Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ АЛЬМАНАХ КАК ТИП ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АЛЬМАНАХА «РОССИЙСКИЙ АРХИВ»)

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Печатное слово формировалось вместе с историей, плотно укрепившись в современном социуме, представляя собой информационную, просветительскую базу, вследствие чего, сегодня мы не мыслим жизнь без информации, которую дают СМИ.

Осознание необходимости по-новому взглянуть на место и роль историографии в истории современной исторической науки в целом характерно для последних лет. XX век кардинально изменил положение исторической науки в обществе. Современная историческая наука отличается от исторической науки всех предшествующих эпох тем, что она развивается в новом информационном пространстве, заимствуя из него свои методы и влияя на его формирование.

Смена научной парадигмы мировидения заставляет взглянуть на ход исторического развития с позиций многовариантности и альтернативности. А это диктует настоятельную необходимость диалога истории с другими общественными науками. Социологи, философы, логики, юристы и журналисты могут помочь историкам в организации их поисков, давая научно точное определение тех структур, элементов, корни которых историки должны найти, проследить за их развитием, их судьбой. Таким образом, тема данного исследования отличается актуальностью.

В статье анализируются журналистские публикации альманаха «Российский Архив»(II-III т. 1992 г.).

Альманах - развивающееся социокультурное явление, в своей динамике отражающее изменения в общественно-культурной жизни страны.

Первоначально альманахи - это астрономические календари и таблицы (рукописные в XIV веке и печатные с конца XV века). Впоследствии они стали включать астрологические указания, предсказания и разные заметки. Альманахи древних римлян содержали даты религиозных праздников. Альманахи египтян представляли собой каменные таблички, указывавшие движение планет. В Норвегии и Дании в древние времена в ходу были альманахи-пластинки из дерева или меди, на которых насечками отмечались важные даты.

Первый в Европе печатный альманах был издан в 1457 году в Вене. Он содержал даты полнолуний и сведения о движении планет, а также прогнозы пожаров, засух и голода.

С развитием печатных календарей в XVIII веке альманахи приобрели характер особого типа разнообразных периодических книжных изданий. Возникли генеалогические, хозяйственные, дипломатические, литературные альманахи.

Первые литературные альманахи появились во Франции в середине XVIII века («L‘almanach des muses», Париж, 1746-1833). В Германии первым литературным альманахом был «Musenalmanach», выходивший в Гѐттингене в 1770-1807 гг., затем «Musen-Almanach» - ежегодный сборник не публиковавшихся стихотворений, издававшийся Ф. Шиллером (1796-1800).

Рождение альманаха в России обычно связывают с именем Н.М.Карамзина - зачинателя новой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта. Но еще задолго до «Аглаи» (1794-1795) и «Аонид» (1796, 1797, 1799), построенных во многом по образцу европейских, прежде всего французских, «календарей муз», в России были распространены разного рода (рукописные и печатные) сборники произведений духовного и светского содержания, астрономические таблицы, служившие «настольными книгами», которые можно считать своеобразными «праальманахами». Традиции их создателей, безусловно, повлияли и на создателей первых русских альманахов.

В России XIX века альманах является одним из самых распространенных типов издания, проходя три «альманашных  периода»   развития:  «карманные  книжки»   пушкинской   эпохи,  альманахи  декабристов  и «литературные сборники» смирдинского периода («Новоселье»).

В начале XX века потребность в альманахе вновь возросла. Тиражи крупнейших литературных сборников альманашного типа «Знание», выходивших под руководством А.М. Горького (1904-1913), и альманахов издательства «Шиповник» (1907-1917) доходили до 65 и 26 тысяч экземпляров соответственно.

В 1920-1930-е годы альманах достигает пика развития. По своим формально-содержательным показателям ранний соцреалистический альманах приближен  к модели изданий альманашного типа. В него необычайно широко входит специфический внелитературный материал; он чаще связан с трудовыми свершениями так называемого «реконструктивного» периода: «ударной стройкой», «посевными кампаниями».

