Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 февраля 2018г.

Деятельность торговой организации, её конкурентоспособность во многом зависит от построения системы управленческого учета в ней. Грамотно построенная система управленческого учета позволяет компании быстро реагировать на изменения рынка, принимать правильные управленческие решения, снизить затраты и увеличить рентабельность. Таким образом, руководству необходимо основательно подходить к разработке системы управленческого учета организации и её внедрению.

Рассмотрим процесс построения управленческого учета в организациях торговли. Чтобы система была эффективной, необходимо учитывать особенности, присущие торговым организациям.

Организационно система управленческого учета представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, включающий структурированные центры ответственности различного назначения и уровня, бюджетирование доходов и расходов, нормирование и калькулирование издержек обращения, обратную связь через бухгалтерский управленческий учет и внутреннюю управленческую отчетность, аналитические процедуры для выработки управленческих решений на всех уровнях финансовой ответственности [1].

Поскольку методы и правила управленческого учета не регламентированы общепринятыми стандартами и законодательством, они устанавливаются самой организацией.

Внедрение управленческого учета в организации не имеет универсального алгоритма. Построение управленческого учета в торговой организации зависит от того, каким видом торговли занимается организация: оптовой или розничной. Следует принимать во внимание, что в организациях розничной торговли практически отсутствует такой показатель, как дебиторская задолженность покупателей, различается состав расходов на рекламу: в рознице рекламные расходы в основном представлены затратами на оформление витрин, торговых залов, в организациях оптовой торговли такие расходы отсутствуют. Расходы аренду в организациях розничной торговли представлены в основном расходами на аренду торговых помещений, а в организациях оптовой торговли – складских помещений. В организациях оптовой торговли важное значение имеют расходы на упаковку товара, логистические расходы, расходы на доставку товара до покупателей. Различается процесс определения торговой наценки товара. Имеет различие процесс предоставления скидок покупателям в розничной и оптовой торговле: в оптовой торговле размеры и виды скидок устанавливаются в договорах с покупателями: это могут быть скидки при заказе определенного количества товара, при заказе нового вида продукта, при открытии нового магазина в сети и т.д. Условия предоставления скидок и их размеры могут различаться в разрезе покупателей. В организациях розничной торговли скидки, как правило, едины для всех покупателей и устанавливаются на определенный период: во время проведения сезонных распродаж, в рамках проведения рекламных компаний, акций. Особенностью компаний розничной торговли является наличие привилегированного круга покупателей, т.е. покупателей, которые имеют бонусные карты, дающие право на приобретение товаров со скидкой. Данные особенности необходимо учесть при формировании системы показателей управленческого учета, классификации расходов и методов их учета [3].

В целом процесс постановки системы управленческого учета в торговой организации можно разделить на следующие этапы.

1. Диагностика организационной структуры предприятия.

Цель оптимизации системы управления на этапе постановки - сделать организационную структуру схемой управления, т.е. должна прослеживаться четкая система принятия решений руководителями разных уровней [2].

При постановке учета может быть сделан вывод о необходимости создания новой структуры - отдела управленческого учета. Компания может выбрать вариант ведения управленческого учета в рамках уже существующей финансово-экономической службы. Также можно создать аналитический отдел, состоящий из группы аналитиков разных направлений (финансы, IT, экономика и т.д.), которые будут заниматься управленческим учетом. Часто компании используют следующий вариант: в каждом подразделении подбираются сотрудники, ответственные за ведение управленческого учета по своему направлению.

2. Разработка системы показателей и форм управленческой отчетности.

Для каждого центра ответственности необходимо разработать показатели, характеризующие эффективность его деятельности, регламент сбора, обработки и хранения полученной информации, а также формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.

3. Анализ и классификация расходов

На данном этапе организации на основе анализа учетной информации необходимо осуществить группировку платежей по видам расходов, сформировать перечень статей затрат и согласовать их с пользователями системы управленческого учета. В результате может происходить объединение нескольких статей, либо, наоборот, их детализация. Классификации затрат, которые могут быть применены торговой организацией в управленческом учете, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификации затрат, используемых торговой организацией в управленческом учете

 

 

Назначение классификации

 

Признак или критерий классификации

 

Виды затрат

 

 

 

Получение информации для формирования себестоимости продаж и товарных запасов на складах

 

Экономическое содержание

 

Затраты по элементам;

затраты по калькуляционным статьям

 

Период отнесения затрат на прибыль в отчетном периоде

 

Затраты на продукт; затраты на период

 

Отношение к целям и задачам учета затрат

 

Основные; накладные

 

Способ включения в себестоимость

 

Прямые; косвенные

 

Основание для принятия управленческих решений

 

Отнесение на себестоимость текущего периода

 

 

Входящие, исходящие

 

 

 

Динамика затрат

 

Постоянные, переменные, условно- переменные, условно-постоянные, обратно пропорциональные объему выпуска продукции

 

 

 

По отношению к управленческому решению

 

Релевантные, нерелевантные; устранимые, неустранимые; безвозвратные;

вмененные; приростные

 

В целях контроля и регулирования

 

Возможность регулирования

 

Регулируемые; нерегулируемые

 

 

Наиболее важным является разделение затрат на постоянные и переменные, так как рациональное ведение учета издержек обращения «смещено» от переменных затрат к постоянным. Кроме того, наибольший удельный вес в полной себестоимости составляет стоимость проданных товаров, оцененная по методу, установленному в учетной политике: средней себестоимости, себестоимости каждой единицы, ФИФО [6].

