Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ПОИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Термин «концептуальное искусство» (концептуализм) происходит от «сonceptus» (лат. – «мысль»). Концептуальность предполагает, с точки зрения С. И. Ожегова, наличие определенной самостоятельной оригинальной идеи [4]. Искусство является одним из способов концептуализации человеком действительности, выраженной не понятийно, а образно. Художественный образ объемен, полисемантичен, он обращен ко всему спектру восприятия человека. Современное искусство наиболее активно обращается к зрительным, двигательно- осязательным (кинетическим) основам человеческого восприятия, что позволяет обосновать идею об особой, доминирующей в современном искусстве роли категории движения [1, с. 56-57].

В XX веке появляется «кинетическое искусство» как разновидность уже устоявшихся видов искусства. Данный термин восходит к греческому слову «kinetikos» («относящийся к движению»). Движение является исходным принципом кинетического искусства, а так же главным формообразующим фактором. Для сравнения стоит вспомнить, что в таком направлении искусства, как, например, оп-арт, важна только имитация движения с помощью изобразительных средств. Поскольку с философской точки зрения всякое изменение чего-либо является движением, всякое изменение во времени цвета, света, формы и местоположения предмета в пространстве также считается движением. Задачей современного художника становится не столько воплощение художественного образа в законченной композиции, сколько максимальное вовлечение зрителя в процесс интерпретации художественного произведения. Художник-изобретатель создает некий арт-объект, в качестве которого может выступить кинетический инструмент, который при помощи тех или иных механизмов может приводиться в движение, выполнять функцию музыкального или шумового инструмента, декора сцены и проч.

«Происходит незаметный переход от создания законченных кинетических объектов к созданию инструментов – объектов кинетического формообразования» [2, с. 31]. Примеры подобных перформансов с использованием кинетических объектов можно встретить во многих современных проектах.

В настоящее время часто встречаются балетные постановки на инструментальную музыку, изначально не создававшуюся для пластических этюдов и балетных постановок.  Примером такого пластического решения инструментальной музыки служит балетная  миниатюра «Средний дуэт» на музыку Ю. Ф. Ханона (Ханина), которая была поставлена режиссером А. Ратманским и присутствовала в репертуаре Мариинского театра с 1998 по 2008 гг., в 2000 г. получила номинацию «лучший балет» на фестивале «Золотая маска», стал «визитной карточкой» режиссера.

«Средняя симфония» для оркестра и трѐх духовных лиц написана Ю.Ф. Ханоном в 1990 году. Части имеют программные подзаголовки, произносимые на записи непосредственно перед звучанием музыки. В них раскрывается динамика художественного образа, показанного в разных временных срезах, в развитии от прошлого до настоящего: ч. 0. – «Еѐ значимость», ч. 1. – «Еѐ прошлое», ч. 2. – «Еѐ развитие», ч. 3. – «Еѐ лживая пьеса», ч. 4 – «Еѐ середина», ч. 5 – «Еѐ лживое продолжение», ч. 6 – «Еѐ настоящее» [8].

Хореограф А. Ратманский с трудом уговорил композитора согласиться на участие его музыки в проекте. В балете используется только одна часть симфонии Ю.Ф. Ханона, озаглавленная («Часть 1. Еѐ прошлое»). Удаленная из контекста всей симфонии, отмечает  композитор, музыка избавилась от всей идеологии произведения и стала «почти чистой музыкой» [5, с. 8]. Ратманский отзывается о музыке, как о «концептуальной, театральной, тоскливой и ритмичной», идеально подходящей для современной балетной миниатюры, в которой присутствует ощущение «взгляда со стороны». Это ощущение «взгляда со стороны», продолжает хореограф, вызвало у него мысль «о двух существах с крыльями, которые, формально не участвуя в действии, все же являются персонажами этого балета» [3]. «Показательно, что композитор, отзываясь о постановке, отмечал, что определенной трудностью восприятия ее станет то, что ее, музыку теперь придется не только слушать, но и одновременно смотреть на сцену, настаивая, что в данном случае важно для зрителя – ничего не перепутать [5]. Очевидно, пластический вариант решения его художественной задачи настораживал, добавляя к образу новые, парадоксальные смыслы. В рецензиях некоторых театральных критиков была прочувствована стилевая трансформация музыки в процессе ее сценического воплощения: «напряжѐнная пульсация вечных Инь и Ян приняла форму жестокого городского романса» [3].

Музыка балета представляет собой особый звуковой мир, в котором неторопливый поток рафинированных интонаций, украшенных хроматизмами и диссонансами, раскрашивается разными тембрами оркестра и солирующего рояля. В кружащемся, ритмически однообразном, по барочному извилистом движении мелодии словно раскручивается некая скрытая драматическая пружина. Изредка возникающие в начале звуки ударных инструментов, диссонирующие созвучия струнных по мере приближения к кульминации усиливают динамику оркестровой звучности и ее гармоническую резкость. Сквозь дисгармоничный музыкальный пласт с трудом пробивается хрупкая тема (g-moll), которая практически не претерпела никаких изменений на всѐм протяжении миниатюры.

