Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СИЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
30 марта 2016г.

В современной экономике проблема нецелевого использования организации приобретает все большее значение. Каждая компания в наибольшей или наименьшей степени подвержена риску утратить свое функциональное предназначение, для которого она была первоначально создана [2; 5]. Для того, чтобы оценить организацию с точки зрения ее целевого использования существует термин сила организации.«Под силой организации следует понимать ее легитимные (легитимность, независимость, социальная значимость) и нелегитимные (внеконкурентные преимущества) возможности устойчиво развиваться и реализовывать свой целевой потенциал» [6].

Сила организации зависит от 4 факторов: легитимность (когнитивная, личная, структурная, вытекающая, диспозициональная, обменная), независимость, социальная значимость [3], внеконкурентные преимущества [4].

Для сравнительной оценки силы организаций можно предложить качественные шкалы по факторам (Табл.1).




Таблица 1  

Характеристики факторов силы организации [1; 7]

 

Уровень фактора

ФАКТОР: ЛЕГИТИМНОСТЬ

Низкий

Создание организации и ее деятельность происходят только в соответствии с законом

Ниже среднего

Создание организации и ее деятельность происходят в соответствии с законом, а

также с построением легитимного портрета организации с использованием 1-2 видов легитимности  

 

Средний

Создание организации и ее деятельность происходят в соответствии с законом, а

также с построением легитимного портрета организации с использованием 3 видов легитимности

 

Выше среднего

Создание организации и ее деятельность происходят в соответствии с законом, а

также с построением легитимного портрета организации с использованием 4 видов легитимности

Высокий

Создание организации и ее деятельность происходят в соответствии с законом, а

также с построением легитимного портрета организации с использованием 5-6 видов легитимности

Уровень фактора

ФАКТОР: НЕЗАВИСИМОСТЬ

 

Низкий

Организация взаимодействует с 1-2 поставщиками, полностью зависит от держателей

ресурсов, а также имеет большой объем обмена

 

Ниже среднего

Организация взаимодействует с 1-2 поставщиками, зависит от держателя ресурсов и

минимально может влиять на условия, предлагаемые поставщиком

 

Средний

Организация взаимодействует с 1-3 поставщиками, зависит от держателя ресурсов,

однако имеет рычаги давления на поставщиков за счет низкого уровня критичности ресурса и малого объема обмена

 

Выше среднего

Организация взаимодействует с 3-4 поставщиками и имеет возможность выбора цены

ресурса

 

 

Высокий

Организация имеет широкий спектр поставщиков (4-6 поставщиков на каждый вид

ресурса) и имеет возможность выбора цены ресурса, а также застрахована от сбоя поставок. Организация не зависит от держателя ресурсов и имеет малый объем обмена

Уровень фактора

ФАКТОР: СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

 

Низкий

Организация не осуществляет функции, направленные на удовлетворение социальных

потребностей населения региона

 

Ниже среднего

Деятельность организации связана с реализацией социальных функций, от которых

она получает выгоду

Средний

Организация безвозмездно осуществляет социально значимые функции,

направленные на определённый круг лиц, но с целью возможного получения административного ресурса

 

Выше среднего

Организация безвозмездно осуществляет социально значимые функции, которые

представляют интерес для некоторых слоев населения в регионе

 

Высокий

Организация безвозмездно осуществляет социально значимые функции, которые

представляют интерес для всех слоев населения, не только в регионе, но и в стране в целом

Уровень фактора

ФАКТОР: ВНЕКОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Низкий

Организация не имеет внеконкурентных преимуществ

Ниже среднего

Организация при создании имиджа использует только свои ресурсы

 

Средний

Организация пользуется родственными связями в региональном муниципалитете, что

негативно сказывается на имидже компании в глазах потребителя

 

Выше среднего

Организация использует родственные связи в региональном муниципалитете. Имидж

компании может вызывать незначительный резонанс в глазах потребителя

 

Высокий

Организация пользуется широким спектром административного ресурса. Имидж

компании не страдает

 

В рамках исследования также были разработаны альтернативные факторы, от которых зависит сила организации – сила лидера и управление заемным капиталом. Также можно предложить качественные шкалы альтернативных факторов (Табл.2) для выполнения экспертной оценки.




