Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА» М. БУЛГАКОВА: ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Ранний период творчества Михаила Булгакова включает в себя три основных этапа: киевский, владикавказский, московский. По-настоящему творческая работа писателя развернулась в Москве, главном литературном центре страны. Он приехал в столицу в трудный и знаменательный год: с 1921 года начался переход от суровых лет «военного коммунизма» к НЭПу.

Москва сделала Булгакова профессиональным писателем, дала темы, краски, персонажей, место в газетах, журналах, на театральной сцене, литературное имя и славу. Пришло все это, разумеется, не сразу. И все же надо признать, что мастерством сатирика писатель овладел быстро. Рисуя узорчатую мозаику современности, Булгаков далек от беспристрастности, он занимает вполне определенную позицию и публично заявляет о ней. Писатель не просто воссоздает калейдоскоп столичной жизни, он стремится уловить закономерности, выявить существенные признаки, оценить явление в целом. Большинство опубликованных в «Накануне» корреспонденций Булгакова посвящено жизни москвичей в период НЭПа. Многие проявления хозяйственного возрождения страны радовали писателя, внушали веру в восстановление привычных норм жизни – традиционных норм воспитания и поведения, чистоты и порядка на улицах, изолированных квартир, классических спектаклей и концертов. Однако он понимал трудность и болезненность развития ростков нового. Наиболее яркое выражение индивидуализма, по мнению Булгакова, – это нэпман 20-х годов.

Булгаковская публицистика дает возможность понять мировоззренческую позицию писателя тех лет и судить о его отношениях с новой жизнью. Несмотря на признаки возрождающегося порядка, оставалась неприглядная реальность – коммунальные квартиры с «самогонными озерами»; вечная погоня за грошовыми заработками и душевный дискомфорт.

В целом газетным публикациям Булгакова, где прямо или опосредованно затрагивается тема НЭПа, присуща четкость и однозначность оценок, автор не шел на компромисс. Пожалуй, трудно найти такое явление, против которого сатирик выступал так последовательно и яростно в течение всей творческой жизни, с какой он ополчился против обывателя. Вероятно, в этой социальной категории он чувствовал все «свойства сорняка».

Булгаков, вслед за Горьким, Маяковским, Зощенко исследует паразитирующий на теле общества тип личности. В каком бы обличье не выступал обыватель, публицист подчеркивает его низкий духовный, нравственный уровень. Состояние общества в целом, по мнению Булгакова, определяется личностным уровнем, поэтому обыватель социально опасен. Писатель-сатирик скрупулезно наблюдает, исследует  конкретные коллизии, обнажающие болезнь и демонстрирующие ее заразность. Но первоначально он утверждает личность с высокоразвитым потенциалом, как созидательное начало жизни и затем противопоставляет ей разрушительное начало обывательщины.

Яркий социальный портрет современных дельцов создан Булгаковым в фельетоне «Похождения Чичикова», опубликованном в 1922 году в литературном приложении к «Накануне». Вероятно, писатель придавал ему особенное значение, так как наряду с сатирическими рассказами только его из всех газетных публикаций включил в свой первый сборник «Дьяволиада». В «Похождениях Чичикова» поставлен вопрос о сущности мещанства, исследованы морально-психологические критерии этой социальной категории.

Родился фельетон как острая непосредственная реакция писателя на странные, с его точки зрения, для революционной страны контрасты. С одной стороны, вконец обнищавший, истерзанный недавней войной и только что пережитым голодом трудовой люд, в том числе и трудовая интеллигенция, с другой – сытые, довольные жизнью, частью, может быть, и нужные деловые люди, а частью явные мошенники и проходимцы. Булгаков строит фельетон, раскрывая уже знакомые качества гоголевских героев в новой обстановке. Он рисует сатирическую картину «деятельности» частных предпринимателей, обкрадывающих молодое государство, только становящееся на ноги после гражданской войны. Уже название произведения отсылает нас к бессмертному роману Гоголя «Мертвые души». Действительно, сюжет фельетона «опирается» на гоголевских героев. Главное место в «Похождениях» занимают персонажи «Мертвых душ» и, прежде всего, сам Чичиков, а также герои и сюжеты других произведений Гоголя.