4. Разработка методов управленческого учета

Компания самостоятельно выбирает метод учета затрат в силу наибольшей эффективности для анализа затрат и принятия управленческих решений.

В отраслях материального производства в системе управленческого учета и контроля издержек широко применяют методы учета полной( «абзорпшен-костинг»), неполной («директ-костинг») себестоимости и нормативный метод учета затрат («стандарт-кост») [7]. Применение данных методов возможно и в торговых организациях, но представляется достаточно затруднительно определить нормативы используемых ресурсов. В основе нормирования (стандартизации) затрат должна быть не индивидуальная норма издержек, а ее совокупный норматив - бюджет, т.е. смета. Отклонения от норматива необходимо выявлять не по каждой разновидности реализованного товара, а в разрезе центров ответственности. Распределять их по видам товаров или их группам следует только в случае необходимости, например, по тем группам товара, реализация которого требует организации особых условий для продажи. При применении системы директ-коста контроль рентабельности продаж можно осуществлять по величине их торговой маржи по каждому виду реализуемых товаров [4].

В последнее время широкую популярность приобретают зарубежные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (таблица 2): таргет-костинг, кайзен-костинг, JIT (Just-in-Time), ABC (Activity-Based Costing).

Метод

Описание

Достоинства

Недостатки

Возможность

применения в торговых организациях

Таргет-

костинг

Определение

себестоимости конечного продукта с установления цены на него

Обеспечивает достижение

целей стратегии снижения затрат,                получение продукта, соответствующего требованиям

потребителей и имеющего возможную цену реализации, предполагает контроль издержек и калькулирование целевой себестоимости согласно требованиям рынка

Сложно          обеспечить

взаимосвязь          между различными подразделениями предприятия. При этом важно,        чтобы        все подразделения стремились     сокращать собственные затраты в целях успешности всей компании.              Время

разработки            нового

продукта              может неоправданно увеличиться             из-за многочисленных повторений в процессе перепроектирования. Поэтому всегда нужно знать,     когда     следует остановиться                  и прекратить     разработку продукта, так как далеко не всякий задуманный проект                  можно приспособить           к условиям рынка [8].

Возможно

частичное применение метода, так

как любые изменения внешней среды

могут существенно изменить условия ведения бизнеса. Маркетологи должны

провести глубокий анализ рынка, а также

постоянно проводить

его мониторинг – отслеживать изменения цен поставщиков товаров,

чтобы фактическая себестоимость не превысила целевую

Кайзен-

костинг

Постепенное улучшение

качества продукции и понижении затрат до нужного уровня на этапе производства продукции

Усовершенствование

деятельности предприятия с помощью внутренних резервов без привлечения внешних крупных инвестиций.

Инструмент снижения затрат на этапе производства. Широкий анализ переменных затрат. Достижение целевой себестоимости. Обеспечение рентабельности производства

Широкое

применение в торговой сфере связано

с возможностью постоянного раскрытия потенциала организации. В свою

очередь применение находит в большей степени в тех торговых организациях, которые используют

в своей деятельности инновации

JIT (Just-

in-Time)

Переход                       от

производства

продукции большими партиями к непрерывно- поточному предметному производству, которое осуществляется малыми

Отказ     от     излишнего

количества материальных запасов в процессе производства, закупок и готовых изделий, меньшие требования к размерам

Рабочие

производственных линий, занятые выпуском продукции, обязаны производить также техническое обслуживание,

Возможность

широкого применения метода торговыми организациями ограничивается значительными

производственных площадей,         повышение качества            продукции, уменьшение     брака и переделок;        позволяет значительно     сократить сроки            производства, обеспечивает                   большую гибкость при изменении ассортимента       изделий, более      плавный поток производства   с очень редкими               сбоями.

Благодаря               системе

«точно-в-срок», уменьшается необходимость                  в непроизводственных работах,              например, складировании                  и перемещении материалов, повышается                                    уровень производительности

труда и использования. Упрощение системы производственного учета.

ремонт и наладочные работы, которые

при традиционных условиях осуществляются другими рабочими и относятся к категории косвенных затрат. Необходимость высокой точности расчетов

усилиями для реализации метода (проведение глубоких аналитических исследований), а также спецификой деятельности торговой организации. Метод наиболее привлекателен

для организаций, занимающихся реализацией новой продукции, а также реализацией при неустойчивости рынка

ABC

(Activity

-Based Costing).