Таблица 2 

Характеристики альтернативных факторов силы организации


Уровень фактора

ФАКТОР: СИЛА ЛИДЕРА

 

Низкий

Руководитель компании не взаимодействует с конструктивным неформальным

лидером



 

 

Ниже среднего

В компании создается видимое сотрудничество формального и конструктивного

неформального лидера

 

Средний

Руководитель компании обсуждает узкий круг вопросов с конструктивным

неформальным лидером

 

Выше среднего

В компании ведется эффективное сотрудничество формального и конструктивного

неформального лидера

 

Высокий

Руководитель компании является одновременно ярким формальным и

неформальным лидером компании

Уровень фактора

ФАКТОР: УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ

 

Низкий

Нецелевое использование всей суммы заемных средств

(ремонт кабинета начальника)

Ниже среднего

Нецелевое использование более 50% заемных средств

Средний

Компания использует не более 50% заемных средств на цели основной деятельности

 

Выше среднего

Компания использует заемные средства на цели основной деятельности, но при

необходимости может использовать на другие цели

 

Высокий

Компания привлекает заемные средства и использует их на цели ее основной

деятельности

 

Для достижения большей точности при выполнении экспертной оценки была разработана формула силы организации отдельно для частных предприятий и государственных учреждений. Для того, чтобы вывести формулу, было проведено полевое исследование среди 5 частных предприятий и 5 государственных учреждений (Табл.3 и 4).


В анкете для государственных учреждений отсутствуют факторы – внеконкурентные преимущества и управление заемным капиталом, так как большинство государственных учреждений финансируются из государственного бюджета и не привлекают заемный капитал, а использование внеконкурентных преимуществ лишает смысла существование таких организаций.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что наибольшую значимость как для частных предприятий, так и для государственных учреждений представляет такой фактор, как легитимность, а наименьшую значимость для частных предприятий – социальная значимость, для государственных учреждений – сила лидера (Табл.5).


Таблица 5 

Результаты опроса респондентов


Частные предприятия

Государственные учреждения

1.   Легитимность

2.   Управление заемным капиталом

3.   Сила лидера

4.   Независимость

5.   Внеконкурентные преимущества

6.   Социальная значимость

 

1.   Легитимность

2.   Социальная значимость

3.   Независимость

4.   Сила лидера

 

Исходя из результатов опроса респонденто, выведены 2 формулы.

1)   Для оценки силы организации частных предприятий:

СО = Л * 0,267 + Н * 0,187 + СЗ * 0,013 + ВП * 0,093 + УЗС * 0,227 + СЛ * 0,213

где СО – сила организации; Л – легитимность; Н – независимость; СЗ – социальная значимость; ВП – внеконкурентные преимущества; ФП – управление заемным капиталом; СЛ – сила лидера.

2)   Для оценки силы организации государственных учреждений СО = Л * 0,5 + Н * 0,167 + СЗ * 0,267 + СЛ * 0,066,

где СО – сила организации; Л – легитимность; Н – независимость; СЗ – социальная значимость; СЛ – сила лидера.

Минимальное значение, которое может получить организации по данным формулам 1, а максимальное – 5. Оценка силы организации является важным элементом организационной динамики.

Во-первых,  от уровня силы организации зависит способность компании  реализовывать свой целевой потенциал, а также возможность выполнять основные функции, ради которых она была создана.

Во-вторых, сила организации определяет ее способность противостоять внешним воздействиям, которые

могут привести к превращению организации в самодостаточную компанию, которая нужна только сама себе.

Выявление признаков нецелевого использования организации и их устранение способствует повышению эффективности деятельности компании, оптимизации расходов, а также росту конкурентоспособности на рынке.

 

Список литературы

1.      Плешакова Е.Ю. Методы оценки системы менеджмента организации // Стратегічні імперативи сучасного менеджменту: збірник матеріалів Міжнародної науково-практичної конференції до 20-річчя кафедри менеджменту. – 2012. – С. 149-151.

2.      Плешакова Е.Ю., Аль-Саббаг Нур Файез Саид Трансформация организационных систем и их моделей // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2013. – № 7 (66). – С. 151-154.

3.      Плешакова Е.Ю., Аль-Саббаг Нур Файез Саид. Влияние социофакторов на развитие виртуальных организаций // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – 2013. – С. 121-130.

4.      Управленческие проблемы модернизации / Под ред. А.Н. Цветкова. – СПб. : СПбГИЭУ, 2011. – 236 с.

5.      Суслов Е.Ю. Формирование управленческого знания устойчивого развития социально-экономических систем : монография. – СПб: СПбГИЭУ, 2012. – 264 с.

6.      Цветков А.Н., Малюк В.И. Иммунитет и сила организации как факторы организационной динамики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015. – №39. – С. 45-51.

7.      Цветков А.Н., Плешакова Е.Ю. Анализ патологий менеджмента на стадиях жизненного цикла организаций // Учет. Анализ. Аудит. – 2015. – № 5. – С. 27-37.