Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СВЯТАЯ ТРОИЦА НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Русский Север обладает необыкновенной силой притяжения. Здесь много сакральных намоленных мест, что говорит о позитивном влиянии Русского Севера на человека и о его неразгаданных тайнах. В любой духовной традиции большое внимание уделяется внутренней чистоте, которая включает как чистоту тела, так и всего пространства человека. Такой чистотой отличаются сакральные пространства Валаамского, Соловецкого и других северных монастырей, наполненные духовной энергией живших здесь когда-то в строгой аскезе и молившихся за весь мир иноков, совершивших многочисленные духовные подвиги.

Являясь носителем духовной энергии, человек ищет соответствие себе в окружающей жизни. В поисках небесной страны, Нового Иерусалима, Града Китежа отправлялись иноки на Русский Север, представляющий из себя информационно-энергетическое пространство с развитой системой энергетических полей, через которые открывается путь возможного контакта с мировой энергетической системой. Гармонию Русского Севера, его триединство, составляет, по нашему мнению, Космос, Земля и Вода. Как известно, вода является той физической структурой, которая накапливает, хранит и передает информацию. Бескрайние водные просторы Белого моря, Онежского и Ладожского озер, а также тысячи северных озер и рек являются мощным и ценным резервуаром, где тысячелетиями накапливалась и передавалась человеку ценная для него информация. Источниками подобной информационной энергии являются также и камни, встречающиеся повсеместно в Карелии, Беломорье, на Соловках, и деревья — зеленое богатство Русского Севера. Энергетические поля водоемов, камней, деревьев, являясь той самой энергией, которую ощущает на себе человек, проникают в его энергетические поля, взаимодействуют с ними, в результате чего человек  получает определенную информацию о данном  месте, вызывающую желание остаться здесь или уйти, если это темное — гиблое место.

Понятие «жизнь в Боге» издавна реализуется в местах, изолированных от мира: монастырях, скитах, пустынях, являющихся центрами сосредоточения, накопления и передачи духовной энергии. Вяч. И. Иванов считал, что жизнь в Боге — это воистину жизнь, духовное возрастание, лестница небесная, нагорный путь. Достаточно выйти в дорогу, найти тропу, остальное приложится само собой [2; 188]. Метафизика всеединства характерна для русской религиозно-философской мысли. Принцип всеединства составляет основу философской системы В. С. Соловьева [9; 110]. По мнению Л.П. Карсавина, метафизика всеединства представляет собой отличительную черту национально-русского сознания. Каждый человек, считает он, в себе есть триединая личность. Иными словами, человеческая личность — образ и подобие Пресвятой Троицы, но образ и подобие несовершенные. Ибо в Божьем Триединстве все три единства суть одинаково ипостаси [5; 64].

Монастыри на Русском Севере, как и само сакральное пространство северной земли, объединяет образ Святой Троицы. Святая Троица представлена в христианстве как Животворящая и Живоначальная. Триада в христианской Святой Троице выражена такими признаками как неслиянность, нераздельность и единосущность. Почитание Троицы на Русском Севере занимает важное место в духовной жизни Валаамского, Соловецкого, Александро-Свирского монастырей.

Преподобный Сергий Радонежский построил в своем монастыре деревянный храм Пресвятой Троицы, в котором видел призыв к единству Земли Русской, во имя высшей реальности. По монастырским источникам на Валааме уже в X веке был православный монастырь Святой Троицы, который застал преподобный Авраамий Ростовский, прибывший на Валаам из Чухломы в 960 г. Здесь он принял монашество. Впоследствии преп. Авраамий содействовал Ростовскому епископу Феодору в просвещении Ростовской земли и в 990 г. основал на Ростовском озере свою обитель [6; 135]. Если Лавра является Домом преподобного Сергия, то Валаам — это место, где свято чтут память о покровителе русского народа, которого П.А. Флоренский называл «Ангелом- Хранителем России». На лесной дороге за Игуменским кладбищем и Николаевской пустыней на Валааме стоит часовня преп. Сергия Радонежского, в образе которой, «одной из наиболее намоленных, уютных» воплотилась для Б. К. Зайцева идея Родины, «святой земли», «св. Сергия». В его воспоминаниях о посещении часовни преп. Сергия Радонежского звучат высокие эстетические мотивы: тоска по Родине, любовь и боль за родную землю, восхищение духом ее «святых»: «Вот он, святой Сергий! Более десяти лет назад в глухом предместье парижском дал он мне счастье нескольких месяцев погружения в его жизнь, в далекие века родины, страждавшей от татар, усобиц, унижений... А теперь довелось и как бы «встретить» преподобного... в диком лесу вроде того, где сам он жил на земле русской. И сама эта часовенка мало чем отличается от первобытной ―церквицы‖ на Маковице, которую собственноручно рубил св. Сергий. Да и весь крестьянский, ―труднический‖ и лесной дух Валаама так близок духу преподобного!» [4; 105]. Идея Троичного культурного идеала России преподобного Сергия нашла отражение на Валааме в начале XIX века в строительстве храма Живоначальной Троицы (1814). Живоначальная — дающая начало жизни, единосущная, объединяющая всех в любви Троица является для Валаама также символом духовного единства и братской любви. Этого единства по образу Пресвятой Троицы достигали на Валааме в совместном труде. Каждого желающего вступить в братию отправляли на конюшню. Это был первый этап монашеского искуса. Надо было жить по определенному распорядку и работать наравне со всеми, независимо от образования, воспитания и образа жизни, к которому ты привык до поступления в монастырь. А это очень трудно с незнакомыми людьми, забыть свои интересы, свое «я», изнурять себя непосильной работой, и появляется желание все бросить и уйти, так как одолевает тоска по родным местам, дорогим и близким сердцу людям. И только тот, кто смог преодолеть себя, смог отказаться от личной жизни, был достоин стать послушником. По мнению А. И. Нечаева, так дух монашества кладет отпечаток на всех, кто с ним хоть отдаленно соприкасается, так создается единство духа, как высшая цель монашества [7; 106]. Отрекаясь от мирской жизни и посвящая свою жизнь служению Богу, человек подключается к высшим энергиям.