Данная музыкальная концепция в полной мере раскрывается в пластической составляющей миниатюры: партия танцоров изобилует вращательными движениями, различными поворотами, балансированием в поисках равновесия. Неустойчивые танцевальные движения партнѐрши словно подчѐркивают отсутствие устойчивых завершений (каденций) в гармонии. Пластика танцоров воплощает и углубляет скрытый смысл музыки, подчеркивая еѐ в ностальгические тона, насыщая музыку экспрессией движений.

В сумрачном освещении появляется луч, который выхватывает движения танцевального дуэта, в котором партнер пытается удержать ускользающую в стремительных движениях партнершу. Колористически сцена и костюмы решены просто, лаконично, предельно контрастно: черным одеяниям дуэта соответствуют по обеим сторонам сцены стоящие два крылатых существа в черном и белом костюмах с одним крылом, неподвижно наблюдающих за разворачивающимся на сцене действием, противоборством женщины и мужчины. В финале они выбегают на середины сцены и уводят за собой в темноту лишенных сил участников балетного интермеццо. Сценографическое и свето-цветовое решение балета наполняет музыку символическим значением.

Театр – одна из наиболее широких областей применения идей  концептуального искусства. Вячеслав Фомич Колейчук – отечественный художник, представитель кинетического направления в современном искусстве, автор «светостереографики», в 1998 году создал собственный Тотальный театр. Концепцию его создания можно обусловить желанием творить в пространстве, структуру которого будет определять художественная идея, в котором можно будет применять новейшие экспериментальные разработки в области поисков художественной выразительности.

Всемирно известная картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат», созданная художником в 1915 г., вдохновила Тотальный театр Вячеслава Колейчука и Московский центр современного искусства на создание мультимедийного проекта «Путешествие квадратика». Проект был представлен спустя почти 100 лет после создания картины К. Малевича в конкурсной программе театрального фестиваля «Золотая маска» в 2009 г. Концептуальный перформанс В. Колейчука продолжает традиции абстрактного искусства начала XX века, автор средствами художественного языка раскрывает  смысл категорий движения,  пространства и времени. В театре господствует игровая стихия световой, цветовой, звуковой режиссуры, используются кинетические и звуковые театральные костюмы, трансформирующиеся композиции и конструкции, которые дополняются различными стерео-эффектами. Одним из важных изобразительных средств является компьютерная графика, которая словно бы управляется движением рук и положением тел двух актѐров, подстраивается под их движения. Квадратик трансформируется, меняет свои размеры, цвет форму, напоминает то шахматную доску, то два маленьких домика, куда прячутся два персонажа: мужчина и женщина.

Премьера мультимедийного проекта «Путешествие квадратика» состоялась 27 декабря 2007 года. Его длительность составляет всего 30 минут. Спектакль можно назвать формой визуального искусства, стереомикс- вариациями на тему «Чѐрного квадрата». Фоном служит электроакустическая музыка композитора- экспериментатора Владимира Николаева. Вячеслав Колейчук является режиссером, автором концепции, а так же создателем арт-объектов. Анна Колейчук, его дочь и коллега – автор сценария, создатель сценографии и костюмов. Будучи дизайнером и художником театра, А. Колейчук имеет авторские разработки в таких экспериментальных формах костюма, как светопроекционная одежда, объект-одежда и звуковой костюм, что нашло своѐ воплощение в данном мультимедийном пластический перформансе.

Ежегодный проект Центра современной музыки Московской консерватории и Премии Кандинского под названием «ARTинки с выставки», стартовавший в 2013 году, можно  назвать одним  из самых интересных проектов последних лет, посвящѐнных стремлению понять точки соприкосновения музыкального и визуального искусств. В стенах Московской консерватории 20 декабря 2013 г. состоялся концерт «ARTинки с выставки-2013». Среди молодых композиторов были А. Хубеев и Е. Рыкова (финалисты крупнейших композиторских конкурсов Gaudeamus 2013) Н. Прокопенко и А. Ромашкова (лауреаты последних Конкурсов Юргенсона), Д. Хоров (финалист петербургского композиторского конкурса «Шаг влево»). Художниками стали Е. Гранильщиков, С. Гаврилова, Д. Каварга, арт-группа Recycle, А. Желудь, Н. Наседкин. Молодые композиторы, художники, исполнители (аспиранты кафедры современной музыки Московской консерватории под руководством дирижѐра С. Акимова), а так же режиссѐр проекта А. Смирнов и куратор проекта В. Тарнопольский главной своей задачей ставили преодоление разрыва коммуникации между современными художниками и современными композиторами [6, с. 7].

