Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА И АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ВЗАИМОПЕРЕСЕЧЕНИЕ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
03 июня 2016г.

Современное педагогическое пространство предлагает множество различных теорий и концепций, имеющих такую благую цель как воспитание и развитие полноценной личности, способной быть ответственной перед обществом и самой собой.

Например, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4], которая декларируется как методологическая основа разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, четко указано, что выпускник образовательного учреждения должен быть высоконравственной и творческой личностью, инкультурированной в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Какими же способами собирается российское образование воспитывать эти качества личности? Язык искусства изменился настолько сильно, что современной молодежи он непонятен и чужд, он кажется слишком простым,  не  требующим  усилий.  С  точки  зрения  некоторых   представителей  студенческой  молодежи, «мошенничество» в искусстве началось уже с «Черного квадрата» Малевича, потому что даже они, не имея специального образования, «смогут так нарисовать».

В наш век информационных технологий и постмодернизма, когда всеядность и вседозволенность уже стали нормой, необходимо менять подходы к преподаванию искусства. Давно укоренившееся представление о том, что искусство способно воспитать высоконравственную и творческую личность уже не может быть принято на веру априори следующими поколениями, это утверждение требует доказательства и подтверждения, так как китч и псевдохудожественная продукция нередко выдаются за подлинное искусство.

Арт-педагогика, понимаемая как наука, которая помогает стать гармоничной личностью средствами искусства, вступает сейчас в некоторое противоречие с официальной образовательной системой. С одной стороны, развитие креативности и творческого начала в ребенке приветствуется и декларативно провозглашается в стандартах нового поколения. С другой стороны, мы знаем, что есть программа художественного образования, которую необходимо выполнять, есть оценки и отчеты учителей, есть, наконец, огромное количество педагогических кадров, которые не могут и никогда не смогут выстроить диалоговые отношения с ребенком, выйти из роли наставника.

В этом случае, арт-педагогическая среда должна быть шире, чем школа или университет. Под арт- педагогической средой мы понимаем искусственно организованное пространство, в котором личность имеет возможность искать и открывать для себя культурные коды и личные смыслы посредством произведений искусства.

По нашему мнению, арт-педагогическая среда имеет множество точек взаимодействия с культурной средой.

Само понятие «культурная среда» имеет неоднозначную трактовку. Например, в Пояснительной записке к проекту закона «О культуре в Российской Федерации» говорится, что важной задачей является сохранение традиционных культурных ценностей, которые должны рассматриваться как основа для развития культурной среды в современной России. Культурная среда, фундаментом которой служит культурное наследие, может успешно противостоять натиску современной массовой культуры, отвечать на вызовы времени [5]. Культурное пространство понимается как сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью. В идеале должна сформироваться такая культурная среда, в которой бы транслировались традиционные ценности российской культуры, основополагающими из которых  являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, образование, природа, труд, творчество, наука, духовно-нравственные установки.

Цели создания культурного и арт-педагогического пространств схожи. В том и другом случае речь идет о таком идеальном локусе, где бы личность чувствовала себя в гармоничном единстве с собой и обществом. На наш взгляд, понятие «культурная среда» намного шире и может включать в себя не только произведения искусства, но и природные объекты, а также все многообразие объектов культуры. Важнейшим условием ее организации являются принципы гуманизма, разнообразия, возможности социально приемлемого самовыражения, синтетичности.

Вариантов организации арт-педагогической среды может быть огромное количество в зависимости от педагогических задач: от ознакомления детей с видами искусства до самостоятельного проектирования самой этой среды.

Арт-объекты известны как произведения искусства, создающие психологический комфорт личности за счет формирования городской среды, формирующие дух места, позволяющие уйти от скучной типовой застройки, формирующие сомасштабные человеку городских пространств [3]. Большинство современных арт-объектов создаются с утилитарной целью, это, прежде всего, реклама всевозможных товаров и услуг. Коммерциализация затронула все сферы культуры, не исключая искусство.

Педагогическая функция произведений искусства известна с глубокой древности, в частности, знаменитая теория катарсиса Аристотеля. Мы далеки от утверждения необходимости назидательности и нравоучительства в духе соцреализма в современных арт-педагогических объектах. Особенность современной интерпретации педагогической функции арт-объектов состоит в их суггестивной силе и уместности расположения в культурной среде. Современная креативность художников представляет собой, по большому счету, интерпретацию художественных традиций прошлого. Объективной чертой постмодернизма является тенденция эпатажности и скандальности для привлечения внимания и возбуждения эмоций отвращения, негодования и даже физиологической брезгливости.

Представляется, что арт-педагогическое пространство необходимо организовывать, руководствуясь принципами «гуманистической сомаштабности» и «суггестивной незаметности». Необходимо, чтобы окружающие человека арт-объекты не поглощали его размерами или ошеломляли китчевостью, а способствовали настрою на гармоничный лад, чтобы попадая в такую среду, человек мог сосредотачиваться на самом себе, своих смыслах, а произведения искусства действовали «мягкими» средствами.

Именно благодаря тому, что в современном мире возникло огромное количество манипулятивных средств, действующих на бессознательное в коммерческих целях, то на первый план выходит именно организация среды, где невозможно точно определить какой арт-объект на тебя влияет, но атмосфера смысловой самопогруженности достигается синтезом разных видов искусств. Мы действительно сейчас стоим на пороге «новой синтетичности», когда размыты  границы  реальности и виртуальности, и возможности трансформации сознания практически бесконечны. Современный человек, как и тысячи лет назад, обречен все время искать жизненные смыслы, разница заключается лишь в том, что выбор возможных ответов слишком велик. И если классическое искусство, религия, философия помогали найти ответы, то современные культурные формы, наоборот, уводя от готовых ответов, заставляют человека с неизбежной настойчивостью обратиться к самому себе.

Идея синтеза искусств не нова, и в истории художественной культуры можно встретить огромное количество примеров. Известно, что методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к эмоционально-чувственной сфере ребенка, предоставляют возможность для его самопознания, помогают приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Особость современной арт-педагогической среды заключается не в том, что искусство выступает, в первую очередь, средством для самовыражения и самопогружения личности, приобретения навыков рефлексии и эмоционального контроля. Это среда «воспитания чувств», без которых развитие целостной личности невозможно.

Выстраивание культурной среды – это общее дело для многих ведомств и каждого гражданина в частности, и в ней важнейшее значение имеет арт-педагогическое пространство, которое может стать «оазисами» самобытия личности.

 

Список литературы

1.     Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская – М.: Академия, 2001. - 248 с.

2.     Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме// Наука. Искусство. Культура.Выпуск 2. 2013. С. 144-152.

3.     Достовалова А.В. Арт-объекты в городской среде – [Электронный ресурс] – URL: http://archvuz.ru/2015_22/21 (дата обращения: 10.03.2016).

4.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – [Электронный ресурс] – URL: http://gigabaza.ru/doc/73866.html (дата обращения: 14.04.2016).

5.     Пояснительная записка к проекту закона «О культуре в Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – URL: http://depculture.tomsk.gov.ru (дата обращения: 13.10.2015).