Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА КОНСТРУКЦИИ И ДЕКОРА ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА АЛТАЙЦЕВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Бийск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Национальный костюм как вариант текста культуры, обладает определенной стабильностью. Претерпевая изменения под влиянием исторических, экономических, социальных процессов, он в тоже время сохраняет если не первоначальную функциональную специфику, то хотя бы внешнюю эстетическую образность, выдающую принадлежность определенной традиции и этносу. Описания традиционного костюма алтайцев встречаются в работах Вайнштейна С. И., Дьяконовой В.П., Потапова Л. П., Каплан Н.И. и др.

Процесс формирования культуры алтайцев (вернее, входящих в состав данного определения таких народностей как телеутов, теленгитов, алтай-кижи, кумандинцев, чалканцев) осуществлялся под влиянием кыпчаков, монголов, китайцев. Очень много сходства можно отметить в материальной культуре южных алтайцев с казахами, киргизами, тувинцами и другими тюркоязычными народностями. В культуре северных алтайцев наблюдается сходство с русскими, самодийскоязычными (селькупы) народами и с обскими уграми (хантами и манси).

Хозяйственный уклад и образ жизни находят естественное отражение в специфике национального костюма. Так, для южных алтайцев основным средством передвижения зимой и летом была верховая и вьючная лошадь. Соответственно и традиционная одежда – шуба - была приспособлена к верховой езде. Шуба была длинной, её полами можно было укрыть ноги при езде, но, чтобы длинные полы не мешали при ходьбе, телеуты, например, пристёгивали их на пуговицы под подмышками.

Ткани у южных алтайцев были, как правило, покупные. Ткань, купленную у китайцев и у русских, считали более изящной и красивой, чем изготовленную самостоятельно. И поэтому тенденция развития китайского, русского производства тканей влияла на облик национального костюма южных алтайцев.

У южных алтайцев, как представителей культуры скотоводов, основным материалом для изготовления одежды и обуви были, как правило, шкуры домашних животных (лошади, коровы, козы, овцы) и войлок, который делали из овечьей шерсти. Обувь шили также из выделанной кожи лошади, быка или коровы.

У северных алтайцев основным средством передвижения в летнее время была лодка, в зимнее – лыжи. В связи с этим традиционная одежа – пальто (сранда), часто было до колен. Такая одежда облегчала передвижение. Характеризуя костюм северных алтайцев, Ф. А. Сатлаев писал: «Другой верхней одеждой как у мужчин, так и у женщин был длинный кафтан (шекпен), сшитый из домотканого сукна, окрашенного в красный цвет (без подкладки). Воротник, борта и обшлага рукавов обшивались полосой черной ткани или плюшем. Иногда по внутреннему краю бортов был вшит красный кант и вшиты человеческие фигурки»[ 4, с. 135].

У северных алтайцев, также как и у южных, имели распространение головные уборы из войлока. Е.Зайцева и Н. Шатинова описали несколько видов головных уборов из войлока северных алтайцев: «У мужчин из племени туба бытовало три вида войлочных шапок. Борук – она составляла часть промыслового костюма охотника. Другая – войлочная шапка с высоким околышем из загнутых вверх полей и приплюснутым верхом. Третий вид – войлочная шапка имела форму усеченного конуса, снаружи ее обшивали шкуркой утробного детеныша марала, а верх шапки – бумажной тканью, подклад состоял из лоскутов разных мехов» [2, с. 12]. Женщины у северных алтайцев чегедеков и шапок не носили. Они носили платки, как правило, красного цвета.

В качестве приоритетных вообще выделяется однотонные ткани. Судя по сохранившимся произведениям фольклора, алтайцы придавали символическое значение отдельным цветам, среди которых белый, синий, оранжевый.

Характеризуя отношение алтайцев к отдельным цветам и краскам, Эдоков отмечает: «Любовь к радужным тонам, к их переходам и переливам и к контрастным цветовым сопоставлениям сохранилась у алтайского народа до наших дней» [5, с. 141]. Проблеме восприятия цвета у алтайцев посвящена статья С.П. Тюхтеневой – «О символике цвета у алтайцев».

