Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОСТЕЙШИХ БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Промышленный дизайнер в силу своей этической и эстетической миссии, а так же из-за соображений своей конкурентоспособности обязан следить за изменениями, происходящими на рынке промышленной продукции. Традиционно одним из самых интересных с эстетической точки зрения оказывается рынок всевозможных бытовых приспособлений и устройств. Особое место в этой категории занимают товары для кухни. Здесь обнаруживает себя относительно новый на сегодняшний день подход в создании образного предметного строя кухни. Фирмы и компании OTOTO, Alessi, Joseph Joseph, Doiy, Suck Uk, Umbra, Rocket и др. предлагают продукт, способный удивить покупателя. Эти изделия привлекают яркостью морфологического и цветового решения. Их форма аппелирует к заложенным в сознании человека символам, что может при первом взгляде затруднить понимание назначения этих изделий. Не смотря на то, что эти вещи производятся из дешёвого сырья, их цена достаточно высока для подобных изделий широкого потребления, что говорит об их значительной востребованности. Спрос на дорогие пластмассовые «необычности» с иногда неясной узкоспециализированной функцией может быть интерпретирован только с ценностных позиций.

Особенно актуальным такое исследование выглядит с точки зрения осмысления их в традиционном для XX-го века функциональном пространстве кухни. Несмотря на «критику традиций функционализма», этот творческий подход остаётся востребованным и «существенно влияет на стилеобразующие процессы в предметно- пространственной среде в целом». [1, стр. 10] В эпоху постмодернизма мы до сих пор настойчиво упражняемся в функциональном формообразовании, поэтому появление продуктов, форма которых не приспособлена к функции, смущает и требует разъяснения.

При таком исследовании необходимо рассмотреть, почему зона кухни в жилище стала площадкой для появления данных объектов, обозначить их социокультурные смыслы. Выявление этих смыслов возможно лишь при особом подходе, сформулированном А.Л. Дижуром: «с одной стороны, осмысливая каждый предметный объект как вещественное свидетельство духовной жизни эпохи, а с другой, пытаясь наряду с «объектным» способом исследования в каждом случае по возможности глубже осознать особенность мироощущения того типа личности, который в данном объекте отражен» [2, стр. 13]. Таким образом, необходимо понять, какие культурные смыслы исторически заложены в пространстве кухни и как они взаимодействуют с образными характеристиками вводимых в это пространство новых изделий.

«В эпоху ашеля, на евразийском материке произошло событие огромного исторического значения – благодаря очагу пещера, землянка или иное укрытие превращается в дом, значение которого, как основы материально-духовной среды человека на всем дальнейшем протяжении истории переоценить невозможно». [2, стр. 13] В дальнейшем жилище – это большой общинный дом со многими регулярно размещенными очагами и главным очагом в центре, с кладовыми для хранения общих припасов. Таким образом, уже с древнейших времен начала складываться морфология и вкладываемая в неё символика среды обитания людей, где пространство приготовления пищи с очагом, трансформировалось в некий центр вселенной, точку отсчёта координат для населяющих этот дом людей. Оно насыщалось объектами, которые давали понимание о предпочтениях населявших данный дом, об их мироощущении.

Такое почтительное отношение к очагу сохранялось на протяжении многих веков, пока в связи с культурными и общественными изменениями место приготовления пищи не стало восприниматься как некое подсобное помещение. В это время кухня стала  считаться самой ущербной и грязной частью дома. Такое отношение мы можем увидеть на работах русских художников Г.А. Крылова (1805-1841), В.Г. Малышева (1843), З. Серебряковой (1884-1967). Кухонным сценам посвящены работы зарубежных художников И. Юттевальда (1566-1638), Д. Тениерса младшего (1610-1690), П. Хиллестрома (1732-1816),  М. Дроллинга  (1789-1851), А.Л. Цорна (1861-1920), Д.Г. Галеацци (1870 – 1938) и др. Эти картины дают нам представление об интерьере и оборудовании русской и европейской кухни XVI - начала XX веков. На всех полотнах это достаточно темное, закопченное помещение с нехарактерной для этой зоны жилища мебелью. Среди кухонной утвари металлическая и керамическая посуда, котлы, ручные кофемолки, различные ступки, сито, плетеные из лозы изделия, мышеловки. На картине А. Л. Цорна «Кухня» мы видим, что пространство кухни иногда использовалось и как прачечная.

