Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ Т.СЫДЫКБЕКОВА К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЕНИЯМ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация. В статье раскрывается ценностное отношение Тугельбая Сыдыкбекова к художественному творчеству, к художественным произведениям. Приводятся примеры от размышлений классика кыргызской литературы.

Ключевые слова: художественная ценность, ценностное отношение к художественному творчеству, критерии и качества художественной ценности.

Annotation. The article reveals the value attitude Tugelbaya Sydykbekova to art, to the artwork. The examples of the classic reflections Kyrgyz literature.

Keywords: artistic value, value attitude to art, and the quality criteria of artistic value.

Начало XXI века в Кыргызстане, вероятно, остается в памяти уменьшением интереса к творениям искусства. Если сейчас проводите опрос с целью выявить знания молодежи о художественных ценностях, сотворенных в ХХ веке в кыргызской литературе, в конце опроса непременно сожалеете о своей инициативе. Так, в начале нового столетия отношения к художественным ценностям, вообще к художественной литературе подверглись очень серьезным изменениям.

Однако такое положение дел все-таки позволяет надеяться о хорошем. В соответствии с требованиями времени, нам предоставляется возможность переоценки художественной ценности произведений, сотворенном в кыргызской литературе в течении восьмидесяти, девяносто лет. Теперь мы можем определить истинную ценность многих художественных творений. Дадим правдивую оценку подлинным художественным ценностям. В такой сложной аналитической деятельности мы достигнем положительных результатов, если делаем акцент на укоренение в сюжете произведений Истины, Красоты, Добра. Многие мыслители человечества в своих оценках к произведениям искусства учитывали в той или иной степени наличие этой традиционной триады в художественных творениях.

Разумеется, опираясь суждениям великих представителей литературно-эстетической мысли, мы не можем обойти и отношения наших классиков к художественным ценностям. В этой статье обратим свой взор к отношению Тугельбая Сыдыкбекова к художественным ценностям. Оценки классиков к подлинным художественным творениям и вправду интересны.

Листая сборник Т. Сыдыкбекова «Я жил тысячи лет», мы обратили внимание на беседу «Вокруг первого романа». В ней журналист дает вопрос к Т. Сыдыкбекову: «В романе «Среди гор» имеются ли персонажи, события, которые не существовали в жизни?». Художник отвечает таким образом: «Нет. По-моему, писателя прежде всего должна заинтересовать правда жизни» [2, с.279]. В ответе содержится важное значение. Мы здесь увидим, что классик кыргызской литературы как и художники прошлых эпох, и современные ему мастера художественного слова, в творчестве высоко оценивает жизненную правду, или Истину. Отношения Т. Сыдыкбекова к действительности имеет свои особенности. Он прекрасно знал, что только истина дарует произведению качества художественной ценности.

Для раскрытия ценностного отношения выдающегося художника к жизненной правде или к истине в художественном произведении, приведем несколько примеров его суждений: «Писатель обязательно изображает правду в жизни. Это не то, что описывание подряд всего зримого, это видение характерных действий. Сотворение от характерных действий характерного события. Открытие от простых людей труда сложный мир простого героя… Значит, создание героя – это открытие богатого и сложного мира человека, изображение простого и таинственного, интересного облика» [1, с.116]. Разумеется, от этой цитаты явно веет духом знаменитого определения к реализму Ф.Энгельса «…правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Однако это определение подкреплено эмпирическим опытом Т.Сыдыкбекова. Он всегда старался превратить жизненную правду в художественную правду. Это явно наблюдается от его романов «Среди гор», «Люди наших дней», «Женщины» и др.

Обратим внимание еще одной мысли писателя: «Источник, дающий энергию в благородное древо литературы – великая жизнь народа» [1, с.134]. И вправду, если в продуктах художественной литературы не описывается жизнь народа, не отражается история народа, тогда произведение утратит свою живость, влиятельность. Ясно понимая этого, Т. Сыдыкбеков с начала своей творческой пути стал отражать жизнь народа. Мы на примере романа «Кен-Су» (впоследствии был назван «Среди гор») убедимся этому. И создание романа «Голубой стяг» тоже связан со стремлением писателя передать великую жизнь, великую историю, жизненную правду кыргызского народа с посредством искусства слова. Сам художник о написании «Голубого стяга» вспоминает следующее: «Ты  начал слово  о «Голубом стяге».  Над этим много работал. В написании этого основывался на три составляющие; первое – исторические сведения. Второе – устное творчество во главе с «Манасом», санжыра (устные исторические сказания – А.Ж.). Третье – духовный мир народа. Когда рассмотрел эти три вещи в сравнении, мне они показались заплетенным друг с другом золотым арканом. С каким доверием написал «Среди гор» и «Людей нашего времени», и здесь так произошло (речь идет о доверии правде жизни – А.Ж.). Историческая ситуация настолько проникла в мою душу» [2, с.272].

