Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕНОМЕН ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТИПАЖА «ЮРОДИВЫЙ»

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

В современной науке лингвокультурный типаж (ЛКТ) рассматривается как языковая личность и как концепт. Значимыми признаками ЛКТ является широкая узнаваемость, типичность и прецедентность. Согласно «Толковому словарю русского языка» прецедент (от англ. precedent – предыдущий, предшествующий) - это «случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода» [8, с. 576]. В. В. Красных разграничивает и классифицирует прецедентные феномены следующим образом: прецедентные ситуация, текст, имя, высказывание [7, с. 47-48].

Обратимся к феномену прецедентности в структуре лингвокультурного типажа «юродивый», опираясь на результаты исследования, полученные с помощью эксперимента, проведенного в г.Волгограде в 2013-2014 гг. в ходе которого письменно было осуществлено анкетирование 600 человек (студентов, школьников, прихожан, учителей, врачей, служащих).

Как отметила О. А. Дмитриева прецедентное имя «это наиболее часто цитируемое имя лингвокультурного типажа, встречаемое в любом контексте относительно данного типажа» [3, с. 90]. Наличие прецедентного имени ЛКТ - факультативный признак, т.к. как показал анализ, не все типажи ассоциируются в коммуникативно- массовом сознании с определенным именем. Кроме того, ряд типажей могут иметь несколько прецедентных имѐн, благодаря их широкой рекуррентности и цитируемости в искусстве, кино и литературе. Из числа опрошенных нами респондентов 20% не смогли назвать прецедентных имен ЛКТ «юродивый», поэтому оставшаяся часть (450 человек) была принята за 100% ответивших.

Выявленные имена были отнесены к трем именным группам: 1) святых,  2) литературных героев, 3) ассоциации, связанные с определенными личностями.

В процентном соотношении имена святых распределились следующим образом: были названы имена св. блаж. Ксения Петербургская (25,3%); Василий Блаженный (21,1%); блаж. Марфа Царицынская (8,8%); Андрей Христа ради юродивый (Царьградский) (8,2%); блаж. Матрона Московская (4,6%); Алексий человек Божий (4,6%); Дивеевские юродивые (Пелагея, Параскева и Мария) (4%); Феодосий Кавказский (2,8%).

Менее 1% упоминаний имен: блаж. Феофил Киево-Печерский; Никола Салос; Исаакий Печерский; блаж. Лаврентий Калужский; Павел Таганрогский; еп. Варнава (Беляев); схиархимандрит Гавриил Ургебадзе (Груз.); о.Павел (Груздев); свят. Иоанн Шанхайский; Елена Пюхтинская; Настя Уфимская; мон. Мария; Диоген Синопский; Прокопий Устюжский; Серапион Сенданит; Прокопий Вятский; Евфросиния Тульская; Феофилакт Болгарский; пророки в Ветхом Завете (Исаия, Иезекииль, Осия); Павел III; Распутин.

Из литературных героев:

Горбун из Нотр-Дам (Квазимодо) (13,3%); князь Мышкин (Достоевский) (1,7%); юродивый из оперы «Борис Годунов» (1,7%); набрали 0,2%: Соня («Преступление и наказание»); Карлик-нос; Алеша (в рассказе Н.Агафонова); Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»); Вакула («Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Часть информантов не смогли назвать точных имѐн ЛКТ, но с юродивыми ассоциировали следующий список:

Персонажи из старых русских сказок, исторических фильмов (1,1%); мой класс/одноклассник (1,7%); остальные  -  менее  1%:  литературные  герои  Достоевского,  Чехова,  Толстого  («Братья  Карамазовы»,

«Преступление и наказание», «Детство»); шут у Шекспира («Король лир»); юродивый в фильме «Царь» (играет Иван Охлобыстин); шуты при царе; к/ф «Женитьба Бальзаминова» в холопах барина были юродивые люди (женщина); юродивые в Вырице; проживает в поселке с матерью около Псково-Печерского монастыря; наши политики; (все) юмористы (на эстраде); 60% населения России; нищие, калеки, просящие милостыню, попрошайки, пьяницы (орущие аморальные вещи); люди сжигающие церкви, ворующие иконы, анархисты; были при Иване Грозном/Петре Первом; про них есть пьеса Л.Улицкой; мужик на картине «Боярыня Морозова» показывающий двуперстие; девушки из «Пусирайт»; главный герой из фильма «Остров».

Учитывая вышеизложенные данные, считаем, что имена ЛКТ «юродивый» больше относятся к национально-прецедентным, т.е известны любому среднему представителю той или иной культуры и входящие в национальную когнитивную базу, нежели социумно-прецедентным или универсально-прецедентным. Таким образом, с помощью большинства перечисленных прецедентных имѐн лингвокультурный типаж «юродивый» реализуется в дискурсе.

Перейдем к рассмотрению прецедентных ситуаций, выделив наиболее характерные. Под прецедентной ситуацией, мы вслед за О. А. Дмитриевой, понимаем: «типичное поведение данного лингвокультурного типажа; ситуация демонстрирующая свойственные паттерны поведения этого типажа, легко всплывающая в сознании носителя родного или иностранного языка» [3, с. 90].