Тем не менее, двадцатый век вернул кухне статус одного из важнейших, даже превалирующих в пространстве жилища помещений - и композиционно, и содержательно. В эпоху научно-технической революции именно зона кухни, доставшейся нам от предков в качестве центра вселенной, становится площадкой внедрения новых технологических инноваций. Философия функционализма нашла своё применение и раскрытие в решении наиболее сложного в быту функционального узла. Вместе с тем, научный позитивизм, завладевший сознанием масс, стал выражаться в моде на высокотехнологичное оснащение кухонного пространства. «В отношениях с другими людьми человек сталкивается с активным целенаправленным поведением окружающих, которые выражают свое ценностное отношение к миру вещей, осуществляют свои эстетические представления в выборе определенных элементов предметно-пространственной среды и ее организации и выставляют свои критерии оценки в качестве нормы, которой должны следовать остальные, утверждая тем самым особый стиль жизни» [3, стр. 8]. Обставляя кухню как воображаемый космический корабль, человек по-прежнему самовыражался через создаваемый им образ предметно-пространственной среды.

Тем не менее, кухня оставалась территорией, на которой особенно осязаемы стилистические изменения, отражающие подвижки в мировоззрении человека. Это связано и с тем, что именно в данной зоне жилища существует возможность постоянно обновлять технику, которая приобрела значимую роль в предметной среде жилища вообще и кухни, в частности.

Сегодня в интернет-магазинах, посвящённых оборудованию для кухни, можно найти до 50 единиц техники, призванной облегчить труд домохозяйки. Отличительной чертой современной кухни стало также увлечение техникой, приближенной к профессиональной, в стиле high-tech и industrial. Техника для дома носит характер профессиональной с ее подчеркнуто технологичным дизайном и называется Pro Line — профессиональная линия. Зона кухни превратилась в цех с большим количеством бытовой техники и оборудованием, изготовленным из промышленных материалов.

Об увлечении «профессиональным» оборудованием с большим юмором пишет американский социолог Дэвид Брукс. Современную кухню он называет «авиационным ангаром со всеми коммуникациями» или «кулинарным парком аттракционов, где владельцев ожидает целый ряд незабываемых переживаний». По его мнению, современная плита скорее похожа на «никелированную стену атомного реактора», с горелками, напоминающими «сопла космических ракет-носителей», холодильник – на поставленный на попа микроавтобус, «и все должно быть покрыто металлом с таким содержанием никеля, что магниты не пристанут». [4, стр. 96] Выполняя такие потребительские запросы, выросло большинство гигантов производства бытовой техники - Electrolux, (включающий Zanussi, AEG, REX, Zoppas, Flymo, Partner, Westinghouse, McCulloch, Eureka), Moulinex, Bosch и т.д. За время доминирования, функциональный дизайн и high-teck потеряли для потребителя свою агрессивность и стали восприниматься как демократичное оборудование. Кухня - цех - территория с технократической концепцией – естественное состояние этой зоны жилища. Подобный взгляд на данное решение жилой среды, в частности зоны кухни, «не только понят, но и принят потребителем, то есть не вступает в конфликт с имеющимся… представлениями, отложившимися в сознании потребителей в виде ценностно окрашенных установок не на конкретную форму изделия, а на несомый ею образ потребления и самого потребителя » [3, стр. 10]. То есть кухня как территория с технократической концепцией – традиционное на сегодня художественное решение этого пространства.

Однако вместе с привыканием к футуристическому хай-теку в быту произошло его творческое переосмысление в сторону несерьёзности и игрового момента.

Например, рекламируя продукцию фирмы Moulinex, авторы дизайн-концепции её оборудования пишут:

«Этой марке присущи легкость и игривость. Использование приборов Moulinex — это как игра, забавная и совершенно необременительная». [6] Здесь акцентируется слово «игра», однако под игрой здесь подразумевается «игривость использования». Формообразование бытовой техники по-прежнему тяготеет к сложным футуристическим структурам. Образы кухонных комбайнов, мультиварок, измельчителей и т.д. привнесены из космических технологий со сложным алгоритмом использования. 

