Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ БУМАГА И КАРТОН В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Дизайн призван сделать окружающий нас мир прекраснее, комфортнее и проще, его задача в разрешении конкретных проблемных вопросов, связанных с функцией жизнедеятельности. Суть дизайна в создании новой формы и запоминающегося образа. Это касается всех видов дизайнерской продукции, будь то промышленное изделие, упаковка, одежда или объект среды.

Деятельность дизайнеров тесно связана с производством и выпуском новых материалов и областью усовершенствованных технологий. Один из таких материалов, без которых немыслима работа дизайнера, является бумага и производный от неё вид продукции - картон.

Бумага - материал в виде тонкого листа, изготовленного из древесного вещества. История создания бумажного листа древняя и широко известная. На сегодняшний день существует множество видов бумаг, как распространённых в быту, так и имеющих и узконаправленное назначение. Современные развитые технологии бумажной промышленности представляют новые материалы и этим расширяют диапазон творческих возможностей дизайнеров.

Еще на стадии обучения, в учебном заведении будущие специалисты в области дизайна должны ознакомиться с характеристиками материалов и областью их применения. Бумага – это необыкновенно интересный, волшебный материал и каждый дизайнер, так или иначе, в своей работе соприкасается с ним.

Такие дисциплины как «Материаловедение» и « Технология полиграфии» имеют в обучающем процессе прямое предназначение – давать теоретические знания и практические навыки в области применения материалов. При создании проектов любого назначения студенты, как будущие дизайнеры, должны свободно ориентироваться в выборе материалов и знать их возможности. Ряд учебных дисциплин, к которым можно отнести «Основы дизайна упаковки», «Проектирование», «Проектная графика» особо остро нуждаются в этих знаниях. Проектирование по направлению «Дизайн среды» тоже требует информации из области «бумажного» материаловедения. Макетирование и проектирование объектов среды входят в область их деятельности. При работе над макетом важно знать как будет вести себя в работе тот или иной вид бумаги.  Здесь понадобятся показатели плотности бумаги, прочностных и деформационных свойств, таких как прочность на разрыв, излом и сопротивление к продавливанию; показатели мягкости и упругости при сжатии. К важным характеристикам относятся цвет, гладкость, лоск и пористость. Качество работы повысят знания о характере структуры и пластических возможностях бумажного листа. Бумага имеет волокнистое строение, и часть волокон идет в продольном, а часть в поперечном направлении. Эту особенность надо учитывать при работе, так как разрыв вдоль волокон будет более ровный, чем поперек, и полоска, вырезанная вдоль волокна, будет прогибаться меньше, чем такая же, вырезанная поперек. Технология конструирования из бумаги, имеет ряд специфических особенностей и для успешной работы надо знать приемы сгибов бумаги и склеивание поверхностей. При создании объектов сложной конфигурации не обойтись без сгибов по кривой. Каждая ровная поверхность, ограниченная складками и изгибами становится гранью. Объемную форму можно создать из простого листа сминанием, скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные формы закругленной и волнистой конфигурации. Для улучшения качества работы при создании линии сгиба, контур этой линии необходимо слегка продавить ножом. Продавливать нужно по лицевой стороне, таким образом, легче будет создать выступающее ребро. Бумагу для выполнения макетов лучше использовать толстую и прочную.

Бумага обладает рядом свойств, которые относят к разряду физических, механических и химических. Она может быть плотной и тонкой, эластичной и хрупкой, прозрачной и светонепроницаемой, фактурной и гладкой, металлизированной, пористой и глянцевой, цветной и монохромной. Всё это является инструментом в руках профессионалов. Грамотный, творческий подход при выборе материала обеспечит успех в разработке дизайнерского проекта. Через такие свойства бумаги как текстура и цвет можно выйти на решение определённого образа. К примеру, реклама натуральных продуктов выигрышно смотрится на фоне крафт-бумаги, так как данный материал у нас ассоциируется с экологическим производством бумаги ручным способом, таким образом, дизайнер выявляет и подчеркивает качество рекламируемого изделия и принуждает вызывать доверие к товару.

Дизайнерам полиграфической продукции особенно важно знать свойства и возможности различных видов бумаг и пользоваться этими знаниями при проектировании изделий. Бумага это не просто фон, на который нанесено изображение. При выборе  бумаги дизайнер должен учитывать  назначение, долговременность использования, требуемую прочность будущего изделия и, конечно, соответствие внешнего вида продукции и её цены. Одни только упаковки  по  своему назначению имеют множество делений, от объектов для хранения бытовой техники, одежды, обуви и продуктов питания, до элитной косметики и парфюмерии. Естественно, выбор бумаги и картона в зависимости от назначения изделия, будет различным.

Бумагу и картон для представительской продукции различают по цвету, тиснению, видам обработки поверхности и т.д. Самым распространенным видом бумажной продукции для этого типа изделий является мелованная бумага. Бумагу и картон этого вида применяют для изготовления элементов фирменного стиля, открыток, изысканной упаковки, презентационной печатной продукции. Такие материалы используются при проектировании следующих видов графических изделий: визитная карточка; бланк; буклет; брошюра; календарь; листовка; книга; плакат.

Широкое применение имеет мелованная бумага с гладкой и матовой поверхностью. Она давно стала для полиграфистов самым популярным видом полиграфической бумаги. Плотность её составляет 90 – 300 г/м2. Матовая бумага имеет большую толщину листа, чем глянцевая. Мелованную бумагу классифицируют по количеству слоёв мелования на одно, двух и трехслойное мелование. Так же есть классификация по сторонам мелования на одно или двухстороннее мелование.

