Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЛАГОЛЫ ВСПОМНИТЬ И ПОМНИТЬ КАК ЧАСТОТНЫЕ ЭКСПЛИКАТОРЫ СЕМАНТИКИ ВОСПОМИНАНИЯ В ПОЭЗИИ А. БЕЛОГО

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
07 июня 2017г.

Символизм – направление, для которого характерно выражение  посредством символов идей и представлений, постижение истинного смысла слова, передача скрытого содержания. Поэзия символистов отличается особой звучностью, изысканной образностью и эмоциональностью.

Наиболее ярким представителем этого направления является Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – русский писатель, поэт. Его эстетическое мировидение отличается предельной сосредоточенностью на противоречивых образах, доминированием духовного мира над материальным, недосказанностью и глубоким подтекстом. Произведения поэта трагичны, так как передают дух современной ему тяжелейшей эпохи, предчувствие катастрофы и отдельной личности, и целого мира.

Поэтическая речь А. Белого в качестве исследуемого материала выбрана нами неслучайно: тема воспоминаний, возвращения к прошлому вызывает несомненный интерес, поскольку составляет смысловую доминанту творчества этого символиста. Поэт обозначает в своих произведениях несколько главных мотивов, к которым постоянно обращается через определенное время, поэтому в стихотворениях А. Белого неразрывно соединяется мир прошлого и мир будущего.

Уникальная стилистика, создание образов, которые вызывают в сознании читателя многоплановые воспоминания и становятся базой для возникновения новых идей, богатство неоднозначных символов являются мощным мотивом к изучению лексических средств выражения семантики представления в текстах поэта.

Под представлением понимается «уникальная промежуточная / синкретичная когнитивная категория, осуществляющая переход от собственно чувственных форм отражения действительности (ощущения, восприятия) к абстрактным (понятию); её механизм – воспроизведение в памяти / конструирование в воображении чувственно-наглядных образов на основе переработки прошлого опыта человека – ощущений и восприятий; форма её проявления в сознании – чувственно-наглядный образ воспоминания / воображения» (Л.Н. Голайденко) [8, с. 66].

Семантика представления как лингвистический феномен, отражающий специфику соответствующей когнитивной категории, объединяет семантику воспоминания и семантику воображения [5].

У А. Белого преобладает лексика с семантикой воображения [9, с. 169], однако взаимопроникаемость прошлого и будущего актуализирует значимость в его поэзии лексики со значением воспоминания, которая используется в 79 стихотворениях поэта [1].

Мы обнаружили 14 лексем (43 словоупотребления) с семантикой воспоминания [6]. Наиболее частотными являются слова вспомнить / вспоминать (14 словоупотреблений) и помнить (11 словоупотреблений).

Рассмотрим подробнее особенности функционирования этих глаголов в поэзии А. Белого.

Глагол вспомнить передает семантику собственно воспоминания, подчеркивая один из механизмов памяти, ее активную деятельность [7].

Обратимся к лексикографическому толкованию многозначного слова вспомнить: “1. Возобновить в памяти, возвратиться мыслью к прошлому. 2. Внезапно вернуться мыслью к забытому, упущенному” [10, с. 109]. Заметим, что данный глагол употребляется только в первом значении:

Или вспомнила вновь / ты весенние дни, / молодую любовь, / заревые огни? (Осень).

Семантика воспоминания реализуется не только посредством лексического значения слова, но и формой прошедшего времени глагола, которая устанавливает взаимодействие действительности и ее отражения в человеческом сознании в виде чувственно-наглядных образов воспоминания, актуализирует их в памяти индивида: представление одной из форм «своего существования – воспоминанием – обращено к прошлому» [4, с. 69]:

О, этот крик из бездн, всегда родимый. / О друг, молчи, не говори со мною!.. / Я вспомнил вновь завет ненарушимый, / волной омыт воздушно-голубою… (Старинный друг).

В обоих примерах семантика воспоминания поддерживается с помощью слова вновь – “Снова, еще раз” [10, с. 92]. Использование данного наречия дает автору возможность подчеркнуть неоднократность, повторяемость воспоминаний, к которым лирические герои будут возвращаться снова и снова. Эти воспоминания живы, они всегда вместе с героями и являются частью их жизни.

