Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ А.С.ПУШКИНА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Творчество А. С. Пушкина неразрывно связано с темой истории России. Писатель использовал историческую основу для создания большого числа произведений прозаического и поэтического характера, где он не просто воспроизводил ход исторических событий, но и делал попытку дать им оценку с точки зрения поэта и гражданина.

Пушкин с ранних лет был страстным поклонником литературы и художественного и исторического направления. Библиотека писателя включала большое количество книг по истории. А. С. Пушкин живо интересовался трудами российских и иностранных историков: Карамзина, Гизо, Батюшкова и др. В число любимых писателей поэта входили авторы, неоднократно обращавшиеся к исторической тематике: Державин, Жуковский, Мольер, Байрон, Гомер, Плутарх, Вальтер Скотт, Шекспир и т.п.

Благодаря тяге к изучению истории Пушкин смог накопить солидные знания энциклопедического характера, которые дополнялись и собственными впечатлениями. Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» [5: 20]. Руководствуясь этим принципом, многие отечественные писатели в разные эпохи обращались за вдохновением к историческим источникам. Ими двигала не только гордость за великую историю России, которую они стремились описать, но и желание разобраться в прошлом, чтобы глубже понять причины событий своего времени, ведь связь времен всегда неразрывна.

Внимание к истории России – замечательная страница творческого наследия великого поэта. Пушкин считал, что гражданин обязан бережно относиться к историческому прошлому, ведь для истинного патриота нет ничего важнее, чем «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» [2: 596].

Обращаясь к исторической тематике, Пушкин не мог обойти вниманием Петра Первого, с которым у него, как это не странно, было много общего. Учитывая великие реформы этого яркого государственного деятеля, который «двинул» развитие России вперед, с можно сравнить и Пушкина, ставшего своеобразным Петром великим в отечественной литературе. Тема Петра – одна из самых распространенных в русской литературе, и в творчестве Пушкина в частности. Поэт видел в нем не только исторического деятеля, Петр для него был символом мощной преобразовательной силы человечества, так как он смог привлечь сердца людей, взял на вооружение науку для развития общества, был ярым сторонником всеобщего просвещения и постоянно ставил во главу угла мысль о великом предназначении России, стараясь своими трудами и делами вести ее к процветанию.

Наиболее полное раскрытие личности Петра, который «на троне вечный был работник» [2: 157], Пушкин дал в своем историческом романе «Арапе Петра Великого», первая публикация которого вышла в 1837 г. В этой книге автор показал самодержца с разных сторон: Петр с отеческой заботой об Ибрагиме, Петр – вечный деятель, простой и непринужденный в общении, Петр с критической оценкой аристократии, стремившейся к нормам западных дворян. А в сюжетной ветке с Ржевскими Пушкин показал Петра деспотом, выдав их дочь за своего фаворита Ибрагима, чем разрушил счастье Натальи и Валериана. Стремление Петра европеизировать Россию и отрицание реакционной старины не помешали ему быть типичным русским человеком. По словам Пушкина, Петр принимал многие русские обычаи и традиции, в которых не было патриархального примитивизма с дикостью.

В беседах с Ибрагимом царь показал свое истинное добродушие и веселый нрав, «что никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России» [6: 17]. Царь играет роль свата для своего крестника, ему по душе национальные блюда, он не откажется от увеселений и отдыха. Петр показан заботливым и внимательным человеком, который переживает за судьбу Ибрагима и готов помочь ему во всем, даже в случае своей смерти.

Пушкин показал царя живым человеком, склонным к веселью, добродушному лукавству, гостеприимным и радушным хозяином. Такие черты дополняют образ царя-реформатора, который видится автору воплощением национального характера. Пушкин отмечает, насколько царь был демократичен, он судил о людях и подбирал себе в окружение тех лиц, которые отличались умом, образованием, а не принадлежностью к высшим слоям общества. Пушкин показывает, насколько исторически закономерны все петровские преобразования и чем вызвана их необходимость.

Современники поэта дали роману самые высокие оценки, хотя книга осталась незаконченной. В. Г. Белинский писал: ««Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман» [1: 576].

К самым значительным историческим произведениям Пушкина относится повесть «Капитанская дочка», впервые опубликованная в 1836 г. Объем работы по изучению исторических материалов и источников при написании этого произведения писателем стал наиболее значительным в творческом процессе. «Капитанская дочка» создавалась параллельно с историческим трудом «Историей Пугачевского бунта», серьезным документальным произведением, в основе которого лежит огромное количество свидетельств и кропотливая работа в государственном царском архиве, позволившие создать правдивую характеристику и описание ожесточенного противостояния двух враждующих сторон.

