19 марта 2016г.
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в ноябре – декабре 2015г. проводил Олимпиаду для школьников «МИСиС зажигает звезды» по шести общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку. Она состояла из двух этапов: отборочного и заключительного. В Олимпиаде участвовали школьники 6-11 классов. Расскажем подробнее об олимпиаде по русскому языку.
Олимпиада является прекрасным средством повышения мотивации к изучению русского языка у учащихся. Вследствие большого объёма материала и трудностей, связанных с его усвоением, на уроках учитель, как правило, не имеет времени для того, чтобы обращать внимание учащихся на занимательные моменты, подробно знакомить их с русской фразеологией, давать задания, расширяющие представления о языке, развивающие словарный запас, логику, внимание. Олимпиада предоставляет широкие возможности для этого.
Цель олимпиады по русскому языку – развитие познавательной активности школьников, повышение интереса к изучению русского языка, выявление талантливых школьников.
1. Информация о турах олимпиады
Преподаватели кафедры русского языка НИТу «МИСиС» разработали олимпиадные задания для каждого класса. Отборочный тур олимпиады по русскому языку состоял в среднем из 10 заданий для школьников каждого класса. Время написания работы было 1,5 часа. В отборочном туре участвовали свыше 1700 человек.
В материалы отборочного тура для каждого класса входил обязательный блок, который включал в себя следующие задания:
· Расставить ударение в словах
• Найти речевые / грамматические ошибки в предложении
• Определить части речи
• Задания на лексику и фразеологию Проверяемые разделы:
Базовые:
• Морфология – 6-11 кл.
• Синтаксис – 6-10 кл.
• Лексика и фразеология – 6-11 кл.
• Орфоэпия – 6-11 кл.
Дополнительные:
• Фонетика – 6-7 кл.
• Словообразование – 6 -7 кл.
• Орфография, пунктуация – 10-11 кл.
• Стилистика текста – 10-11 кл.
Заключительный тур не дублировал задания отборочного тура. Для каждого класса были разработаны уже иные задания. Заключительный тур включал в себя:
• Творческие задания (10-11 кл.- эссе)
• Задания на общую эрудицию
• Задания на логику речи Проверяемые разделы Базовые:
• Морфология – 6-11 кл.
• Синтаксис – 6-10 кл.
• Лексика и фразеология – 6-11 кл. Дополнительные:
• Фонетика – 6-7 кл.
• Орфография, пунктуация – 6-9 кл.
Количество заданий заключительного тура – в среднем 10 заданий для школьников каждого класса, кроме школьников 10-11 классов (олимпиада для них содержала 5 заданий, одним из которых было написание эссе).
Время выполнения заданий заключительного тура было 2 часа. В заключительном туре участвовали свыше 550 человек.
И в первом, и во втором турах некоторые задания были представлены в игровой форме. Задания в тестовой форме почти не использовались.
2. Задания, вызвавшие наибольшие трудности у учащихся Стилистика:
• отметьте жанр, который не относится к публицистическому стилю речи Фельетон, + инструкция, репортаж, интервью, статья
Школьники не имеют представления о жанрах, в которых реализуется тот или иной стиль.
• определите, какие средства выразительности / приёмы использованы в приведённых примерах
Таблица 1
1. Руки милой – пара лебедей (С.Есенин).
|
сравнение
|
2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь).
|
градация
|
3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (посл.).
|
антитеза
|
4. Холодная вода молчит.
|
олицетворение
|
Путают эпитеты с обычным прилагательным (предложение 4), термин «градация» не знают. Синтаксис:
• определите тип придаточных предложений:
Таблица 2
1. Надо писать так, чтобы и малограмотный всё понял.
|
обст. обр.действ.
|
2. Я пришел, чтобы посоветоваться с вами.
|
обст. цели
|
3. Директор сказал, чтобы мы участвовали в олимпиаде.
|
изъяснительное
|
4. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
|
обст. уступки
|
Очень часто путают обстоятельственное цели с обстоятельственным причины (предложение 2 – отвечали: прид. причины), не могут найти изъяснительные предложения.
• покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив (неопределённая форма глагола) в каждом примере
Как люблю, как любила глядеть я на закованные берега. Здесь напрасным кажется мечтать.
У профессора была привычка работать по ночам.
Он пришел ко мне проститься.
• отметьте ряд, в котором все словосочетания со связью примыкание Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости
Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
+ Его слова, шёл не спеша, очень важно Распространённый ответ: 3 строка
• отметьте предложения, в которых неверно выделена грамматическая основа Наш долг – защищать родину.
Указывали как верный вариант.
