Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПО СЛЕДАМ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОЫТА ПРОВЕДЕНИЯ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в ноябре – декабре 2015г. проводил Олимпиаду для школьников «МИСиС зажигает звезды» по шести общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку. Она состояла из двух этапов: отборочного и заключительного. В Олимпиаде участвовали школьники 6-11 классов. Расскажем подробнее об олимпиаде по русскому языку.

Олимпиада является прекрасным средством повышения мотивации к изучению русского языка у учащихся. Вследствие большого объёма материала и трудностей, связанных с его усвоением, на уроках учитель, как правило, не имеет времени для того, чтобы обращать внимание учащихся на занимательные моменты, подробно знакомить их с русской фразеологией, давать задания, расширяющие представления о языке, развивающие словарный запас, логику, внимание. Олимпиада предоставляет широкие возможности для этого.

Цель олимпиады по русскому языку – развитие познавательной активности школьников, повышение интереса к изучению русского языка, выявление талантливых школьников.

1.     Информация о турах олимпиады

Преподаватели кафедры русского языка НИТу «МИСиС» разработали олимпиадные задания для каждого класса. Отборочный тур олимпиады по русскому языку состоял в среднем из 10 заданий для школьников каждого класса. Время написания работы было 1,5 часа. В отборочном туре участвовали свыше 1700 человек.

В материалы отборочного тура для каждого класса входил обязательный блок, который включал в себя следующие задания:

· Расставить ударение в словах

•    Найти речевые / грамматические ошибки в предложении

•   Определить части речи

•    Задания на лексику и фразеологию Проверяемые разделы:

Базовые:

•   Морфология – 6-11 кл.

•   Синтаксис – 6-10 кл.

•   Лексика и фразеология – 6-11 кл.

•   Орфоэпия – 6-11 кл.

Дополнительные:

•   Фонетика – 6-7 кл.

•   Словообразование – 6 -7 кл.

•   Орфография, пунктуация – 10-11 кл.

•   Стилистика текста – 10-11 кл.

Заключительный тур не дублировал задания отборочного тура. Для каждого класса были разработаны уже иные задания. Заключительный тур включал в себя:

•   Творческие задания (10-11 кл.- эссе)

•   Задания на общую эрудицию

•   Задания на логику речи Проверяемые разделы Базовые:

•   Морфология – 6-11 кл.

•   Синтаксис – 6-10 кл.

•   Лексика и фразеология – 6-11 кл. Дополнительные:

•   Фонетика – 6-7 кл.

•   Орфография, пунктуация – 6-9 кл.

Количество заданий заключительного тура – в среднем 10 заданий для школьников каждого класса, кроме школьников 10-11 классов (олимпиада для них содержала 5 заданий, одним из которых было написание эссе).

Время выполнения заданий заключительного тура было 2 часа. В заключительном туре участвовали свыше 550 человек.

И в первом, и во втором турах некоторые задания были представлены в игровой форме. Задания в тестовой форме почти не использовались.

2. Задания, вызвавшие наибольшие трудности у учащихся Стилистика:

•   отметьте жанр, который не относится к публицистическому стилю речи Фельетон, + инструкция, репортаж, интервью, статья

Школьники не имеют представления о жанрах, в которых реализуется тот или иной стиль.

•   определите, какие средства выразительности / приёмы использованы в приведённых примерах

 Таблица 1

1. Руки милой – пара лебедей (С.Есенин).

сравнение

2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь).

градация

3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл.).

антитеза

4. Холодная вода молчит.

олицетворение

Путают эпитеты с обычным прилагательным (предложение 4), термин «градация» не знают. Синтаксис:

•   определите тип придаточных предложений:

 Таблица 2


1. Надо писать так, чтобы и малограмотный всё понял.

обст. обр.действ.

2. Я пришел, чтобы посоветоваться с вами.

обст. цели

3.     Директор    сказал,    чтобы    мы     участвовали    в олимпиаде.

изъяснительное

4. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

обст. уступки

Очень часто путают обстоятельственное цели с обстоятельственным причины (предложение 2 – отвечали: прид. причины), не могут найти изъяснительные предложения.

•   покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив (неопределённая форма глагола) в каждом примере

Как люблю, как любила глядеть я на закованные берега. Здесь напрасным кажется мечтать.

У профессора была привычка работать по ночам.

Он пришел ко мне проститься.

•    отметьте ряд, в котором все словосочетания со связью примыкание Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости

Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его

+ Его слова, шёл не спеша, очень важно Распространённый ответ: 3 строка

•    отметьте предложения, в которых неверно выделена грамматическая основа Наш долг – защищать родину.

Указывали как верный вариант.

