Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

Ч.АЙТМАТОВ О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация. В этой статье рассматриваются суждения Чингиза Айтматова о художественных ценностях.

Раскрывается эволюция ценностного мировоззрения великого писателя.

Ключевые слова: художественная ценность, восприятие и оценка художественной ценности, познавательная ценность, эстетическая ценность, нравственная ценность.

Annotation. This article discusses Chingiz Aitmatov judgments about artistic values. Reveals the evolution of the world of values of the great writer.

Keywords: artistic value, perception and evaluation of artistic value, educational value, aesthetic value, moral value.


Проблема художественной ценности сегодня стало актуальным литературно-теоретическим вопросом. Так как стало ясно, что не все сотворенное руками творческих личностей могут продолжить  жизнь в качестве художественной ценности. Поэтому назрела необходимость ценностного переосмысления и переоценки тысячи и тысячи произведений, созданном в общечеловеческом социуме, в том числе и в кыргызской литературе. Разумеется, в истории мировой художественной литературы издавна принимались такие попытки, в результате насчет природы художественных ценностей были сломаны множества копий, были сказаны множества различные друг от друга мнений, на основе этих споров были уточнены отличительные  черты подлинных художественных ценностей. Это стало продуктом многовекового художественно-эстетического, литературно- культурного процесса. В этот процесс несли вклад своими и интересными, и содержательными суждениями выдающиеся мыслители человечества, как Платон, Аристотель, Буало, Лессинг, Дидро, Гельвеций, Сент-Бёв, Гегель, Маркс, Энгельс, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Плеханов и др. Анализируя их высказывания, можно прийти к такому выводу: восприятие и оценка художественных ценностей очень сложная работа, она осуществляется, опираясь на такие критерии, как мастерство художника, серьезность поставленной в произведении вопросов, точное, выразительное создание художественных образов и др., в этом основной акцент делается на отражении в творениях искусства Истины, Красоты и Добра.

Таким образом, определение понятия художественной ценности весьма сложная работа. Но многие мыслители, теоретики литературы и искусства отмечают непременным условием художественной ценности существование в нем Истины, Красоты и Добра, эта традиционная триада выступает основной опорой в восприятии и оценивании художественных ценностей. Отметим, к такому итогу мыслители не приходят сразу, они анализируют множества произведений, потом на основе своих умозаключений выносят вперед вышеназванную триаду. Значит, само определение понятия художественной ценности, восприятие и оценивание художественной ценности тоже является творческим процессом. После такого краткого вступления попытаемся анализировать взгляды великого кыргызского писателя Чингиза Айтматова на вопрос художественной ценности. Как произошла эволюция его мнений к вышеназванной проблеме, или он обладал прирожденной интуицией, рассмотрение этого вопроса очень интересна в теоретическом плане.

Ч. Айтматов в 1963 году выступил с докладом в республиканском совещании молодых писателей, в нем делал несколько серьезных наставлений к молодым художникам. В это время имя Ч. Айтматова была известна во всесоюзном пространстве, его признали как художника даже в зарубежных странах. В той речи классик кыргызской литературы излагает свои первоначальные наивные представления к искусству, художественной литературе и к художественным творениям следующим образом: «Если теперь в моей работе появились более или менее успехов, эти успехи начались, когда я стал различать прочитанные мною книги на хорошие и плохие. Когда-то для меня вообще не было плохих книг. Думал, что не бывает плохих книг. Впоследствии когда впервые начал писать, не очень понимал споры критиков. Только тогда, когда стал распознавать вопросы внутреннего строительства литературы, образной художественной речи и пустой, неусвояемой речи, подлинную красоту и искусственную красоту, стал смотреть на свою работу по-другому. Умение познавать литературу не приходить человеку сразу. Для этого человек  должен  много читать, много работать, быть осведомленным о мировой искусстве» [1, с.19-20].

Айтматов в этом докладе с сожалением говорит о том, что выдающиеся представители кыргызской профессиональной письменной литературы не  стремились усовершенствовать  свои природные  способности, укреплять их глубокими литературно-теоретическими знаниями. Он верит, что если такие с рождения талантливые люди, как Р. Шукурбеков, М. Алыбаев, обогатили свои творчества с теорией, связывали с реальностью, происходившими в различных отраслях искусства, смогли бы получить мирового признания. Говорит что, если бы С. Каралаев родился немного позднее, вооружился глубокими знаниями, от его поэтического вдохновения возникли бы огромные успехи, он смог бы найти место рядом с Гёте и Данте. В этих высказываниях есть доля правды. И сегодня необходимость освоения литературно-эстетических знаний остается насущной потребностью многих кыргызских писателей и поэтов. Поэтому сказанные более пятидесяти лет назад слова Ч. Айтматова по нынешний день не потеряли свою актуальность. Он желает молодым художникам доброго пути: «Если хотите править сердцем, чувствами современного человека, нацелитесь дать ему произведений, наполненной большими философскими мыслями, насыщенной подлинной поэзией, отражающей не копий людей, а живых, выразительных, устремляющихся к добру образов. Может она будет  гражданской поэмой, может трагедией, может семейной драмой или новеллой. Однако, форму потом успеем исследовать. Главное – должно быть талантливо написанной, волнующей современного читателя произведением» [1, с.17.]. А для сотворения хороших произведений надо обладать хорошими знаниями, это правда. Поэтому Ч. Айтматов наставляет молодых к устремлению знать всего хорошего, что происходит в мировом искусстве. Это слова истинной творческой личности, испытавшей на своем примере муки творческого поиска. И еще, в вышеприведенном докладе, которого мы вкратце анализировали, явно проявляется отношение Ч. Айтматова на подлинную художественную ценность. По этой причине мы обратились к этому докладу.