Довольно часто в поэзии А. Белого  глагол вспомнить употребляется в форме повелительного наклонения. Например:

Едва / Она / Сломала / Высокий стебелек, – / “О, Королевна, / Вспомни”, – / Пролепетал цветок (Шут);

Здравствуй, брат. За око – око! / Вспомни: кровь за кровь. / Мы – одни. Жилье далеко... / Эй, не прекословь! (Убийство).

Употребление такой глагольной формы акцентирует внимание читателя на наиболее значимых, ценных воспоминаниях героев, императивы побуждают их окунуться в прошлое.

В первом примере автор обращается к лироэпическому жанру – балладе. Фантастический характер произведения позволяет объектам живой и неживой природы (цветы, ветер, воды, луг) призывать Королевну вернуться к забытому прошлому. Объект не вербализован: нет даже словесного намека на него. Возникает художественная недосказанность, создается глубокий подтекст: А. Белый сознательно скрывает объект воспоминания, предоставляя читателю возможность самостоятельно восстановить ситуацию или сконструировать возможное прошлое Королевны.

Баллада относится к стихотворному циклу «Королевна и рыцари (сказки)», поэтому мы можем предположить, что скрывается под объектом воспоминания. Поэтическое произведение вызывает множество ассоциаций субъективного характера. Образ Королевны соотносится с образами Вечной Женственности, Души Мира, космической Софии. Жизнь героини напоминает вечный сон, который пытаются развеять все силы природы. Единственный свидетель происходящего – седой горбатый шут – отмеряет докучный бег минут, нескончаемый и монотонный, как и обыденная жизнь Королевны в замке, обрекая героиню на безрадостное существование. Природа, символизируя Вечность, пытается напомнить Королевне о самом важном: есть другой мир, неземной, где она встретится со своими родителями, вспомнит прошлое.

Мы не исключаем и другую интерпретацию данного стихотворения.

Во втором примере представлены строки из стихотворения, которое отражает трагические перипетии неразделенной любви лирического героя. Адресатом императива является соперник лирического героя, возвращавшийся от любимой женщины. Отвергнутый ею, купец пытается оправдаться перед своим врагом за намерение убить его, используя в своем обращении ставшее крылатым ветхозаветное выражение кровь за кровь – “Месть убийством за убийство” [11], тем самым напоминая о кипящей страсти и неизбывной сердечной обиде.

В следующем поэтическом фрагменте семантика воспоминания реализуется с помощью глагола

помнить, который в русском языке относится к лексике памяти [7]:

Ты помнишь? Твой покойный дядя, / Из дали безвременной глядя, / Вставал в метели снеговой / В огромной шапке меховой, / Пророча светопреставленье... (Сергею Соловьеву).

Глагол помнишь используется автором в форме изъявительного наклонения, однако подразумевается побуждение к действию: автор призывает С. Соловьева вспомнить минувшее. Поэт задает риторический вопрос, ответ на который предполагает возникновение воспоминания о том, как известный религиозный мыслитель прошлого века Владимир Соловьев предрекает светопреставленье – “Конец мира, гибель всего существующего” [10, с. 702], что соответствует христианскому вероучению.

В некоторых контекстах наблюдается синкретизм грамматической семантики, то есть глагол помнишь сочетает в себе и побуждение, и утверждение:

Ты помнишь: над метою звездной / Из хаоса клонился ты, / И над стенающею бездной / Стоял в вуалях темноты (Маг).

Необходимо подчеркнуть, что запомнившийся объект представляет собой образ целой ситуации, иногда он вербализуется, но не расшифровывается:

Помним всё. Он молчал, / просиявший, прекрасный. / За столом хохотал / кто-то толстый и красный (Безумец).

Данный пример содержит подтекст: поэт не конкретизирует картину воспоминаний, а обобщает их с помощью определительного местоимения всё. Оно указывает на что-то очень важное и ценное, о чем лирический герой хотел бы умолчать, поскольку адресант и так понимает, что имеется в виду.

Вместе с тем у А. Белого часто встречаются тексты, в которых детально описывается вспоминаемое:

Ты улыбалась, любя, / помня о нашей весне / Благословляя тебя, / был я весь день как во сне

(Ясновидение);

Помню: перламутровые травы, / Купол ясноглавый, величавый, / Розовые воздухи Эльзаса, / Пушечные взрывы... из Эльзаса (Карлу Бауэру);

Я помню: поймали, прогнали – / Вдоль улиц, прогнали на суд. / Босые мальчишки кричали: / “Ведут – арестанта: ведут” (Бегство).