Школьники не знают, как находить подлежащее и сказуемое в предложениях такого типа. Фразеология и лексика

На методическом семинаре, который состоялся перед олимпиадой, учителя отмечали, что дети не знают фразеологию, а основной проблемой, с которой они стаалкиваются в своей работе, учителя называли бедный словарный запас учащихся.

•   продолжите пословицу:

Жизнь прожить – (не поле перейти)

Ответы школьников: не тужить; не воду возить; не мост пройти; как книгу прочесть; не меду поесть; не конфетку съесть; не на боку лежать.

В огороде бузина, (а в Киеве дядька)

Ответы школьников: а в саду (лесу) малина; в подворотне калина; большая кукурузина; а в желудке пусто; а в кармане дуля; а мне не до сна.

Солдат спит – (служба идет)

Ответы школьников: враг ползет; стена дрожит; часовой стоит. Лес рубят – (щепки летят)

Ответы школьников: деревья губят; кислород перекрывают Еще труднее оказалось задание, наоборот, начать пословицу.

•   вставьте глаголы во фразеологизмы:

…как сивый мерин – врёт

Ответы школьников: гуляет, лягается

То же касается и многих других заданий, связанных с фразеологией. Также сюда можно отнести и незнание цитат. Цитаты подбирались самые известные, однако далеко не все справились с заданием вставить в них пропущенные слова.

«Злые … страшнее пистолета» (А. Грибоедов). - языки

«Если … зажигают – значит это кому-то нужно?» (В. Маяковский). - звёзды

«А … слушает да ест» (И. Крылов). - Васька

«… спасёт мир» (Ф. Достоевский). - красота Ответы: люди, свечи, Петька, доброта.

•   замените устаревшие слова синонимами

Перст – (палец) (распространенный ответ – перстень) скарб (вещи, имущество) – крем, толпа, горе, кладовка; кушак (пояс) – ковш, шапка

ланиты – тапки, руки

•   назовите слово, обозначающее породу собаки и сорт мягкой кожи – (лайка) - шарпей, пудель, такса

•   отгадайте слово: наука, изучающая собак; собаковедение (9) – (кинология) - пёсология

•    замените русские слова иностранными синонимами Воспоминания – мемуары (распространённый ответ – роман, книга) Правописание (орфография) – каллиграфия

Безнравственный (аморальный) – плохой

Вероятно, учащиеся не знают международных корней.

•   замените заимствованное слово русским синонимом

Экспорт - вывоз (распростанённые ответы – доставка, поставка) Фрагмент – часть, отрывок (распространённые ответы – абзац, параграф)

•    напишите, как называются жители данных городов (образуйте форму им.пад. мн.ч.) Одесса (одесситы) - ответы: одесчане

Прага (пражане) – пражцы

Санкт-Петербург (петербуржцы) – ленинградцы, питерцы

•    подберите общее существительное, которое подходит ко всем трём прилагательным в ряду Самоходный, кухонный, зерноуборочный (комбайн) – ответы: нож

Настольный, перекидной, отрывной (календарь) – теннис

Также незнание слов привело к ошибкам в заданиях на орфорграфию. Например, непр…глядная тьма (непроглядная) – неприглядная

На западе пр…п…дает полоска света (пропадает) – припадает Вокруг беспредельная суш… (сушь) – суша

Это всё показывает необходимость постоянно развивать словарный запас школьников. Морфология:

•   Найдите и подчеркните краткое прилагательное.

Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды и в год, и в два, и в пять лет, когда нет рядом друзей, но есть семья, есть учёба, работа. Отсутствие «друзей» можно и нужно выдерживать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его.

Это задание выполнили 4 человека из всех писавших. Также затруднялись с поиском причастий, союзов, частиц.

•   Просклоняйте числительные.

В целом, по нашим наблюдениям, наиболее низкие результаты в олимпиаде показали ученики 8 и 10 классов.

3. Задания, не вызвавшие трудностей у учащихся

•   Отметьте словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом / переносном значении.

•   Разгадайте анаграммы

•   Найдите односоставные определённо-личные предложения

Бывало, зайдёшь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. Нефть искали с отчаянным упорством.

Я с удовольствием смотрел на победителей.

+ Проводите меня сегодня с работы.

Исключение здесь составляли предложения, подобные предложению 1. Школьники не знают, что предложения со словом «бывало» относятся к обобщённо-личным.

•         Выберите правильное толкование афоризма

•        Отметьте примеры, которые не являются словосочетаниями

•        Превратите каждое из данных слов в другое имя существительное, добавив одну букву в начале, середине или в конце

•        Напишите слова, в которых звуков больше / меньше, чем букв

•        Найдите и напишите общее окончание так, чтобы получились слова

Анализируя прошедшую Олимпиаду, хочется отметить, что она вызвала интерес у учащихся. На наш взгляд, проведение вузами предметных олимпиад для школьников является прекрасной инициативой, которую нужно развивать и поддерживать.