Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

В.П. БУРЕНИН — НАЧАЛО ПУТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В.П. Буренин — характернейший выразитель чрезвычайно интересного периода русской критики 1870-х – 1880-х годов. Хотя, конечно, хронологически его литературно-критическая деятельность выходит далеко за рамки этого периода.

Буренин, несомненно, личность одаренная, интересная и разносторонняя. О чем во многом говорят отзывы его современников. По словам Б.Б. Глинского, «совершенно невозможно проследить все разнообразные прозаические и драматические сатиры Буренина — она бесконечна, от нее не ускользнуло ничто из нашей общественности, что резко бросалось в глаза в период 80-90-х годов». [1] С точки зрения С. Венгерова Буренин «находил смешные стороны и в реальном, и в идеальном направлении, эмансипируясь от полного порабощения одного из этих направлений, становился посередине, потому и нравился читающей публике». [2] Друг и соратник критика А.С. Суворин отмечал, что Буренин — «злой в критике, но необыкновенно добрый и деликатный человек в жизни». [3]

Вся противоречивость натуры Буренина выражена в словах К.И. Чуковского, который в своем дневнике писал об одной из встреч с критиком: «Был у Буренина вечером. Старикашка. Один. Желтоватый костюмчик — серые туфли, лиловый галстук. <…> Показал мне акварель «Три Грации». Кто бы мог подумать, что Буренин рисовал «Три Грации»! Это все равно как если бы Джек Потрошитель вышивал шелками незабудки!». [4]

6 октября 1861 г. товарищ Н.А. Добролюбова по Педагогическому институту писал ему из Москвы:

«Решаюсь беспокоить тебя письмом, чтобы рекомендовать тебе моего брата, который привезет его. Хвалить его не стану, потому что худого человека не стал бы и рекомендовать тебе, да потому, что если ты возьмешь на себя труд поговорить с ним, то можешь узнать сам, каков он. А попросить все-таки попрошу по старому знакомству. Дело вот в чем: он немножко литератор, пишет стихи и желает, пожалуй, и печатать их. Достойны ли они печати, ты можешь это узнать лучше моего, но если достойны, то в таком случае окажи посильную помощь сему юноше, чем премного обяжешь.

Душевно уважающий тебя К. Буренин». [5]

Письмо это принадлежит младшему брату В.П. Буренина, известному позднее автору учебников (в соавторстве с А. Малининым) по математике и физике.

Надо сказать, что Буренин писал стихи с детства, первое время подражая А.А. Фету. А более поздние его стихотворения написаны под влиянием М.Ю. Лермонтова. Например:

За всё благодарю вас: за презрение,

За смех над страстью, незнакомой вам; За чудные, хоть краткие мгновения, Когда я жил во сне и верил снам…

………………………………………

И на грядущие, не видя в нем отрады, Боюсь я бросить сумрачные взгляды. [6]

Когда Буренин приехал в Петербург с письмом брата, ему было чуть больше двадцати лет. Родился он 22 февраля 1841 г. в Москве, в семье архитектора. Затем, в 1852 году поступил в Московское Дворцовое архитектурное училище, которое окончил в 1859 г.

Вообще же, предельно полная и достоверная биография Буренина принадлежит перу Б.Б. Глинского, который посвятил критику главу в своей книге «Среди литераторов и ученых. Биографии, характеристики, некрологи, воспоминания, встречи», опубликованной в 1914 году. А впервые о Буренине написал П. Быков в 1887 году (журнал «Всемирная иллюстрация». № 963), позже — в 1909 году — Н.И. Афанасьев включил статью о критике в книгу «Современники. Альбом биографий».

Еще будучи учеником архитектурного училища, Буренин руководил разными постройками. В 1859 г. в Марьине — подмосковном имении Н.Д. Пущиной-Фонвизиной — он сошелся с поэтом С.Ф. Дуровым, незадолго до этого вернувшимся из сибирской ссылки.

В Москве у Пущиной Буренин познакомился с декабристами М.М. Нарышкиным, Г.С. Батеньковым, П.С. Бобрищевым-Пушкиным. В те же годы Буренин сблизился с поэтом-петрашевцем А.Н. Плещеевым, только в 1858 г. вернувшимся из ссылки, и постоянно посещал его литературные собрания; здесь он впервые встретил М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова.

Литературная деятельность Буренина началась осенью 1861 г. сотрудничеством в «Колоколе» А.И. Герцена. Здесь появилась его заметка «Спасение цензуры в Москве» [7] — о неосуществленном проекте адреса литераторов по поводу ареста поэта и революционера М.Л. Михайлова.

