Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Авторы:
Город:
Липецк
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

Современная наука характеризуется наличием многоуровневой методологии, согласно которой методы научного познания в зависимости от степени общности и широты применения делятся на философские, общенаучные, частно-научные и дисциплинарные. Философские методы носят универсальный характер при самом высоком уровне абстрагирования; общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, синергетический, наблюдение, дедукция и др.) определяются как промежуточные между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; частно-научные методы – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяющихся в той или иной науке; наконец, дисциплинарные методы – это система приемов, свойственных для научной дисциплины, входящей в отрасль науки или появившейся на стыке наук [3].

В центре внимания статьи находится метод, переросший границы частно-научного, и ставшего дисциплинарным, а именно – метод бинарных оппозиций. Как известно, он сформировался в лингвистике, а затем получил широкое распространение в семиотике, однако, как показывает анализ литературы по данном вопросу, принцип бинарности широко применяется в исследованиях других областей гуманитарного знания, несмотря на критику метода как «не пользующегося всеобщим признанием» в силу «ограниченности его возможностей» [8].

Термин «бинарная оппозиция» происходит от латинского «binarius», что означает «двойной, состоящий из двух компонентов» [5]. Данное понятие было введено русским лингвистом Н.С. Трубецким, впервые предпринявшим попытку систематизации оппозиции. В настоящее время бинарная оппозиция понимается как «универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое –    отрицает» [6, c.72]. Именно бинарная оппозиция рассматривается как одно из неотъемлемых качеств дискурсивного мышления, противопоставляемого различным формам интуиции. Стоит отметить, что некоторые представления о бинарных оппозициях были сформированы в диалектике Платона, а также в формальной логике Аристотеля. Так, в философском наследии Платона гендер раскрывается через комплементарность, то есть взаимодополняемость бинарных оппозиций, а Аристотель был одним из первых, кто ввел в сравнительный анализ такие бинарные оппозиции (два альтернативных варианта), как монархия / тирания, аристократия / олигархия.

Исследователи утверждают, что двоичность восприятия окружающего  мира обусловлена чисто физиологическими причинами, прежде всего тем, что мозг человека разделен на два полушария, каждое из которых выполняет свою функцию, а также тем, что у нас два глаза, два уха, две ноздри, две руки и ноги. В XX веке большую роль в понимании важности и универсальности применения бинарных оппозиций, сыграла фонология, построенная на таких дифференциальных признаках, как глухость / звонкость, твёрдость / мягкость, гласные / согласные. После того как Н. С. Трубецкой построил фонологическую методологию, главным смыслоразличительным понятием которой является именно понятие оппозиции, то есть противостояния по смысловыявляющему признаку, система бинарных дифференциальных признаков начала активно применяться практически во всех сферах структурных гуманитарных исследований.

В частности, было установлено, что в описании любой картины мира лежат различные бинарные оппозиции, которые носят универсальный характер, являющиеся, по словам А.Я. Гуревича, определяющими категориями человеческого сознания. Такие универсальные понятия тесно связаны между собой и образуют своего рода «модель мира», которая помогает людям воспринимать окружающую действительность [2, с. 7]. Универсальные человеческие категории были подробно изучены в одном из исследований Д. Брауна, результатом которого стал вывод о том, что люди любой национальности выделяют следующие бинарные оппозиции: мужской – женский пол, черное – белое, хорошее – плохое [4, с. 394].

О существовании универсальных бинарных оппозиций также говорит Т.В. Цивьян, советский и российский лингвист-славист и переводчик. Исследователь предполагает, что бинарная модель мира ориентируется на максимальную космологизированность сущего. Для представления такого мироустройства была выработана система бинарных оппозиций – 10 или 20 пар противопоставленных друг другу признаков, каждый из которых соответственно обладает положительным или отрицательным значением. Данные оппозиции могут быть пространственными (верх – низ, небо – земля), цветовыми (белый – черный), социально-категориальными (мужской – женский, старший – младший (не только в возрастном значении)), временными (день –ночь, лето – зима) и др. [7, с. 5-8].