ЛКТ «юродивый» представляется в следующих (по частотности) прецедентных ситуациях, описанных респондентами и находящих аналогии в жизнеописаниях (например, наиболее известное и популярное из них Андрея юродивого Царьградского).

1.   Скитается по свету; не имеет дома (без определенного места жительства), обитает на паперти; «не имеет где главу преклонить»; ходит по городу или живет в одном месте. Например: «Раз как-то случилась суровая зима, и в Константинополе в продолжении двух недель стоял сильный мороз. Тогда все бедняки и нищие были в сильной скорби и стеснении. Тогда и блаженный Андрей, не имея пристанища и теплой одежды, испытывал немалую скорбь из-за стужи. Когда он, желая хоть на некоторое время укрыться под кровлей, приходил к другим нищим, они гнали его от себя палками, как собаку, крича на него: «Пошел прочь отсюда, пес!» Не имея убежища от случившегося бедствия и отчаиваясь за свою жизнь, он зайдя в один закоулок, увидел лежащую там собаку и, желая согреться от нее, лег рядом с ней. Но собака встала и ушла, а Андрей сказал сам себе: ―О, сколь ты грешен, окаянный. Не только люди, но и псы пренебрегают тобой!‖» [9, с. 53-54]

2.    Вещает на улицах; просит милостыню. Например: «Народ толпами бегал за ним (блаж. Паисием) и следил за каждым движением в надежде услышать от него мудрый совет, притчу или наставление» [5, с. 40].

«Случалось, что он (блаж. Паисий) становился в ряду калек и убогих и если кто-либо из прохожих подавал ему монету, тут же отдавал ее нищим» [Там же, с. 53].

3.   Открыто обличает людей в грехах; не боится (не страшится) говорить правду (только правду Божию) везде и всегда и всем; не взирает на чины и звания. Например: «Как-то святой Андрей встретил некоего вельможу и, провидя его жизнь, плюнул на него, говоря: ―Лукавый блудник, хулитель Церкви, ты притворяешься, что идешь в храм, ты говоришь: «Иду к заутрени», — а сам идешь к сатане для скверных дел. О беззаконник, встающий в полночь и прогневляющий Бога! Уже наступило время восприять тебе по делам твоим! Или ты думаешь, что скроешься от страшного, всевидящего и всеиспытующего ока Божия?!‖» [9, с. 46].

4.    Пребывает в постоянной молитве, служении людям; живет не для себя. Например: «Все страдания и лишения ради Господа, ночные бдения и постоянное воздержание стяжали подвижнику такую чистоту сердца, что он (святой Андрей) сделался жителем не столько чувственного, сколько духовного мира» [9, с. 39]. «Придя в себя, инок еще более окреп в духовном делании и всегда приносил благодарение Богу и угоднику Его Андрею, наставившему его на путь спасения» [Там же, с. 52].

5.   Предсказывает и спасает людей. Знает то, что случится с человеком, им известно о жизни незнакомых людей. Например: «Наконец поняв, что святой говорит ему, вор удивился, каким образом он знает его намерение, и, обратившись к святому, сказал: ―Ты действительно бесноватый и по демонскому наущению говоришь о таинственном и неизвестном. Я же нарочно пойду, чтобы видеть, сбудутся ли твои слова!‖... Вспоминал он (ослепший вор) также и святого Андрея и удивлялся, как все исполнилось, согласно провиденному и предреченному святым» [9, с. 37-39].

6.     Высказывает свои мысли под личиной безумия; говорит что-то непонятное; говорит загадками, притчами, как кажется мирским  людям не впопад. Например: «Будучи от природы человеком разумным и разрешая всякие житейские вопросы быстро, метко и рассудительно, он (блаж. Паисий) прикрывал их притчами и тем вовлекал наблюдателя в неудоборазрешимое недоумение» [5, с. 29].

7.   Слышит Бога, разговаривает с Ним. Например: «Блаженный Андрей пришел в восторженное состояние. Он увидел себя в царских палатах. На престоле в великой славе сидел Царь, Который подозвал Андрея к Себе и спросил: ―Желаешь ли всей душой трудиться для Меня?‖ Андрей отвечал: ―Желаю, Господи!‖» [9, с. 33].

8.    Поступает «невыгодно» для себя. Например: «В одно время отправился он (Антоний Алексеевич), говорят, купить рукавицы и, отдав за них двадцать восемь рублей, с детским простодушием показывал, что купил «за серебряные-то!» [2, с. 8].

9.    Отторгнут обществом и презираем; вызывает отрицательную реакцию в народе. Например:  «Одни издевались над ним (Андреем Христа ради юродивым), как над безумным, другие прогоняли его от себя, брезгуя им, как вонючим псом, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние дети оскорбляли и били блаженного» [9, с. 34-35].

Как мы видим, ЛКТ «юродивый» предстает в разнообразных прецедентных ситуациях, которые выражаются рядом ярких картинок, при этом ясно показываются его ценностные доминанты.

