Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Налоговое планирование является одной из главных составных частей финансового планирования организации. Налоговое планирование заключается в том, что каждый налогоплательщик может использовать допустимые законом способы, приемы и средства для сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование также можно охарактеризовать как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью снижения налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным, так и применяться в финансово-хозяйственной  деятельности достаточно большого количества хозяйствующих субъектов.

   Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Однако, «минимизация налогов» несколько неудачный термин в том смысле, что абсолютно минимизировать налоги можно лишь в том случае, если налогоплательщик полностью прекращает хозяйственную деятельность.

   Оптимизация налогов позволяет решать и иные финансовые задачи, которые далеки от минимизирования налоговых обязательств. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. Рациональное снижение налоговых обязательств позволяет организациям получать дополнительные возможности максимизировать доход для дальнейшего эффективного развития производства.

   Оптимизация осуществляется в рамках налогового планирования, которое в свою очередь является частью учетно-налоговой деятельности организации. К учетно-налоговой деятельности можно отнести такие виды работ как: стратегическое, текущее, оперативное налоговое планирование; налоговый учет; подготовка и сдача налоговой отчетности; взаимодействие с фискальными органами в ходе текущей деятельности, в ходе проверок деятельности предприятия; контроль соблюдения сроков налоговых выплат; контроль формирования и изменения объектов налогообложения [1].

    К основным методам оптимизации в сфере налогообложения можно отнести:

1)   использование пробелов в существующих законах;

2)   выбор организационно-правовой формы экономического субъекта;

3)         разработка грамотной учетной политики для использования оптимальных законодательно предусмотренных вариантов исчисления налогов;

4)   выбор режима налогообложения;

5)     выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения, места расположения организации или структурных подразделений;

6)   использование налоговых льгот;

7)   отсрочка уплаты налогов;

8)   разделение или замена отношений при осуществлении сделок;

9)   налоговое планирование с использованием договорных отношений.

   В последние годы фискальные органы уделяют пристальное внимание деятельности организаций, выявлению фактов уклонения от налогов. В связи с этим, организации, использующие механизмы снижения налоговой нагрузки, должны внимательно относиться к критериям проверяющих органов, которые используют при определении добросовестности налогоплательщика. В свою очередь, это позволит вовремя реагировать и изменять действия для защиты интересов предприятия.

   Законная и незаконная оптимизация имеют небольшую грань между собой, и законодательство Российской Федерации не содержит определений таких понятий как «налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Это ставит предприятия в крайне не выгодное положение. Оптимизация через договорные отношения может трактоваться фискальными органами по разному, а в некоторых случаях может быть признано уклонением от уплаты налогов, которое согласно законодательству, может повлечь уголовное наказание по статье 199 Уголовного кодекса РФ [2].

   Если организация в своей деятельности для уменьшения налоговой нагрузки использует явно противоправные приемы и методы, для фискальных органов не составит труда признать такие действия уклонением от уплаты налогов. Однако если организация действует строго в рамках существующего законодательства, фискальным органам будет сложно однозначно квалифицировать его действия [3].

    Можно выделить основные принципы, соблюдение которых обязательно для признания налоговой оптимизации законной:

1. Добросовестность, честность налогоплательщика

2. Преимущество экономического смысла над юридической формой

3. Наличия деловой цели

4. Реальности экономической деятельность [4].

    Для того чтобы не выходить за рамки действующего законодательства при осуществлении деятельности по оптимизации налогообложения, предприятиям необходимо соблюдать ряд правил:

-   схемы оптимизации должны иметь экономическое обоснование;

-   у каждой организации должны быть свои методы налоговой оптимизации, которые разработаны с учетом внутренней и внешней среды экономического субъекта;

-      при разработке методов оптимизации, необходима консультация с юристами, специализирующимися в данной отрасли;

-   необходимо предусмотреть всевозможные проблемы и их последствия на этапе разработки;

-     необходимо постоянно контролировать действия, осуществляемые в организации для оптимизации налогообложения;

-      нельзя санкционировать меры, направленные на существенное уменьшение размера налоговых обязанностей.

-   нельзя нарушать законодательство Российской Федерации [5].

   На сегодняшний день существующая необходимость в использовании организациями механизмов оптимизации в налогообложении противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений.

   Важную роль играет взаимодействие налогового и бухгалтерского учета, которое обеспечивает органы налоговой инспекции необходимой информацией. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Его главной целью является обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

   Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая оптимизация необходима каждому экономическому субъекту, так как это позволяет минимизировать затраты денежных средств, которые будут использованы в деятельности организации.

   Налоговое планирование является важнейшей частью финансового планирования любой организации. Между налоговым планированием и уходом от уплаты налога существует достаточно тонкая грань, которую нарушать не следует.

 

Список литературы

1.     Бабалыкова И.А. Анализ сущности бухгалтерской и налоговой отчетности и выявление их взаимосвязи / И.А. Бабалыкова, В.В. Башкатов, А.А. Барсегян // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 101. – С. 709-721.

2.     Башкатов В.В. Мировая практика становления и развития налогового учета / В.В. Башкатов // Наука Кубани. – 2011. – № 1. – С. 61.

3.     Башкатов, В.В. Налоговое бюджетирование как инструмент оптимизации налогообложения/ В.В. Башкатов, М.А. Калашникова// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2014. – №98. – С. 926-932.

4.     Башкатов В.В.Переход на упрощенную систему налогообложения как один из способов оптимизации налогообложения экономического субъекта / В.В. Башкатов, Е.Е. Малых // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 03. – С. 1023.

5.     Корень, А.В. Налоговые платежи организации и  пути их  оптимизации/ А.В. Корень, Р.И.  Лещенко// Экономики и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №4(31) –С.24.

6.     Ломейко А.В. Критерии законности налоговой оптимизации/ А.В. Ломейко // Актуальные вопросы экономических наук. – 2008. – №4-3. – С. 64-68.

7.     Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

8.     Сафонова М.Ф. Анализ и оценка налоговых рисков в организации / М.Ф. Сафонова, С.М. Резниченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. № 101. – С. 1655-1665.

9.     Сафонова М.Ф. Информационное обеспечение налогового аудита строительных организаций: международный опыт и российская практика / М.Ф. Сафонова, Д.С. Резниченко // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 39. – С. 44-52.

10. Сигидов Ю.И. Налоговые расчеты в системе управленческого учета / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2014. – № 1. – С. 59-70.

11. Шурдумова, Э.Г. Современные основы налоговой оптимизации на предприятиях / Э.Г. Шурдумова, М.Р. Ульбашева // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2013. – №15. – С. 180-185.