Художник противится созданию произведений, следуя приключениям, и отмечает интересность, прекрасность жизни, жизненной правды, или Истины. Например, он говорит: «Среди писателей есть и такие, которые говоря: «Книга должна быть интересной. Неинтересная книга разве книга!», признают все свойства искусства только от голых событий. По-моему, понятия «интересности» намного шире. Оно не ограничивается только запутанными событиями, напротив неуместное лживое событие уничтожает интересность книги. Интересным мы признаем саму подлинную жизнь. Ничего кроме жизни, интересного в мире нет. Все дело в умении познать интересных сторон жизни!» [1, с.405]. В этом замечании есть правда. Разумеется, сама жизнь, правда жизни и интересна, и прекрасна. В ней всегда можно найти Красоту. А также жизнь нас призывает к Добру. Если глубже рассмотреть мысль Т. Сыдыкбекова, то для него и Красота, и Добро заключается в жизненной правде, то есть в Истине.

Т. Сыдыкбеков высоко оценивает литературу, её рассматривает как орудие, открывающее путь к Добру. Именно этого мы поймем от нижеследующей цитаты: «Конечно, художественная литература – благородное орудие, которое излагает жизнь, деятельность человека, открывает его внутренний мир, характер, поведение, представляет его облик, в общем искусно, метко изображая человеческие качества со всех сторон, вместе с этим воспитывающее самого человека, вдохновляющее человека к труду, интересующее его в жизни прожить активно, правильно, сохраняя от грязных, отрицательных, плохих дел, вдохновляя к хорошим, благородным делам, обнадеживая к достижению добра, с этим побуждая сознание человека, приводя его в блаженство, добавляя ему ум, мысль, возглавляя всегда к добру!» [1, с.117-118]. В этой цитате есть созвучие к мысли А.М. Горького о том, что «литература – это наука о человеке». Правда, если в художественной литературе изображается жизнь человека, Истина, Красота и Добро в его жизни, по-другому и не может быть.

Выдающийся художник признает, что создание произведения, обладавшего качеством художественной ценности, является хлопотным делом. Эту мысль обозначает следующим образом: «Итак, создание подлинных произведений, богатыми содержанием, широкими целями,  правильно отражающими прекрасных жизненных событий, могущими стать образцом для других, ставшими сегодня примером, а завтра – наследием, для деятелей литературы и искусства не обойдется дешево» [1, с.197]. От этого фрагмента мы улавливаем, что для сотворения подлинной художественности, или художественной ценности нужно трудится, не утомляясь и не останавливаясь.

И вправду так. Никогда подлинная художественность, или прекрасное, не создается легко и просто. В созидании художественной ценности имеются множества трудностей.

Писатель напоминает и о том, что в творчестве допускаются и недочеты, исправление недостатков это прямая задача художника: «Сила писателя в нахождении своего недостатка, не ожидая помощи со стороны. Как искусный плотник работает, отмеряя несколько раз, и отрезая один раз, и писатель тоже должен работать над своим произведением не спеша, основательно. Легкая работа, не чувствовавшая муки творчества, это не сила художника, а его легкомысленность. Кто работает поверхностно и легко, его романы и повести, пусть большие по объему, остаются по смыслу, по художественности сырыми, рыхлыми» [1, с.103]. С этим мнением нельзя не согласиться. Здесь содержится весьма ценный совет для всех художников. К сожалению, и раньше, и теперь встречаются писатели, которые приспосабливались работать «поверхностно и легко», с этим изловчились срубить денежки, они и сегодня продолжают растоптать Истину, Красоту и Добра.

Т. Сыдыкбеков к профессии писателя ставит очень жесткие требования. К этому вопросу он относится так: «Прежде всего, мы должны сохранить чистым звание советского писателя, мы должны хорошо осваивать эту благородную профессию и стать искусным, гениальным, настоящим художником. Так, не склоняясь к готовому, не скрываясь «актуальной темой», не изловчившись хитроумничать, сохранить истинную писательскую доброжелательность, проницательность, справедливость, догадливость» [1, с.131]. Да, в литературе приспособленчество к условиям реальности существовало издревле. Но написать произведения таким образом, это не есть созидание подлинных художественных ценностей. Сотворенные таким путем произведения не могут жить долго. Художественная литература не поддерживает проворности, хитроумности.

Если вкратце резюмировать, у классика кыргызской литературы Т. Сыдыкбекова имеется свое собственное мнение к художественному творчеству, к его законам. Он сторонник создания произведений, имевших качеств подлинной художественной ценности. Художник предъявляет особо жесткие требования к качеству литературного произведения, художественной ценности.

 

Список литературы

1.     Сыдыкбеков Т. Чеберчилик үчүн. Китепте: Сыдыкбеков Т. Мезгил сабактары. – Фрунзе: Кыргызстан, 1982

2.     Сыдыкбеков Т. Туңгуч романдын тегерегинде. Китепте: Сыдыкбеков Т. Мен миң жыл жашадым. – Бишкек: Акыл, 1998