Анализируя  прецедентные  тексты,  соотносящиеся  с  ЛКТ  «юродивый»,  напомним,  что  понятие

«прецедентные тексты» в научный обиход введено Ю.Н. Карауловым, определившим их как «1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, 2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая еѐ предшественников и современников, и 3) такие обращения к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [6, с. 216].

Рассмотрим некоторые тексты и дадим краткие исторические справки. К национально-прецедентным или этнокультурным текстам, по результатам опроса, относятся следующие:

А) «А-а-а-а...

Борис! А Борис!

Обидели юродивого! А-а-а!

... Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать,

какк ты зарезал маленького царевича.

... Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!

Богородица не велит».

Это отрывок речи юродивого - центрального персонажа трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Примечательно, что современные носители русской лингвокультуры, (из опрошенных нами - 63%) соотносят указанные реплики с образом юродивого в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872).

Следующие по релевантности:

Б) «Ну, коли так, совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких как ты Бог любит!» (привели 23% респондентов). Данное восклицание принадлежит герою романа Ф. М. Достоевского «Идиот» - Рогожину, в конце его первой беседы с Мышкиным в вагоне поезда.

Далее:

В) «Ни дать ни взять юродивый, Стоит, вздыхает, крестится, Жаль было нам глядеть,

Как он перед старухою,

Перед Ненилой Власьевой, Вдруг на колени пал!»

Эти строки из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (глава 4. Счастливые) о Ермиле Ильиче, который предстает перед читателями «босой, худой, с колодками, с веревкой на руках» (привели 12% респондентов).

Социумно-профессиональные прецедентные тексты, (известные большинству имеющим духовное образование или элементарные общецерковные сведения из Священного Писания и житий святых) представлены следующими:

1.   49% опрошенных привели цитации из Нового Завета: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1:18) и «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор.3:18). Эти два высказывания комментирует святитель Феофан Затворник в «Толковании первого послания апостола Павла к коринфянам» следующим образом: «Он (ап. Павел) очень неблаговолительно смотрит на человеческую мудрость и под погибающими разумеет преимущественно знакомых с сею мудростию, ей следующих и ее одну считающих верною руководительницею. ... Мудрость наша, без ее покорения велению Божию, и в начале мешает принятию спасительной веры, и если, по покорном принятии веры, вмешивается потом, то всегда все перепутывает. Путь спасения решительно несовместим с человеческою мудростию. В слове крестном она ничего понять не может; а сие слово – начало и конец всего» [11].

2. Наиболее яркие прецедентные тексты, связанные с жизнеописаниями святых:

А) «- Иванушка, Иванушка, покушай хлеба и соли, а не человеческой крови ... - Я христианин и не ем мяса в пост ... - Мяса ты не ешь, а кровь человеческую пьешь!» [10] (ассоциировали 21% информантов). Речь идет о диалоге между царем Иоанном Грозным и святом юродивом Николае Салосе, который происходил в 1570 г.в г. Пскове, куда царь направлялся для выявления случаев измены и наказания «виновных».

Б) «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» [1] (16% ответов). Фраза принадлежит блаженной Ксении Петербуржской, которая приказала Параскеве Антоновой идти на Смоленское кладбище. Вблизи кладбища экипаж насмерть задавил беременную женщину, которая перед кончиной успела разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе и усыновила его, т.к. не могла нигде отыскать отца младенца.

В) «Ты не был во храме Господнем. Я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. ... Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем» [4] (13% ответивших). Этими словами московский юродивый Василий блаженный, наставлял царя Иоанна Грозного, которого занимала идея постройки нового дворца на подходящем месте – Воробьевых горах. Юродивый, находившийся на Божественной литургии в Успенском соборе, духовным взором видел душу и расположение царя.

Таким образом, все вышеописанное можно обобщить в следующее.

ЛКТ «юродивый» характеризуется наличием прецедентности, а именно присутствием прецедентных имѐн, ситуаций и текстов, что свидетельствует об этнокультурной специфике типажа, его узнаваемости, рекуррентности и частотности.

 

Список литературы

1.     Безумием мнимым безумие мира обличившие... Блаженные старицы 19-20 веков. Краматорск: ЗАО «Тираж-51», 2005. 384 с.

2.     Геронтий, иером. Антоний Алексеевич Христа ради юродивый. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2011. 50 с.

3.     Дмитриева О. А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века. Монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ Перемена, 2007. 306 с.

4.     Житие святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца [Электронный ресурс]. URL: http://www.saints.ru/v/vasblaj.html (дата обращения: 02.12.2014).

5.     Зноско В., свящ. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской Лавры. Киево- Печерская Успенская Лавра, 2008. 114 с.

6.     Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.

7.     Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.

8.     Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994. 928 с.

9.     Покров Матери Божией и житие Андрея Христа ради юродивого. М.: Сретенский монастырь, 2009. 68 с.

10. Святой Николай Салос, Христа ради юродивый. Из истории г. Пскова второй половины XVI столетия. Изд.: Немиров, тип. Р.Б. Шерра, 1894. 19 с.

11. Феофан Затворник, свят. Толкование первого послания апостола Павла к коринфянам [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k- korinfjanam=*korf19 (дата обращения: 08.12.2014).