События, образы, которые возникают в памяти лирического героя, являются объектом прошлого, однако для более глубокого восприятия художественной действительности в данных поэтических фрагментах автор использует глагол в форме настоящего времени несовершенного вида. Между читателем и автором зарождается диалог, во время которого оживают картины прошлого, но воспринимаются они как факт настоящего, происходящего «здесь и сейчас».

Конкретизируемый объект представляет собой комплексный образ (ситуацию), целый этап жизни, который подвергается переосмыслению. Видовременная форма глагола помнить в приведенных примерах акцентирует внимание на постоянности процесса запоминания.

Значение глагола помнить – “Сохранять, удерживать в памяти, не забывать” [10, с. 559] –

«высвечивает» непрерывную фиксацию образов восприятия в памяти человека. Помнить – «первый шаг» к обновлению воспоминаний, к активизации памяти, что передается в русском языке с помощью лексемы вспомнить.

Глаголы со значением воспоминания в поэтической речи А. Белого довольно часто формируют повторы [2, с. 22–33], в которых обычно используются одни и те же грамматические формы:

Старинный друг, моя судьбина – / Сгореть на медленном огне... / На стогнах шумного Берлина / Ты вспомни, вспомни обо мне (Э.К. Метнеру).

Благодаря повтору «возникает эффект восходящей градации, когда наиболее значимой в смысловом отношении становится информация, заданная последним употреблением глагола» [2, с. 24], который оказывается в сильной эмоциональной позиции. В данном примере нарастает желание героя побудить своего друга вспомнить о нем.

В следующем стихотворном фрагменте лексический повтор усиливается анафорой:

Декабрь... / Сугробы на дворе... / Я помню вас и ваши речи; / Я помню в снежном серебре / Стыдливо дрогнувшие плечи (Воспоминание).

Единое начало строк, частичный синтаксический параллелизм – все подчиняется авторскому замыслу сопоставить внешний облик и внутреннее состояние героини: замужней женщине неловко ощущать на себе взгляды другого мужчины.

Большой интерес вызывает стихотворение А. Белого «Арестанты», поскольку в данном произведении воспоминания героя оживляются, перед нами возникает череда событий из его жизни:

Много, брат, перенесли / На веку с тобою бурь мы. / Помнишь, / в город нас свезли / Под конвоем / Гнали в тюрьмы;

Заковали ноги нам – / В цепи. / Вспоминали по утрам / Степи;

Здесь, на воле, меж степей, / Вспомним душные палаты, / Неумолчный лязг цепей – / Наши серые / Халаты (Арестанты).

В первом отрывке автором используется контактоустанавливающее слово помнишь, возникающее на базе глагола в форме 2 лица единственного числа изъявительного наклонения. Ориентированное на адресата, это вводно-контактное слово совмещает «частные значения акцентирования и побуждения, а форма изъявительного наклонения употребляется в переносном значении – в значении повелительного наклонения» [3, с. 33]

Переносное употребление формы наклонения способствует, на наш взгляд, «появлению ещё одного смыслового аспекта высказывания – семы “Совместность представления”»: “Я помню, и ты помнишь – давай будем вспоминать вдвоем”. Контактоустанавливающее слово помнишь «выступает в качестве знака непрямого <…>, мягкого приглашения адресантом адресата к воспоминанию сообщаемого» [3, с. 33].

Герой стремится установить связь с собеседником, таким же арестантом, побудить его вспомнить, какие трудности им пришлось вместе пережить. Обращение к собрату происходит в настоящем, но отправляет героев к воспоминаниям. Перед глазами встают картины прошлого: как арестантов везли в город – в тюрьму.

На это указывает и форма прошедшего времени глагола вспоминали во втором фрагменте. Здесь объектом воспоминания является степь – символ свободы. Это воспоминание становится для героев произведения спасением и надеждой, основой конструирования возможного будущего. Лирическому герою представляется, как он на свободе будет вспоминать свое тюремное заключение – об этом мы узнаем в третьем отрывке благодаря употреблению глагола в форме будущего времени вспомним.