К разряду мелованных бумаг относиться и книжно-журнальная бумага, которая предназначена для печати на высокоскоростных рулонных машинах.

Один из распространённых видов бумаг, с которыми должен быть знаком дизайнер – это офисные бумаги. Работа дизайнера тесно связана с компьютерной технологией и последующей распечаткой эскизов на принтере. Цифровые копировальные устройства нового поколения предъявляют повышенные требования к материалам для печати. Печатные свойства бумаг: белизна; гладкость; упругоэластичность; пластичность; непрозрачность поверхностного слоя; впитываемость; плоскостность - обеспечивают получение высококачественного оттиска. Одно из основных свойств бумаги - плотность. Самое распространенное значение плотности офисной бумаги – 80-90г/м2.

Часто в своих творческих поисках дизайнеры обращаются к другому, распространённому в наше время материалу, бумаге именуемой «калька». На отечественном полиграфическом рынке калькой принято называть все полупрозрачные бумаги. Традиционно кальку использовали для художественных работ – рисование, черчение, копирование, сейчас она нашла применение в офсетной и трафаретной печати, изготовлении изделий скрапбукинга. Обычная белая калька, которую когда-то использовали преимущественно для черчения, сегодня заметно преобразилась. Многообразие её ассортимента радует и значительно расширяет горизонты творческих планов на этот продукт. В примерный перечень видов выпускаемой сегодня кальки входят: классическая белая; цветная; с вкраплениями и эффектом «снега»; с золотым и серебристым напылением; перламутровая; матовая с имитацией пергамента; с различными рисунками и узорами; с имитацией водных знаков; с фигурным краем; с тиснением. Основное свойство кальки – прозрачность. Но, несмотря на такую характеристику, это довольно прочный, плотный и устойчивый к механическим воздействиям материал, так как изготавливается она из волокон мелкого помола с добавлением связующих веществ и смол. Одно из важных свойств кальки способность практически моментально вбирать влагу. Краска на поверхности сохнет долго, но держится устойчиво. Калька реагирует на температурные изменения, поэтому её необходимо обезопасить от сквозняков и влажности. Кальку выпускают в рулонах и отдельных листах.

Очень популярным материалом в последнее время стала дизайнерская бумага. Сама по себе эта бумага является объектом восхищения и любования. Для дизайнерской бумаги важны не столько технические характеристики, сколько визуальные и осязаемые ощущения, получаемые от прикосновения к ней. Существуют огромное разнообразие сортов и видов дизайнерских бумаг, но все они выделяются своей необычностью на фоне стандартных мелованных и офсетных бумаг. По типу изготовления дизайнерские бумаги делится на бумаги ручной и машинной выделки. Они бывают цветные и белые, с фактурной и гладкой поверхностью. Производители таких бумаг при помощи разных видов тиснения и состава бумаги получают интересные эффекты, применяют перламутровые и металлизированные покрытия, всевозможные вкрапления. При таком изобилии эффектов эти бумаги отвечают требованиям полиграфической печати. Любая дизайнерская бумага ассоциируется с добротностью, высоким качеством, престижностью, элитарностью. Из нее изготавливают дорогие упаковки, ярлыки для одежды и обуви. Широкое применение дизайнерские бумаги получили при изготовлении авторских открыток и в так называемом «скрапбукинге».

Еще один традиционный, но привлекший в последнее время к себе внимание дизайнеров, материал крафт- бумага. В переводе с немецкого языка её название звучит как «сила». Это оберточная бумага высокой прочности из слабопроваренной сульфатной целлюлозы. Процесс варки этой бумаги называется Крафт-процесс. Крафт бывает коричневого или белого цвета, поддается тиснению, на неё хорошо лежится краска контрастными цветами методом офсетной и цифровой печати. Крафт-бумага всегда использовалась при изготовлении особопрочных бумажных изделий - пакетов, мешков, конвертов, коробок и т.д. Сейчас этот вид бумаги широко применяется дизайнерами при проектировании упаковочной продукции. С увеличением ассортимента по видам выпускаемой бумажной продукции и возросшим качеством крафт-бумага стала использоваться в упаковках элитной продукции. Многие бренды, стремясь подчеркнуть натуральность продукции, используют упаковки из крафт- бумаги. Этот экологичный материал пользуется популярностью, подчеркивая своим видом высокое качество продукта в самой упаковке. Крафт хорошо смотрится в сочетании гофрированным картоном, бечёвкой, холстом и деревом.

На современном рынке производства бумаг существует ещё множество других видов этой продукции, с которыми дизайнерам приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Не менее интересен, как конструктивный материал, картон, который представляет богатый потенциал для творчества, его можно рассматривать отдельной темой. Так же работа дизайнера связана с различными полиграфическими технологиями, дающими продукции путь к потребителю.

Дизайн передовая область деятельности человечества, откликающаяся на все новшества науки и техники. Задача педагога научить студентов использовать эти передовые технологии в своей работе. Знание материалов дает возможность более уверенно и творчески подходить к решению профессиональных задач, и поэтому основной целью дисциплины «материаловедение» является расширение кругозора знаний студентов в области назначения и применения материалов.

 

Список литературы

1.     Ажгихин С.Г. Основы дизайна упаковки. Учебн.пособие.Краснодар,2009

2.     А.П. Степанова Геометрическое моделирование. Методическое пособие, Краснодар,2009

3.     И.Г. Золкина Общее материаловедение. Учебно - методическое пособие. Оренбург,2011

4.     С.Г. Ажгихин Проектирование фирменного стиля. Учебное пособие. Краснодар, 2010