Отечественный семиолог и лингвист В.П. Руднев отмечал: «В современной жизни мы также пользуемся бинарными оппозициями: можно – нельзя, положено – не положено, принято – не принято, истинно – ложно, да – нет, утверждение – отрицание, знание – неведение и т.д. Роль бинарных оппозиций, открытая в XX веке, не знает границ: они употребляются в диапазоне от стихотворного ритма, который построен на бинарном чередовании мельчайших  единиц языка (ударный слог – безударный слог), до биологических ритмов дня и ночи, зимы и лета, а также культурных ритмов: идеалистическая культура – материалистическая культура» [5, c.48-49].

В связи с подчёркивающейся в цитате универсальностью бинарных оппозиций нельзя не отметить их роль в культуре и культурологии как науке, занимающейся изучением культуры. Феномен бинарности занимает немаловажное место в европейской культуре и других культурных средах. Так, бинарные оппозиции находят своё отражение в буддистской логике, согласно которой об одном и том же предмете могут быть представлены два абсолютно противоположных мнения, каждое из которых имеет право на существование, так как может считаться верным. Что касается европейского опыта, тесно связанного с бинарными оппозициями, стоит упомянуть апории Зенона Элейского, которые построены по такому двоичному принципу, как аргумент / контраргумент, а также средневекового философа Пьера Абеляра, написавшего труд под названием «Да и нет», в котором он разоблачает противоречивость суждений некоторых авторитетов церкви.

Важную роль в развитии принципа бинарности в целом сыграл антиномический метод познания, применяемый Иммануилом Кантом. Философ утверждал, что человек, хотя и пытается, не может выйти за рамки чувственного опыта, что, по его мнению, способствует появлению тезиса и антитезиса, которые и образуют неразрешимые противоречия, получившие название «антиномия». Стоит также упомянуть Гегеля, который развивает идеи Канта в практическом русле, говоря о том, что миром правит противоречие, под которым он понимал столкновение совершенно противоположных понятий и разрешение их путем объединения. В дальнейшем антиномический метод находит своё отражение в работах Ф. Ницше, К. Маркса, а также в трудах многих других мыслителей.

Бинарные оппозиции достаточно широко используются в европейской науке в целом. Например, в пифагореизме существует противопоставление Единицы и Двоицы. Таким образом, в данном случае друг другу противопоставлены такие категории, как четное и нечетное. Последователи Пифагора вкладывали в эти понятия оценочный момент (нечетное — хорошо, четное — плохо). На основе данного тезиса они выстраивали систему противопоставлений, которые в современной науке и называются бинарными оппозициями.

Клод Леви-Стросс, знаменитый французский этнолог, антрополог и культуролог, доказал, что при помощи бинарных оппозиций можно изучать структуру различных мифов. По его мнению, именно бинарные оппозиции лежат в основе каждого мифа, а, следовательно, они составляют структуру человеческого мышления. По мнению исследователя, «мифологическая логика оперирует оппозициями типа «день / ночь», «верх / низ»,  «правое / левое», причем обычно это не изолированные оппозиции, а их «пучки», ансамбли» [1, c.171]. Именно выявление этих ансамблей и является одной из главных сторон методологии Леви-Стросса. На данной основе он исследует каждый миф, начиная с выделения повторяющихся в нём бинарных оппозиций, заканчивая поиском вариантов таких оппозиций и их объединением. Следовательно, если изучать мифы, используя данный метод, то можно упорядочить все варианты одного и того же мифа, встречающегося в культурах разных племён и народов.

В заключение отметим, что бинарные оппозиции, вне всяких сомнений, являются универсальным средством познания мира, а область их применения практически безгранична.

Список литературы

 

1.     Бакулина, А.В. Принцип двоичности в природе и культуре. Журнал «Вестник Вятского государственного университета» т. 1,н. 2, И: Вятский государственный университет (Киров),2008.- С.171

2. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972 . – С.7

3.   Некрасов, С.И. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник / С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова. – Орел: ОГУ, 2010. – 289 с.

4. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004. С. 394.

5.Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты, М.,«Аграф», 2009 г., с. 48-49.

6.   Трубецкой Н. С. Классификация оппозиций / Основы фонологии / пер. с нем. А. А. Холодовича.— М.: Аспект Пресс, 2000. — С. 72

7. Цивьян Т. В. Лингвистические основы Балканской модели мира. М., 1990. С. 5-8.

8.     Шарафутдинова, Н.С. Теория и история лингвистической науки / Н.С. Шарафутдинова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 284 с.