Объектами композиторского осмысления в проекте ARTинки с выставки работы финалистов Премии Кандинского. На финальном концерте проекта 2013 года демонстрировались видеопрогулки по экспозиции, подготовленные режиссером А. Смирновым. Сам жанр проекта обозначается как музыкальный «спектакль- путешествие». Истоки концепции проекта «ARTинки с выставки» следует искать в знаменитом фортепианном цикл Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (1874), созданные под впечатлением от выставки художника В. Гартмана. В 2013 году импульсом для композиторов стали уже не картины, а «artинки» – объекты, перформансы и инсталляции. По словам куратора проекта, музыковеда Владислава Тарнопольского, цель проекта–       «наведение мостов» между музыкальным и художественным сообществами и рождение новых междисциплинарных проектов» [7].

В 2014 году ряд молодых московских композиторов продолжили проект создания произведений, посвящѐнных работам художников-номинантов Премии Кандинского-2014. Демонстрация проекта состоялась осенью 2014  года в залах кинотеатра «Ударник». В ходе демонстрации  проекта учитывались акустические особенности помещений кинотеатра: музыканты ансамбля «Студия новой музыки» под руководством дирижѐра В. Горлинского исполняли сочинения непосредственно рядом с вдохновившим композитора на его создание арт- объектом.

Концепцию движения в данном проекте ярко воплощает сам процесс демонстрации экспозиции. Зрители созерцали объекты не в хаотичном порядке, но под руководством проводников-экскурсоводов, музыкантов А. Елиной (флейта) и Д. Карелина (гитара, пружина). Экскурсия-спектакль продолжительностью 1 час 10 минут проводится синхронно для двух групп, траектории перемещения которых зеркальны относительно друг друга. Эту идею авторам проекта подсказала не только симметричная структура здания и небольшие помещения для экспозиции, но и название расположенного в центре экспозиции музыкального перформанса «Зеркало Галадриэль» (автор Е. Рыкова, 2012), который принѐс автору звание финалиста Премии Кандинского-2014.

Данный перформанс для двух исполнителей исполняется с использованием пинг-понгового стола, длится 10-15 минут. Исполнителями являются мужчина и женщина, которые, находятся по обе стороны от стола для настольного тенниса, сетка которого является метафорическим зеркалом. Персонажи зеркально отображают действия друг друга. Еловые шишки и сосновые шишки, являясь основными звучащими объектами в перформансе, соприкасаясь с поверхностью стола, издают определѐнные звуки, которые смешиваются со звуком дыхания участников перформанса. Визуальную составляющую дополняет проекция движений исполнителей на экран. Концепцией перформанса можно назвать стремление продемонстрировать взаимопонимание без слов, выражающееся в игре, которая метафорически отражает саму жизнь.

«Картинки» Мусоргского – не просто череда музыкальных  зарисовок, но также выписанная в нотах прогулка по экспозиции; этим обусловлено наше обращение к жанру спектакля-путешествия», – пишет в аннотации к проекту «ARTинки с выставки -2014» куратор проекта В. Тарнопольский. Совмещение жанров изобразительного и музыкального искусства с форматом спектакля и перемещения по выставке является одним из ярчайших примеров стремления новейшего искусства к воплощению концепции кинезиса.

 

Список литературы

1.     Зайцева М.Л. Синестезия в кинетическом искусстве // Материалы X международной научно-практической конференции «Научные горизонты – 2014» (30 сентября – 07 октября 2014 г., Великобритания, г. Шеффилд). – Том 5. Психологические науки. Философия. Музыка и жизнь. – Шеффилд: «Science and education LTD», 2014. – С. 55-57.

2.     Колейчук В.Ф. Кинетизм. – Москва: Галарт, 1994. – с. 31. – 160 с.

3.     Кузнецова Т. «Золотая маска- 2000». Балет // «КоммерсантЪ» от 10.04.2000. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%. [Дата обращения 30.11.2014]

4.     Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ozhegov.com/words/13095.shtml. [Дата обращения: 1.10.2013]

5.     Ратманский А., Савояров Ю. Предисловие к премьере «Вечера новых балетов» // Мариинский театр, сезон 1998-1999. Вечер новых балетов. – СПб: Пресс студия Лимбус пресс / Типография Правда, 1998. – С. 8.

6.     Тарнопольский В.В. Территория современного искусства. Двадцать лет спустя. Спецпроект Центра современной музыки Московской консерватории и фестиваля-школы «Территория» – М., 2014. – 19 с.

7.     Травина Н. Трибуна молодого журналиста // Российский музыкант. – 2014. – № 7 (октябрь). – МГК им. П. И. Чайковского – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rm.mosconsv.ru/?p=6459. [Дата обращения 15.12.2014]

8.     Canonik Yuri Chanon, официальный сайт композитора. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://yuri- khanon.com/mir_the.html. [Дата обращения 30.11.2014]