На смену альманахам с широкой идейно-творческой платформой приходят ежегодники очерков и публицистики, поэтические сборники, издаваемые контролируемыми государством творческими союзами. Серьезное развитие этот вид альманахов получил в послевоенные годы. Таковы, например, «Шаги» (1977-1991) и «День поэзии», издававшийся параллельно в Москве (1956-1990) и Ленинграде (1961-1989). Особое место принадлежит рукописному бесцензурному альманаху «Метрополь» (1979).

Мир альманахов на сегодняшний день, достаточно разнообразен и интересен для широкого круга читателей. Этот тип издания вновь находится на пике своего развития. Широта спектра аудитории изданий альманашного типа дает возможность читать их даже детской аудитории. Наиболее  глубокое свое развитие получают научные альманахи для ученых, путешественников,  преподавателей и всех желающих. Не менее популярными становятся и альманахи электронного типа, что дает возможность доступа к огромным базам информационных данных. Для современного общества это немаловажно как для ознакомления, так и для личностного развития.

Внешнее оформление сегодняшних альманахов очень привлекательно, что связано с развитием технологий. Многие функциональные характеристики изданий данного типа сохранились еще с прошлых столетий (встречается карманный формат, праздничная концепция и т.д.). Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у исследователей русской литературы и журналистики нет единого мнения по этому поводу (Н.П. Смирнов-Сокольский, В.А. Архипов, О.Д. Голубева, Б.И. Есин, А.И. Рейтблат, В.И. Коровин и др.).

Исследуя исторический альманах «Российский Архив», были выделены следующие типологические признаки издания:

1.   Название: «Российский Архив». Альманах.

2. Место и характеристики издания:

-   Уникальное многотомное периодическое издание.

-   Авторы: А.Л. Нелепин – главный редактор.

-   Издатель: Москва. Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова.

-   Выход в свет: с 1990 г.

3. Периодичность: один том в год.

4.   Рубрикатор: оглавление, к читающей публике, письма, воспоминания, записки, альбомы фотографий из архива, распоряжения, автобиографические притчи, литературные афоризмы, список имен. Кроме того, сюда включали издательские предисловия (литературные обозрения Бестужева), эпиграфы, примечания и иллюстрации.

5.    Читательская аудитория. Альманах предназначен для широкого круга читателей, серьезно изучающих русскую историю, а также простым любителям русской словесности, интересующимся прошлым нашего государства.

6. По аудиторной направленности - универсальный.

7. По содержанию -исторический.

8.    По форме издания (формат, объем, оформление) -расчетный размер издания: 17 x 24 см; формат: 70x100/16 (167x236 мм); объем от 500 до 1000 страниц; оформление включает в себя твердую обложку, твердый переплет; классическое оформление - серого/розового цвета обложка; название оформлено в историческом стиле; наполнен текстами и соответствующими им историческими фотографиями, картами.

9. Тираж: 2000 экз.

Исторический альманах «Российский Архив» - уникальное многотомное периодическое издание, продолжающее просветительские традиции знаменитого журнала П.И. Бартенева «Русский Архив», который вплоть до 1917 г. нес образованной российской публике объективное историческое знание, лежащее в основе всякой цивилизованной государственности и важное не столько для настоящего, сколько для будущего.

Для определения жанрово-тематического своеобразия издания был проведен контент-анализ отдельных материалов разных лет и 2 альманахов(II-III тт.) 1992 г. Тематика материалов разнообразна, но в целом связана с историей России. Характер жанров соответствует историческому времени (письмо, заметка, некролог, исповедь, фельетон, очерк). Вполне закономерно отсутствие современных журналистских жанров.

Жанр фельетона редко встречается на страницах альманахов. Однако в XIX веке в России фельетон был очень распространен, поэтому в исследуемом издании можно встретить материалы этого жанра. Например, Одоевский В.Ф. Заметки о Москве. Заметка № 3 (альманах «Российский Архив» том V, 1994 год, рубрика «Мемуары, документы, переписка»). Автор избирает традиционный для  русской сатиры объект  осмеяния - русская лень, хандра («рукавопустие»). По мнению В.Ф. Одоевского, «рукавопустие» - основа русского характера, с которой нужно активно бороться.

Таким образом, альманах как тип издания продолжает активно развиваться, раскрывая новые и неизвестные факты читающей публике.