В начале 1860-х годов Буренин окончательно осознает себя более литератором, нежели архитектором. В 1862 г. его стихотворения и драматические сценки появляются в «Дне» И.С. Аксакова, «Зрителе» и «Искре». Напечатанная в «Искре» драматическая сцена «Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 году» понравилась Некрасову, и он пригласил ее автора сотрудничать в «Современнике». Весною 1863 г. в сатирическом приложении к «Современнику» — «Свистке» — появились сатиры Буренина «Драматические сцены по поводу выхода «Современника», «После первого чтения г. Юркевича по “философии”» и др. Под псевдонимом «генерал Супостатов 2-й» Буренин опубликовал памфлет «Суета житейская, литературная и всяческая. Пир во время журнальной подписки», где дал сатирическую характеристику М.М. Достоевскому («Время»), М.Н. Каткову («Московские ведомости», «Русский вестник»), С.С. Дудышкину («Отечественные записки»), Н.Ф. Павлову («Наше время», «Русские ведомости») др. (В 1863-1865 гг. Буренин был одним из основных сотрудников «Искры». После 1865 г. произведения его печатались на страницах «Искры» значительно реже).

В 1863 г. Буренин переехал в Петербург, где первое время продолжал работать в качестве архитектора — состоял помощником инженера-архитектора при клинике барона Я.В. Виллие; клиника находилась на Выборгской стороне, отсюда, как считают некоторые исследователи, псевдоним Буренина — «Выборгский пустынник».

Будучи уже довольно известным писателем-сатириком он окончательно порвал со своей архитектурной деятельностью и всецело посвятил себя литературе. И.Г. Ямпольский пишет: «печатаясь в разных журналах («Современнике», «Искре», «Библиотеке для чтения», «Зрителе» и др.), Буренин выступает одновременно и как переводчик, и как лирический поэт, и как автор пользовавшихся наибольшим успехом юмористических и сатирических стихотворений, поэм, драматических сцен и пародий. В них он высмеивает «благонамеренных» и лжепатриотов, твердящих о том, что в России царит полный порядок и полное согласие всех сословий «под эгидою мудрых законов» («Благонамеренная поэма»), обличает социальное неравенство, презрительное отношение господствующих классов к мужику, жрецов «чистого искусства», реакционную журналистику и либералов. Буренин неустанно преследовал главного идеолога дворянской реакции М.Н. Каткова, ему принадлежат острые сатиры на умеренно-либеральный «Голос» А.А. Краевского, журналы Достоевского и др.». [8]

Ямпольский отмечал, что «из всех искровцев он [Буренин] испытал наибольшее воздействие политической поэзии Гейне. Вне связи с “Германией” нельзя правильно понять его поэмы — “Прерванные главы”, “Благонамеренную поэму”, “Диссонансы” и др. Их структура, широкий тематический диапазон при отсутствии единой темы, быстрые переходы от лирического тона к ироническому, перемежающийся трех- и четырехстопный анапест с рифмующимися второй и четвертой строками, который считался в 1860-х годах адекватным стиху “Германии”, — все это связано с Гейне. Есть у Буренина и ряд отражений “Книги песен”, но они не занимают в его поэзии значительного места и часто иронически переосмысливаются, что, впрочем, тоже идет от Гейне». [9]

Однако не все, написанное Бурениным, попадало в печать, поскольку просто-напросто некоторые его работы не были допущены цензурным ведомством. Так, в 1872 г. № 15 «Искры» был конфискован за сатиру Буренина «Исправленный реалист, или Юноша ликея», направленную против Каткова.

Задачей Буренина-критика и Буренина-сатирика (по его собственным словам), как в 1860-1870-е гг., так и позднее – в конце XIX века – всегда было обличение всего ложного и наносного в литературе и в жизни. Поэтому убеждения «Искры», на чью долю «выпала разработка общих вопросов путем отрицания ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве» (курсив оригинала), [10] были ему во многом близки.

Буренин никогда не был ничьим сторонником и стоял вне всяких партий. Ему были чужды любые политические пристрастия. Он руководствовался не общепринятыми групповыми нормами и представлениями, а собственными симпатиями и антипатиями. Специфика его позиции в полной мере раскрылась уже в «Санкт- Петербургских Ведомостях».

 

Список литературы

1.     Глинский Б.Б. Среди литераторов и ученых. Библиографии, характеристики, некрологи, воспоминания, встречи. Спб., 1914. С. 93

2.     Там же.

3.     Дневник А.С. Суворина. М., 2000. С. 494

4.     Чуковский К.И. Дневник. В 2-х т. Т. 1. М., 2003 г. С. 98, 100 5. Поэты "Искры". Л., 1933. С. 403

6. Там же. С. 404

7. Колокол. 1861. № 112, от 15 ноября. С. 937; № 113. С. 944-945

8. Поэты «Искры». Л., 1933. С. 311

9.     Там же. С. 312

10. Цит. по: Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. Спб., 1904. С. 39