В классе исследуемых здесь изделий фирм OTOTO, Alessi, Joseph Joseph и др. эта «игривость» вышла на новый уровень. Лицо дизайна в эпоху постмодернизма стало другим. «За последние два десятилетия он [дизайн] предстал перед широкой публикой как сфера творческих поисков с огромной амплитудой вариаций – от чисто практических до подчеркнуто художественно образных», - пишет В.Р. Аронов. В начале XXI века возникло «особое направление эстетизации технических форм, превратившемся в разновидность новейшей культуры» [6, стр. 13]. В качестве примера такого изделия В.Р. Аронов приводит компьютерный прибор, похожий на пластмассового кролика – Wi-Fi – коммуникатор «Nabaztag» Рафи Халаджана .

Это сложное компьютерное устройство, которое имеет вид игрушки. Производители стали наносить на фигурку кролика смешные рисунки, добиваясь эмоционального отклика потребителей, создавая оптимистичную среду. Такие игровые технологии были подготовлены деятелями постмодернизма, в частности творчеством Этторе   Соттсасса,    Алессандро   Мендини,   Филиппа   Старка,   Гаэтано   Пеше   и   др.,   разрушившими «функциональные» стереотипы. Так игра стала оружием дизайнера против радикализма НТР и технократизма, создающих эмоциональное напряжение в процессе использования всей кухонной машинерии.

Средством создания эмоционального комфорта в ультратехнологичном пространстве кухни явилось гуманитарная концепция  формообразования, которой,  как сумме характеристик и качеств, дал определение А. Н. Лаврентьев в 1989 году в статье «Стиль и жилая среда»: «Сюжетный ход или проектная концепция позволяет ему [дизайнеру] включать в сценарий отношение человека к вещи, задавая правила игры и правила восприятия. Подобно тому, как человек генетически наследует опыт развития живой природы, точно также и предмет может свободно оперировать символами и значениями материальной культуры прошлого, преображая, трансформируя этот опыт по законам современных художественных концепций, провоцируя ответные ассоциации и реакции зрителя». [7, стр. 7] Появление в предметно-пространственной среде кухни аксессуаров указанных ранее фирм призвано выявить индивидуальную свободу в эмоциональном наполнение жилища, смягчить техногенность изоморфными объектами, связывающими данную зону с пониманием ее нашими предками.

Группу рассматриваемых нами аксессуаров для кухни можно разделить на:

-   визуальные метафоры. Характерной чертой данной группы аксессуаров является буквальное замещение одной вещи другой, игровое перенесение функции на другой предмет. Так бокс для салфеток фирмы Umbra имеет форму дома с трубой, держатель для крышки фирмы OTOTO – стилизованный цветок ромашки, а мера для спагетти фирмы Doiy – пластина с силуэтами людей и животных. Положительные образы этих вещей отсылают нас в детство. Здесь «наивная» детская игрушка оказывается совмещена со вполне полезной функцией оборудования кухни;

-   комбинаторные модульные объекты, например, набор металлических и пластмассовых мисок и набор разделочных досок фирмы Joseph Joseph. Размерный ряд комплекта позволяет использование емкостей в различных комбинациях. Данные аксессуары, как по форме, так и по цветовой гамме основаны на сценарном принципе детских игрушек «матрешка», вызывая эмоции, подобные эмоциям от первой группы изделий, но уже за счёт сценарных моделей поведения без использования конкретно-образных изображений;

-    выполненные в новых материалах исторические артефакты, например, форма для печенья Sweet dee фирмы OTOTO, печать для выпечки фирмы Suck Uk. Это  яркие эргономичные приспособления, по  форме напоминающие бытовые предметы в хозяйстве наших предков. Они представляют символическое перевоплощение исторического образца – «исходника». Воспроизводя памятник культуры в новой форме, дизайнер предлагает игровые модели погружения в прошлое,  которое переродилось в массовой культуре в сказочно-былинные образы. Задача этих предметов - разнообразить повседневную жизнь, привнести в нее красок и положительных эмоций;

-   ассоциативные объекты. Формообразование держателя для вина и емкости для специй фирмы Umbra, а так же подставки для продуктов фирмы «Свежки» предполагает игру воображения и изобретательство потребителя при их использования. Эти предметы представляют нечто совершенно новое для взгляда потребителя – и с конструктивной, и со сценарной, и с образной точек зрения. И так как всё это ново для увидевшего вещь впервые, созерцатель вынужден прибегать к характерно детским способам познания и понимания этих вещей – тактильному, фантазийному, ассоциативному.