В приведенном примере, рассматриваемом целостно, автор намеренно использует разные видовременные формы глаголов: первый – вспоминали – подчеркивает длительность, повторяемость воспоминаний-мечтаний о воле; второй – вспомним – позволяет обозначить кратковременность воспоминаний о том, о чем героям и вовсе не хотелось бы вспоминать.

В поэтических произведениях А. Белого сложно уловить тонкую грань между воспоминанием – воспроизведением прошлого опыта – и, как это ни парадоксально, воспоминанием-мечтой о возможном будущем. Например:

Весна. / На кресле протертом из ситца / старушка глядит из окна. / Ей молодость снится. / Всё помнит себя молодой – / как цветиком ясным, лилейным / гуляла весной / вся в белом, в кисейном (Воспоминание).

В этом сне-воспоминании героиня  возвращается  к своему прошлому. Воспоминания в данном контексте – повторяющееся явление, потому что они всегда будут жить в подсознании героини, в них отражается взаимодействие двух временных планов: прошлое и настоящее постоянно проникают друг в друга благодаря сну пожилой женщины и пробуждению от него.

Непроизвольный характер сна позволяет сделать предположение о том, что образы, возникающие в памяти героини, благодаря ее фантазийному мышлению аккумулируются в воображаемом будущем, поскольку человек на подсознательном уровне мышления порой помимо воли оказывается в мире грез.

Как видим, взаимосвязь и «взаимоперетекание» прошлого, настоящего и будущего подтверждается одновременным функционированием лексики с семантикой воспоминания и воображения (снится → помнит).

Таким образом, активное функционирование глаголов со значением воспоминания в поэтических текстах А. Белого объясняется тем, что для носителей русского языка характерно обращение к образам памяти, возникающим в человеческом сознании. Данные глаголы, взаимодействуя со словами со значением воображения, образуют целостное «временное» ядро, объединяющее прошлое, настоящее и будущее, позволяют раскрыть внутренний мир героев, передать их чувства и мысли, усиливают эмоциональный фон произведений.

Семантика воспоминания передается не только на лексическом уровне, но и посредством таких грамматических категорий глагола, как вид, время, наклонение, благодаря которым возникают дополнительные смысловые оттенки, раскрывается художественно-эстетическое содержание текста.

Использование А. Белым глаголов со значением воспоминания, с одной стороны, подчеркивает живой характер, активную деятельность памяти персонажей, с другой, – триединство временных планов, возможность их взаимопроникновения.

 

Список литературы

 

1. Белый А. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Терра – Книжный клуб, 2005.

2. Голайденко Л.Н. Глаголы и девербативы с семантикой представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 286 с.

3. Голайденко Л.Н. Глаголы со значением воспоминания / воображения в функции вводно- контактных слов (на материале художественной прозы) // О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Челябинск, 6 июля 2015 г.). Вып. 2. – Челябинск: ИЦРОН, 2015. – С. 31–37.

4. Голайденко Л.Н. Категория времени глагола как грамматическое средство выражения семантики представления в художественной прозе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 11 (53): в 2-х ч. Ч. 1. – С. 67–75.

5. Голайденко Л.Н. Категория представления как структурно-семантическая (на материале художественной прозы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск: ТГПУ, 2013. – № 3 (131). – С. 140–145.

6. Голайденко Л.Н. Лексика со значением представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 142 с.

7. Голайденко Л.Н. Лексико-семантическое поле представления в современном русском языке: ядро, лексико-семантический класс воспоминания и периферия (на материале художественной прозы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 10 (52): в 2-х ч. Ч. 2. – С. 64–71.

8.        Голайденко Л.Н., Куптараева Э.В. Дефиниция «представление/я» в философских, психологических и лингвистических словарях // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 6 (60). Ч. 2. – Тамбов: Грамота, 2016. – С. 62–69.

9. Куптараева Э.В. Лексика со значением представления в поэзии Андрея Белого (на примере субстантива сон) // Ученые записки Орловского государственного университета. – Орел: ОГУ, 2016.– № 4 (73). – С. 168–173.

10.       Ожегов  С.И.  и  Шведова  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка:  80  000  слов  и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп.– М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

11.   Фразеологический словарь русского литературного языка: Ок. 13 000 фразеологических единиц / А.И. Фёдоров. – 3-е изд., испр. – М.: Астрель, АСТ., 2008. – 878 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: enc-dic.com/rusphrase/Krov-za-krov-9443.html (дата обращения 22.03.2017).