С эстетической и семиотической точки зрения очень важным   дополнением к женскому образу в алтайском национальном костюме была причёска. В причёсках алтайских женщин наблюдаются как общие черты, так и племенные различия. Все замужние женщины у южных и северных алтайцев носили две косы. Длинные косы были одним из первых признаков женской красоты, поэтому косы удлиняли при помощи специальных украшений. Накостные украшения женской причёски имели существенные этнические отличия. Женщины, например, алтай-кижи в косы вплетали накосники – шнуры, оканчивающиеся тяжёлыми украшениями – раковинами каури, нашитыми в три или четыре грани на основу. Накосники соединяли между собой шнурком, низкой бисера. Накосники богатых женщин состояли из двух или трех ярусов раковин, разделенных золотыми, серебряными и медными кольцами, подвесками из бисера и металлических пластин [2, с. 9]. Кумандинские женщины косы украшали подвесками, состоящими из двух медных колец, к которым пришивали два треугольника из красного или чёрного сукна с каймой другого цвета. На внешней стороне треугольника пришивали два ряда раковин каури. Между собой подвески соединялись длинными нитками бисера, которые висели цепью ниже талии. Использование в качестве украшения большого количества бисера, раковин каури для накосников характерно для этнографической культуры разных этнических групп алтайцев.

Обязательной деталью убранства девушек, женщин и у южных и у северных алтайцев были серьги. Серьги алтайцы покупали у китайских, монгольских, русских купцов. Серьги носили, как правило, медные или оловянные. По данным Е. П. Зайцевой, для разных этнических групп алтайцев характерны были различные формы серег. У женщин алтай-кижи были серьги с кольцевыми подвесками, шаровидными или каплевидными бусинами, дисковидными фигурными подвесками с цветными вставками.

Существенное значение в национальном костюме имеет декор. Именно он превращает функциональную одежду в художественно выполненный костюм [1, с. 5].

Орнамент в декоративно-прикладном творчестве алтайцев встречается разных видов – геометрический и растительный. Большое значение имеют зооморфные мотивы. Весь быт и культура несут отпечаток деятельности, связанной с охотой и скотоводством. Украшения одежды, обуви, головных уборов и ювелирных изделий часто напоминают контуры различных животных. Среди них ирбис – снежный барс, волчица, олени и лоси.

Нередко подобные орнаменты встречаются и на обязательных предметах, «украшающих» и отличающих охотника. Так, необходимой частью мужского костюма, как у северных, так южных алтайцев был кожаный ремень с металлической пряжкой, украшенный бронзовыми бляшками. На ремне мужчины носили огниво и нож в ножнах. Огниво (отык) представляло собой небольшой кожаный кошелёк прямоугольной формы, в котором хранились кремешки для высекания огня и трут. Традиционный мужской костюм северных и южных алтайцев дополняли деревянная или металлическая трубка с деревянным чубуком и кожаный или матерчатый кисет, украшенный растительным орнаментом. Алтайская трубка была выкована из железа, головка и чубук составляли одно целое, китайская трубка состояла из деревянного чубука с латунными мундштуком и головкой. Трубку и кисет алтайцы носили за поясом, за пазухой или в голенище обуви. Эти предметы, наряду с тажууром и треножником часто воспринимаются как символы данной культуры, встречаясь в рекламных буклетах, сувенирах, картинах с национальными сюжетами. Традиции декоративно-прикладного творчества питают своими образами творчество современных дизайнеров и художников. Среди последних можно выделить таких мастеров как В. Тебеков и Ю. Бралгин. Произведения Бралгина фольклорны по своей сути, но фольклор интересует художника не как символ национальной идеи или объект подражания, а как интересный, самобытный художественный материал, питающий собственное творчество. В его работах сильно декоративное начало [3, с. 50]. Полотна Тебекова – целая энциклопедия символов и этнографических образов.

Особенность этих художников, как и многих деятелей культуры Сибири как многонациональной территории, состоит не только в интересе к фольклору, стремлении его описать и изучить, но и сохранить в образах современных картин, скульптур, театральных декорациях.

 

Список литературы

 

1.     Алексеева Т.П., Виницкая Н.В. Символика и эстетика декора алтайского национального костюма. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22). С. 5-20

2.     Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой, Н. Шатиновой; худож. И. И. Ортанулов. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. – 96 с.

3.     Виницкая Н.В. Фольклорные мотивы и образы в творчестве Юрия Бралгина. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 49-51.

4.     Сатлаев, Ф. А. Кумандинцы (Историко-этнографический очерк XIX – первой четверти XX века) / Ф. А. Сатлаев. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1974. – 200 с.

5.     Эдоков А.В. Декоративно-прикладное искусство Алтая./ А.В. Эдоков.– Горно-Алтайск, 2006.- 178 с.