Согласно этому методу, производственная деятельность предприятия

разбивается                  на различные        функции: производства, снабжения, реализации и     т.д.      В     процессе производства              для осуществления указанных        функций

требуются         ресурсы, которые характеризуются совокупностью понесенных       на      них затрат.   Общая   сумма затрат      распределяется сначала на отдельные операции в зависимости от объёма потребления ресурсов,                 затем относится    на каждый центр затрат в пределах конкретной       функции. Далее по каждому виду деятельности

выделяется               свой

носитель затрат, который включает в себя соответственно приходящийся на него удельный   вес   затрат

Позволяет с высокой степенью достоверности определять

эффективность того или иного бизнес-процесса. Данный метод обеспечивает предприятие эффективным

механизмом     управления затратами и прибылью, позволяет            повысить конкурентоспособность предприятия, так как при этом         обеспечивается доступ     к     оперативной информации     на         всех уровнях.           Основным достоинством учёта   и калькулирования    затрат по методу АВС является более                              точное

распределение затрат и, следовательно, расчет себестоимости [5].

Внедрение данной системы – процесс очень трудоемкий, так как подробное описание всех бизнес-процессов на предприятии требует больших финансовых, материальных и трудовых затрат. Кроме того, для внедрения данного метода необходимо наличие отлаженной системы управленческого учета.

Данный метод способствует оценке

полных затрат по видам деятельности организации. Так достигается более высокое фактическое соотношение выгод и затрат от ведения стратегического управленческого учета

 

каждого центра по всем функциям производственной деятельности.

 

 

 

 

Мы видим, насколько разнообразны методы учёта затрат, применяемые в управленческом учете. При выборе метода учета затрат важно учитывать преимущества и недостатки, особенности каждого метода.

5. Разработка управленческого плана счетов и моделей типовых хозяйственных операций.

6. Разработка внутренних положений и инструкций.

Учетная политика содержит общие критерии ведения управленческого учета конкретного предприятия: валюта учета; методы оценки запасов; методы учета затрат, калькулирования себестоимости продукции и распределения косвенных затрат; принципы отражения доходов и расходов, курсовой разницы, начислений и резервов; определение уровня существенности и т.п.

Учетная политика обеспечивает непрерывность и преемственность управленческого учета.

В результате предприятие получает пакет документации, который регламентирует правила и методы ведения управленческого учета.

7. Проведение организационных изменений на предприятии.

На российских предприятиях управленческий учет - это прежде всего система сбора и анализа информации о деятельности предприятия, которая полно и объективно отражает результаты его хозяйственных операций и ориентирована на потребности руководства и собственников компании. И лишь во вторую очередь эта система используется для управления затратами на уровне центров ответственности и видов деятельности.

Для построения системы управленческого учета необходимо выделить отдельные подразделения, например экономический отдел, службу логистики, отдел продаж. Затем необходимо определить информационные потоки внутри компании и ответственных за представление оперативных сведений. Это могут быть не только руководители отдельных подразделений, но и ведущие специалисты. Именно эти люди формируют команду компании и необходимы для эффективной работы новой системы управленческого учета [5].

Важную роль при построении управленческого учета играет процесс автоматизации учетной системы. Вести управленческий учет в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета (двойной ввод информации, различные системы автоматизации, две базы данных и т. д.) будет попросту неэффективной и дорогой. Поэтому, как правило, на крупных и средних предприятиях в системе управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или единая база данных для всех видов учета.

В заключение мы хотели бы отметить, что от того, насколько разумно и точно будут определены шаги по построению управленческого учета, определены методы, показатели, классификаторы системы, зависит дальнейшая эффективность функционирования торговой компании.

 

Список литературы

 

1       Бжахова М. Ю. Центры ответственности – основной элемент построения системы управленческого учета в организациях оптовой торговли/ Экономика и эффективность организации производства. – 2010. - №12. – С.17-20

2   Жминько С. И., Любушкин А. А. Диагностика и постановка системы управленческого учета в организациях оптовой торговли/ Международный бухгалтерский учет. – 2011. - №20. – С. 34-45

3    Корзоватых Ж. М., Костромина А. Ю. Роль управленческого учета в деятельности торговой организации/ Современные инновации. – 2017. - №4(18). – С. 18-24

4   Рогуленко Т. М. Особенности системы управленческого учета в торговых организациях/ Вестник университета. – 2016. - №22-25

5      Остаев Г. Я. Управленческий   учет как   инструмент   преодоления   кризисных   явлений в экономических субъектах " Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"/ СПС КонсультантПлюс – 2017. - №17

6    Петрова В., Корзоватых Ж.М. Влияние особенностей деятельности торговых предприятий на систему управленческого учета /Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 59-61.

7   Петрова В., Корзоватых Ж.М. Управленческий учет как инструмент формирования и поддержки управленческих решений /Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 75-78. 

8    Статкевич Д. А., Шуппо Н. О. Отечественная и зарубежная системы учета производственных затрат// Управление в социальных и экономических системах: материалы XVIII междунар. науч.- практ. конф. –2009. - №3. – С.139-140