Ч. Айтматов в своей жизни давал множество интервью, провел много бесед, вел диалог многими творческими личностями, и в этих беседах, интервью, диалогах делился своими мыслями о художественной литературе, о художественной ценности. Внизу приводим без комментариев несколько фрагментов от публикаций классика, содержащие его мысли насчет литературы, и потом размышляем над значениями этих цитат.

«Литература древнее искусство, поэтому у неё имеются древние темы. Может самое главное из них, равномерно развитый и в современном романе, и в древней сказке сюжет – справедливость и несправедливость имеет особое значение в судьбе современного человека» [1, с.120]. «Если книги лгут, или еще хуже – сеют зерно ненависти и насилия, тогда их авторы будут виновными за тяжелое этическое преступление» [1, с.120]. «Если книга разбудит разум, совесть, честь своего читателя, овладевает его сердцем, всецело подчиняет своему влиянию, вынуждая глубже посмотреть к себе и к окружающей среде, показывая самое отвратительное, грязное в жизни, или напротив, восхищая картинами чистоты, красоты и величия, мы этого объясняем силой искусства» [1, с.137]. Как видно из этих цитат, самыми главными критериями художественной ценности выступают антиномии справедливости и несправедливости, добра и зла, красоты и уродства. Многие художники, оставившие неизгладимый след в истории мировой литературы, в своих произведениях вели речь  об этих явлениях, и мыслители, попытавшиеся определить цену истинных художественных ценностей, сделали акцент на эти антиномии. Значит, схожесть взглядов Ч. Айтматова к художественным ценностям с мнениями выдающихся мыслителей человечества, вполне закономерна. Это явление издавна укоренилось в эстетическом познании.

Таким образом, каким ни был великим писатель, в его отношении к художественному творчеству, к художественным творениям, в его восприятии и оценивании художественных ценностей с течением времени непременно происходят изменения. И известный всему миру своими произведениями кыргызский классик Ч. Айтматов признает этого. Истинный художник постоянно находится в творческом поиске, он непрерывно старается сотворить истинного творения искусства, т.е. произведения, обладавшего содержанием художественной ценности. Он в глубине своей души несомненно желает своему произведению право вечного существования. Поэтому попытается сотворить свое произведение совершенным. Это неписаный закон художественного творчества. Однако никто не может предсказать, насколько долгим будет жизнь его творения.

Ч. Айтматов и об этом весьма открыто делился своими соображениями. Мы приводим фрагмент, содержащий мысли писателя насчет жизни художественного произведения. На вопрос специального корреспондента журнала «Огонёк» Ф. Кузнецова «Как вы думаете, художественное произведение насколько долго может просуществовать?», Ч. Айтматов ответил следующим образом: «Это очень сложный вопрос. Какое произведение сколько проживет, какой из них забывается, какой остается, думаю, никто не может предсказать. Как бывает судьба писателя, и у каждого произведения есть своя судьба. А также имеются всеобщие законы искусства, литературы, культуры. Бывают и требования той или иной формации. Обоснованные попытки оценивания литературы по новому появились в нашей, советской эпохе. Все написанные произведения мерились с методом, названным нами социалистическим реализмом. Я, конечно, не против к этому термину, дело не в термине, дело в его сущности. Мы можем назвать как хотим, социалистический реализм, критический реализм, магический реализм, или еще какой-то другой реализм. Самое главное – пусть будет совершенным произведением. Однако, тот или иной роман, поэма, драма как создается, каким будет его будущая судьба, никто не может предсказывать» [1, с.351].

Анализируя этот конкретный ответ на конкретный вопрос, выдающийся кыргызский литературовед Л. Укубаева приходит к такому выводу: «Только совершенное произведение» проходя испытанию временем, становясь духовной пищей к последующим поколениям, вечно живет, это правда» [2, с.112]. Мы думаем, что в этом предложении содержится портрет художественного произведения, обладающей художественной ценностью. В заключение хотим сказать, что во всех художественных творениях Ч. Айтматова отражается Истина, прославляется Красота, обладает моральной победой Добро. Значит, он в своем литературном творчестве доказал, что подлинное художественное творение должен  обладать тремя  ценностями – познавательной ценностью, эстетической ценностью,  нравственной ценностью.  Поэтому,  несомненно, если   не все,   то многие  его художественные творения и в будущем в истории литературы будут оцениваться как художественные ценности.

 

 

Список литературы

1.     Айтматов Ч. Биз дүйнөнү жаңыртабыз, дүйнө бизди жаңыртат. – Фрунзе: Кыргызстан, 1988.

2.     Үкүбаева Л. Чыңгыз Айтматов: эстетика жана улуттук негиз. – Бишкек: Турар, 2004.