Фельетон имеет кольцевую композицию. Все «приключения» Чичикова поданы автором как сон, приснившийся писателю, любящему и ценящему творчество Гоголя. Булгаков помещает достославного Павла Ивановича в современные писателю условия – послереволюционную Москву 1920-х годов. Герой вынужден как- то приспосабливаться, «устраиваться» в этой новой, казалось бы, для него жизни. Но с предприимчивостью и энергией, свойственной Чичикову, герою это удается «преотличнейшим образом». Повсюду он встречает своих знакомцев, начиная от коменданта общежития дяди Лысого Пимена и заканчивая Коробочкой с Ноздревым. Опять, как и сто лет назад, мошеннику Чичикову удается заработать грандиозный капитал – он становится

«трильонщиком». Путем обмана, надувательства, жульничества герой вновь на какое-то время оказывается «на коне». Активно «помогают» в этом Павлу Ивановичу все окружающие, которые состоят из характеров и типажей, выписанных Гоголем еще сто лет назад. Послереволюционную Москву населяют все те же Собакевичи и Ноздревы, места чиновников занимают все те же Кувшинные Рыла и Неуважай-Корыта, а обычные обыватели также косны и равнодушны, как и прежде. Ничего не изменилось и складывается ощущение, что мы попали в Россию начала 19 века. Взяточничество, пронизывающее все слои общества, халатность и разгильдяйство, бестолковость, непрофессионализм и равнодушие «властьпридержащих» к своему народу. Более того, в некоторых сферах, по мнению писателя, дела со времен Гоголя только ухудшились.

В фельетоне Булгаков стремится предостеречь читателя от слишком доверчивого отношения к воскресшему из небытия типу предпринимателя. Через образ Чичикова и чичиковщину происходит суд над сущностью мещанства. Чичиков не только и не просто хищник, главное, что увидел в нем сатирик – это невероятная живучесть и полная беспринципность, умение приспособиться к любым обстоятельствам. Чичиков остается Чичиковым, считает писатель, изменились только реалии, костюмы, детали быта. Однако страшен не сам Чичиков, утверждает автор, и его хищная жажда наживы. Более опасны бюрократы, недобросовестные или равнодушные люди, благодаря которым Чичикову удается быстро прижиться в новых условиях.

Все персонажи в фельетоне разделены на три группы: воскресшие «мертвые души»; бюрократы и головотяпы, по своей сущности те же тени «мертвого царства»; им всем противопоставлены «нечичиковы», олицетворенные образом Автора. Здесь Автор – единственное живое, человеческое лицо, вызывающее безусловную симпатию. Написан он так, что сразу чувствуется и его житейская непрактичность, и его увлеченность литературой, и то,  что он из  писательского  мира.  Читателя волнует его  порядочность, противопоставленная беспринципности Чичикова. Автор одинок и от этого возникает щемящая грусть. В сознании читателя он оставляет чувство жизненной правды и создает атмосферу требовательности, этической чистоты. Единственный шанс для него почувствовать прелесть жизни – пофантазировать. Но в своих мечтах рассказчик беспощаден.

Чичиков – слепок с готового оригинала, узнаваемый литературный персонаж. Как и многие другие начинающие авторы, Булгаков переживает пору литературного ученичества, пока он еще не свободен от реминисценций и стилизаций. Однако воспроизводя характерную стилистику Гоголя, он не подражатель, а в определенной степени соавтор, так как готовый литературный образ молодой писатель сумел развить в новых обстоятельствах и придать ему дополнительный смысл. Именно с «Похождений Чичикова» начинает формироваться особый булгаковский стиль – яркий и динамичный. Писатель создает комические ситуации, вызванные новыми сокращениями названий учреждений, к которым еще не привыкли москвичи, да и сам автор относится к ним с некоторым сомнением. Так, Чичиков берет в аренду предприятие «Пампуш на Твербуле» и наживает на нем миллиарды. Впоследствии выяснилось, что такого предприятия не существовало, а аббревиатура означает «Памятник Пушкину на Тверском бульваре». Впервые в этом фельетоне обыгрывается тема «чертовщины» как столкновение подчеркнуто бытового и фантастического в едином контексте.

Основная цель фельетона – обличить пороки и показать, что жизнь нисколько не изменилась, а лишь гиперболизировала то, что было в столь не принимаемом большевиками российском прошлом. Булгаков убежден, что революция закончила процесс омертвения человеческих душ, полностью изгнала из человека Человека, а значит, революция по своей сути антигуманна и аморальна.

В художественном мире раннего Булгакова четко обозначено стремление противопоставить обывательской социальной программе свой этический гуманистический идеал. В фельетоне «Похождения Чичикова» он только намечен. Дальнейшая его эволюция произойдет в очерках, объединенных темой сатирического разоблачения обывательщины и найдет свое логическое завершение (относительно раннего периода творчества писателя) на новом художественном уровне в романе «Белая гвардия», где создан образ Василисы – Василия Лисовича.