Использование всех этих аксессуаров влечет за собой применение игровых технологий. Если говорить об игре, как деятельности человека, не приносящей результатов, то здесь игра сопровождает продуктивную деятельность человека. Оборудование, спроектированное для выполнения деятельности с дополнительным сценарием, служит эмоциональной окрашенности процесса приготовления пищи. Это и предметные игры, и сюжетные игры, и ролевые игры внутри деятельности человека по приготовлению пищи.

Явление это – игровая «наивность», «романтизм», «ретро» в дизайне вещей быта - обсуждается уже достаточно давно, ещё с тех пор, когда в 1970-е годы для отечественных дизайнеров, воплощавших в реальности методы функционалистской сильной проектности, стали известны реалии зарубежного постмодернизма. В советской критической литературе по дизайну такие «наивные» решения некоторое время клеймились позором (например, [8]), в то время как теоретики дизайна были озадачены и занялись серьёзным анализом понятий «китч», «мода» и «ретро» [9, 10 и др.]. О чём может говорить появление наивных игровых сценариев в таком признанно утилитарном помещении как кухня? Многие авторы, исследовавшие это явление, сходятся в том, что это явление связано с социально-психологическими аспектами существования людей.

В таком случае можно предположить возможную инфантилизацию современного общества или обеспеченного класса общества (вспомним о стоимости этих «игрушек»). Но, вероятно, более правдоподобной здесь будет мысль, высказанная американским социологом Дэвидом Бруксом. Рассуждая о современной элитарной культуре, он задаётся вопросом, откуда взялись эти «наивные» девические платьишки в цветочек за непомерные деньги, любовь к искусственно состаренной полуразвалившейся мебели за те же непомерные деньги и внимание к другим подобным вещам, к которым, вероятно, относится и рассмотренное кухонное оборудование. И отвечает: современное элитарное общество состоит из огромных «иссушающих душу амбиций», а эти милые дорогие «наивности», обращённые в историческое прошлое людей или в детство индивида, являются своеобразным эмоциональным противовесом такой жизни. Можно сюда добавить, что эти изделия могут являться противовесом не только огромным нагрузкам на работе, но и любым другим социально-психологическим бедам, приносящим душевный дискомфорт.

При нарастающих нагрузках в больших городах, при дальнейшем увеличении плотности населения, производство держателей для крышек в виде ромашки оказывается более чем выгодным. В таком случае основной задачей дизайнера при разработке того же кухонного оборудования становится психологическая гуманизация бытовой среды через обращение к инфантильной сущности потребителя – через появление дополнительных игровых функций и наивных образов в утилитарном пространстве. Таким образом, сегодня в среде кухни уживаются футуристический функционализм и игровые технологии.

 

Список литературы

1.     Хан-Магомедов С.О. Дизайн и некоторые проблемы стилеобразования  / С.О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. – М.: ВНИИТЭ. 1981 №7. – с. 10-12.

2.     Дижур А.Л. «Сложный объект» в истории материальной культуры / А.Л. Дижур // Техническая эстетика. – М.: ВНИИТЭ. 1987, №11. - с. 12-16

3.     Тупталов Ю.Б., Стиль жизни и эстетика среды. Проблемы дизайнерской критики. / Ю.Б. Тупталов // Техническая эстетика. - М.: ВНИИТЭ. 1988, №1, - с. 8-10

4.     Дэвид Брукс. Бобо в раю. Откуда берется новая элита. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013, - 296 с.

5.     Официальный сайт Moulinex / http://www.moulinex.ru/Pages/default-slider.aspx

6.     Аронов В.Р. Концепции современного дизайна.1990-2010. - М.: Артпроект, 2011, - 222 стр.

7.     Лаврентьев А.Н. Стиль и жилая среда / А.Н. Лаврентьев // Техническая эстетика. М.:ВНИИТЭ. 1989, №6. - с.6-8.

8.     Панова Э.А. Экспансия безвкусицы // Техническая эстетика. - М., 1988. - №12. – с. 17.

9.     Тупталов Ю.Б. Кич. Мода. Ценность. // Техническая эстетика. - М., 1983. - №11. – с. 19-20.

10. Аронов В.Р. Стайлинг как социокультурное явление и художественное средство. // Техническая эстетика. - М., 1981. - №12. – с. 5-9.