос до некоторой степени характеризуется общностью потребностей, отражающего эти потребности коллективного сознания и реализующей их активности. Внутри этноса существуют связи, реализуемые во всем спектре совместной творческой деятельности, а также в разных формах общения. Это позволяет считать этнос интегративным, целостным субъектом творческой социальной деятельности. В роли субъектов этнической деятельности могут выступать как отдельные представители этноса (этнофоры), так и охватывающие их группы (от семьи до этноса в целом). Деятельность этноса складывается и как результат, и как процесс взаимодействия составляющих его субъектов. В этом взаимодействии формируются особые интегративные качества коллективной деятельности, дающие основания рассматривать последнюю не как простую арифметическую сумму индивидуальных актов человеческой активности, а как самодостаточную целостную систему творческого воспроизведения социальности, условий жизнедеятельности, общения и предвидения.

Теоретически деятельность этноса представляет собой синтез всех возможных видов активности (материальной, социальной, политической (управленческой), духовной), исторически определенную форму их реализации. Этнос выступает одновременно и субъектом и объектом такой деятельности. Однако реально в современную эпоху деятельность этносов в результате ускорения развития, усложнения структуры и полиэтничности современных обществ постепенно теряет свою универсальность, перемещается преимущественно в духовную сферу, нередко ограничивается рамками семьи. Индивиды вынуждены осваивать самые разнообразные способы поведения, в том числе лишенные этнической специфики, выполнять социальные роли, выходящие за этнические рамки. В связи с этим доля этнического в обществе постепенно снижается. Универсальность жизненного мира этноса сохраняется только в потенциале и может актуализироваться лишь в кризисных ситуациях, либо вообще безвозвратно утрачивается. Основным субъектом крупномасштабной социальной деятельности становится уже не этнос, а нация. Тем самым в социокультурной деятельности этноса как бы уменьшается доля социальности, этнос все больше трансформируется из социокультурной общности в культурную общность.

Все это дает основания ряду исследователей проводить кардинальные различия между  обществом и этносом. Не отрицая определенной обоснованности такого подхода, следует принять во внимание, что в истории развития большинства современных этносов можно обнаружить фазу компактного и изолированного проживания, когда этнос самостоятельно выполнял все социальные функции. Такая фаза представляется необходимым условием этногенеза. Можно предположить также, что в потенциале каждый «здоровый» этнос (исключая случаи радикального сокращения численности населения или утраты культуры) в гипотетической ситуации изолированного проживания способен восстановить весь спектр социальных действий, стать полноценным обществом. Из этого следует, что соотношение между этносом и обществом исторически изменчиво и наблюдаемые в настоящее время различия между обществом и этносом не носят сущностного характера, а вызваны историческими обстоятельствами.

4.   Общество в наиболее широком понимании, как альтернатива природе, как модель социальности вообще, т.е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный. В этом смысле этнос является полноценным носителем социальности, одной из форм ее проявления, органичной частью социума, полностью сохраняющей его специфику. Следует подчеркнуть, что на столь высоком уровне абстракции невозможно противопоставление этноса и социума, иначе этнос пришлось бы неправомерно отнести к миру природы как альтернативы социуму.

Продолжая рассмотрение данной проблемы, необходимо вспомнить, что общество представляет собой сложнейшую иерархию человеческих объединений, выделяемых по многочисленным основаниям. Одни из них возникают по воле людей, другие - в результате развития исторического процесса. К важнейшим типам общественных образований можно отнести биологический, гражданский и культурный. Этим типам общественных образований соответствуют: расы, определяемые по совокупности наблюдаемых физических и биологических признаков (форма черепа, структура волос, состав и группа крови и т.п.); классы, выделяемые по отношению к власти, собственности и привилегиям, по месту в исторически определенном разделении труда и этносы, складывающиеся на почве единой культуры.

Одним из характерных свойств этносов является устойчивость. Этносы охватывают многие поколения людей, т.е. являются потомственными коллективами с переменным составом. Этносы объединяются особыми узами, сравнимыми с родственными и основанными на предположении об общем происхождении, которые связывают сетью традиций людей, стоящих на различных уровнях социальной иерархии.

Различия между этносами кроются преимущественно в области культуры, трактуемой в самом широком смысле слова. Именно в сфере культуры сосредоточены все основные отличительные особенности народов- этносов. Эти особенности проявляются как в материальной, так и в духовной культуре. Каждый этнос выступает творцом самобытной культуры, уникального универсального способа жизнедеятельности, который и служит его отличительным признаком.

В действительности этнос и общество — хотя и связанные, но совершенно разные явления. Это особенно наглядно видно тогда, когда люди, принадлежащие к одной этнической общности, входят в состав нескольких разных геосоциальных организмов. В отношении общества и этноса первичным является общество. Этносы не имеют своей самостоятельной истории. Их движение, изменение, развитие определяется историй обществ, в состав которых входят. Этносы суть порождения общества. Но это, отнюдь, не исключает, что в определенных условиях они могут приобрести относительную самостоятельность, причем иногда даже значительную.

 

Список литературы

1.     Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / Отв. ред. Бромлей Ю. В. – М.: Наука. 1989. – 243 с.

2.     Барулин В.С. Социальная философия. Общество как мир культуры. –М., 1993.

3.     Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / под ред. А.О. Бороноева. – СПб, 1994.

4.     Момджян К.Х. Введение в социальную философию. - М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. - 448 с.

5.     Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). –М.: Современные тетради.,2003. -777 с.