П. Флоренский считал, что окрестности Троице-Сергиевой лавры пронизаны духовной энергией Преподобного Сергия. Троица и воплощение для П. Флоренского являются  «двумя принципами культуры», Лавра — это сердце, образ и лицо России, а преп. Сергий — прообраз, лик лица ее [10; 163]. Идеалы Сергия Радонежского распространились до окраинных земель Русского Севера. Около 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников. Так, преподобный Феодор, родной племянник преп. Сергия, на берегу реки Москвы основал Симоновскую обитель, из которой вышли два подвижника – Кирилл и Ферапонт Белозерские, следовавшие наставлениям преп. Сергия [8; 7, 246]. В  Кирилло-Белозерском  монастыре,  основанном преп. Кириллом, жили духовные лидеры нестяжателей: преп. Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин.

Идею единства по образу Пресвятой Троицы на Русском Севере продолжил инок Валаамского монастыря преп. Александр Свирский, единственный из русских святых, которому было явление Живоначальной Святой Троицы [3]. Александру было поведано, что на этом месте ему надлежит заложить церковь во имя Единосущной Троицы. Это явление преп. Александру совпадает с явлением Святой Троицы Аврааму [1; 18:1, 2].

Таким образом, триаду характеристик Святой Троицы (неслиянность, нераздельность и единосущность) можно представить как скрытую модель мироустройства, гармония которой стала символом Русского Севера, призывом к единению земли Русской. С этой целью выходцы из Сергиевой Троицкой Лавры и других подобных обителей, испытавшие духовное влияние Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, прошли почти всю северную Русь. Являясь информационно-энергетическим пространством с развитой системой энергетических полей, местом сосредоточения, накопления и хранения информационной энергии, Русский Север притягивал иноков как земля Обетованная, Центр мира, инобытийное пространство, открывающее возможности контакта с высшими уровнями бытия, встречи с Царством Небесным. Создавая новые монастыри, они соединили северо-запад и северо-восток с сердцем православной России — обителью Живоначальной Троицы — и устремились на Русский Север, где под покровом Святой Троицы закрепились на века в Соловецком монастыре на Белом море, в Валаамском монастыре на Ладожском озере и в других идентичных локусах культурного пространства Русского Севера.

 

Список литературы

1.     Бытие. 18: 1, 2 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические с параллельными местами. – М.: «Библейская Лига», 2009. – 292 с.

2.     Гершензон М.О., Иванов В. И. Переписка из двух углов // Русские философы (конец XIX – середина XX века): Антология. Вып. 1. − М.: Издательство «Книжная палата», 1993. – С. 181−211.

3.     Житие святого Александра Свирского[ Электронный ресурс ]: ─ Режим доступа к публикации: http://www/vogrehe.ru/page_all_7.

4. Зайцев Б. К. Валаам // Север. 1991. № 9. − С. 94−117.

5.     Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 2. − М.: «Ренессанс», 1992. − 325 с.

6.     Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам русским. 3-е изд. − СПб.: [Тип. штаба отдельного корпуса внутр. стражи], 1840. − 251 с.

7.     Нечаев А.И. Старый Валаам // Русский паломник. 1990. № 2. − С. 105−114.

8.     Преподобный Сергий Радонежский. − М.: «Вече», 2011. − 304 с.

9.     Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т 2. − М.: Издательство «Правда», 1989. − 735 с.

10. Флоренский П. Оправдание космоса. − Санкт-Петербург: Издательство Высших Гуманитарных Курсов, 1994. − 217 с.