Повесть «Капитанская дочка» отходит от научной тяжеловесности, это художественная книга, написанная на материале исторических документов. Но несмотря на это Пушкин попытался на судьбе своих вымышленных героев, оказавшихся в гуще событий, продемонстрировать суть исторического момента, имевшего место в прошлом нашей страны, проследить за ходом истории, выявить его закономерности и дать свою философскую оценку бунта, жизни и истории в общем контексте.

В повести разворачивается яркое полотно стихийного восстания крестьян. Писатель показал всю широту национального и социального фона восстания, ведь за Пугачевым пошли и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов.

Главным принципом, взятым автором за основу произведения, стал принцип историзма, так как ключевой линией сюжета стали реальные исторические события. Судьбы вымышленных героев тесно переплетены с реальными историческими деятелями. Автор удачно выбрал для написания форму мемуаров, что говорит о его исторической проницательности. В 18 веке в самом деле могли появиться воспоминания участников пугачевского восстания. Не случайно Пушкин выбрал в качестве рассказчика Петра Гринева. Ему был необходим «свидетель», который бы имел прямое отношение к событиям, был бы знаком с самим Емельяном Пугачевым и его соратниками. Пушкин специально избрал на эту роль дворянина и офицера, который верен своей присяге и долгу перед Родиной. Гринев показан автором образцом офицерской чести, благородства и доброты. Он отказал Пугачеву в ответ на предложение перейти на его сторону, так как уже присягнул императрице.

Пушкин устами Гринева рассказывает читателям не только о жестокостях и кровавых расправах пугачевцев, он также повествует и о справедливых деяниях Пугачева, его широкой душе, народной смекалке. Петр Гринев трижды проверял свою удачу перед лицом неминуемой опасности, и Пугачев трижды его прощал. Гринев отмечает: «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты» [4: 388].

Большое место в книге отдано Емельяну Пугачеву. Автор последовательно раскрывает его характер по ходу действия исторических событий. Впервые Гринев с Пугачевым встретились в главе «Вожатый», а во вторую встречу Петр увидел уже не мужичка, а предводителя мятежников. Сцена освобождения Маши демонстрирует нам все великодушие и справедливость Пугачева. Он наказал Швабрина и отпустил Гринева с невестой. Емельян Пугачев у Пушкина выступает не в роли человека с ярлыком кровожадного убийцы, образ которого был распространен в публицистике 18-19 веков, а перед нами талантливый, отважный и смелый человек из простого народа.

Писатель глубоко раскрыл личность Пугачева, отметив его положительные качества – ум, смекалку, храбрость и героизм. Пугачев стал для Пушкина выразителем национального характера, который беспощадно готов уничтожать все антинародное, но проявляет великодушие и гуманность к простому народу.

Вместе с тем Пушкин показал, насколько Пугачев беспощаден к помещикам, не выделяя из них «добрых» или злых». Он чинит жестокую расправу с капитаном Мироновым и его людьми, хотя они добрые люди, а не угнетатели крепостного народа. Но Пугачев также не забывает добро, которое ему делал Гринев. Наградой за чарку водки и знаменитый заячий тулупчик, которыми Петр одарил его в буран, стала впоследствии жизнь Гринева.

Пугачев для Пушкина является не только лидером бунтовщиков, который смог ввергнуть в панику государство, но и простым казаком Емелькой. Автор умело показал насколько политически незрелым и слабым оказалось восстание крестьян. Пугачев заставляет называть себя «царем-батюшкой», потому что в народе всегда жила вера в «доброго царя». Автор окрасил Пугачева и в юмористический тон: его штаб- квартира украшена мишурой, а своих товарищей он называет «господами генералами». Но этот мягкий юмор не обесценивает образ предводителя восстания, потому что для Александра Сергеевича ключевым фактором в образе Пугачева стали его величие и героизм, заключенные сказке об орле и вороне: лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью.

Оценивая значение произведений А. С. Пушкина для дальнейшего развития отечественной литературы, нужно отметить, что он стал родоначальником традиций русской исторической прозы. Подобные разновидности обработки исторических источников в последующие периоды русской литературы будут использовать Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов и другие.

 

Список литературы

 

1.   Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. Том 7. 732 с.

2. Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1959—1962.Том 1. 643 с.

3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. 799 с.

4. Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 5. 658 с.

5. Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 тт. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 6. 583 с.