Школьники не знают, как находить подлежащее и сказуемое в предложениях такого типа. Фразеология и лексика
На методическом семинаре, который состоялся перед олимпиадой, учителя отмечали, что дети не знают фразеологию, а основной проблемой, с которой они стаалкиваются в своей работе, учителя называли бедный словарный запас учащихся.
• продолжите пословицу:
Жизнь прожить – (не поле перейти)
Ответы школьников: не тужить; не воду возить; не мост пройти; как книгу прочесть; не меду поесть; не конфетку съесть; не на боку лежать.
В огороде бузина, (а в Киеве дядька)
Ответы школьников: а в саду (лесу) малина; в подворотне калина; большая кукурузина; а в желудке пусто; а в кармане дуля; а мне не до сна.
Солдат спит – (служба идет)
Ответы школьников: враг ползет; стена дрожит; часовой стоит. Лес рубят – (щепки летят)
Ответы школьников: деревья губят; кислород перекрывают Еще труднее оказалось задание, наоборот, начать пословицу.
• вставьте глаголы во фразеологизмы:
…как сивый мерин – врёт
Ответы школьников: гуляет, лягается
То же касается и многих других заданий, связанных с фразеологией. Также сюда можно отнести и незнание цитат. Цитаты подбирались самые известные, однако далеко не все справились с заданием вставить в них пропущенные слова.
«Злые … страшнее пистолета» (А. Грибоедов). - языки
«Если … зажигают – значит это кому-то нужно?» (В. Маяковский). - звёзды
«А … слушает да ест» (И. Крылов). - Васька
«… спасёт мир» (Ф. Достоевский). - красота Ответы: люди, свечи, Петька, доброта.
• замените устаревшие слова синонимами
Перст – (палец) (распространенный ответ – перстень) скарб (вещи, имущество) – крем, толпа, горе, кладовка; кушак (пояс) – ковш, шапка
ланиты – тапки, руки
• назовите слово, обозначающее породу собаки и сорт мягкой кожи – (лайка) - шарпей, пудель, такса
• отгадайте слово: наука, изучающая собак; собаковедение (9) – (кинология) - пёсология
• замените русские слова иностранными синонимами Воспоминания – мемуары (распространённый ответ – роман, книга) Правописание (орфография) – каллиграфия
Безнравственный (аморальный) – плохой
Вероятно, учащиеся не знают международных корней.
• замените заимствованное слово русским синонимом
Экспорт - вывоз (распростанённые ответы – доставка, поставка) Фрагмент – часть, отрывок (распространённые ответы – абзац, параграф)
• напишите, как называются жители данных городов (образуйте форму им.пад. мн.ч.) Одесса (одесситы) - ответы: одесчане
Прага (пражане) – пражцы
Санкт-Петербург (петербуржцы) – ленинградцы, питерцы
• подберите общее существительное, которое подходит ко всем трём прилагательным в ряду Самоходный, кухонный, зерноуборочный (комбайн) – ответы: нож
Настольный, перекидной, отрывной (календарь) – теннис
Также незнание слов привело к ошибкам в заданиях на орфорграфию. Например, непр…глядная тьма (непроглядная) – неприглядная
На западе пр…п…дает полоска света (пропадает) – припадает Вокруг беспредельная суш… (сушь) – суша
Это всё показывает необходимость постоянно развивать словарный запас школьников. Морфология:
• Найдите и подчеркните краткое прилагательное.
Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды и в год, и в два, и в пять лет, когда нет рядом друзей, но есть семья, есть учёба, работа. Отсутствие «друзей» можно и нужно выдерживать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его.
Это задание выполнили 4 человека из всех писавших. Также затруднялись с поиском причастий, союзов, частиц.
• Просклоняйте числительные.
В целом, по нашим наблюдениям, наиболее низкие результаты в олимпиаде показали ученики 8 и 10 классов.
3. Задания, не вызвавшие трудностей у учащихся
• Отметьте словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом / переносном значении.
• Разгадайте анаграммы
• Найдите односоставные определённо-личные предложения
Бывало, зайдёшь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. Нефть искали с отчаянным упорством.
Я с удовольствием смотрел на победителей.
+ Проводите меня сегодня с работы.
Исключение здесь составляли предложения, подобные предложению 1. Школьники не знают, что предложения со словом «бывало» относятся к обобщённо-личным.
• Выберите правильное толкование афоризма
• Отметьте примеры, которые не являются словосочетаниями
• Превратите каждое из данных слов в другое имя существительное, добавив одну букву в начале, середине или в конце
• Напишите слова, в которых звуков больше / меньше, чем букв
• Найдите и напишите общее окончание так, чтобы получились слова
Анализируя прошедшую Олимпиаду, хочется отметить, что она вызвала интерес у учащихся. На наш взгляд, проведение вузами предметных олимпиад для школьников является прекрасной инициативой, которую нужно развивать и поддерживать.