Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА АВИАКОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

За последние годы многим авиакомпаниям пришлось пережить финансовую турбулентность. Так, компания «Airunion», принадлежавшая такому гиганту как «Ростехнологии», когда в 2008 году случился кризис из-за резкого роста цен на авиакеросин, суммарный долг перевозчика превысил 1 млрд. долларов. Долг Калининградской авиакомпании «АД Авиа» в 2009 году составил 12 млрд.руб. В 2014 году авиакомпания «Былина» остановила свою деятельность из-за финансовых проблем. Самым известным банкротом на российском рынке авиаперевозчиков за последние 10 лет стала авиакомпания «Трансаэро». Так, суммарный долг авиакомпании в 2015 году превышал сумму ее активов в 144 раза. Последней новостью о «финансовом пикировании» авиакомпании стала новость о банкротстве авиакомпании «Вим- Авиа», десятой по объему перевозок авиакомпании в России.

Стоит также отметить тот факт, что финансовые трудности характерны не только для российских авиакомпаний. Авиакомпания «ВИМ-авиа» удостоилась чести закончить свою производственную деятельность практически одновременно с банкротством второго перевозчика Германии «Air Berlin» и разорением пятой авиакомпании Великобритании «Monarch». Бизнес-причины разорения очень похожи.

Колебания фунта, сократившийся рынок из-за проблем в Египте и Турции и возросшая конкуренция за остальные чартерные направления. Ну и, наконец, давление со стороны лоукостов.

Таким образом, стоит отметить необходимость более тщательного контроля за финансовым состоянием авиакомпаний. Такой контроль позволит сохранить спокойствие не только у собственников авиакомпаний, и процветания отрасли в целом, но и предаст уверенности пассажирам в выборе авиаперевозчика.

Для того чтобы оценить текущее состояние организации необходимо провести комплексное системное исследование хозяйственно-финансовой деятельности организации. Конечной целью такого анализа является изыскание возможностей повышения экономической эффективности деятельности организации и улучшения ее финансового состояния.

В данной работе будут рассмотрены методы оценки вероятности банкротства одной из ведущих авиакомпаний России ПАО «Сибирь». В настоящее время существует несколько методик оценки вероятности банкротства, однако чтобы оценить действительное финансовое состояние организации необходимо применить данные модели в совокупности. Так, в данной работе будут рассмотрены модель Э. Альтмана (1983г.), как модель иностранного автора, а также модель В.В Ковалева и О.Н. Волковой как модель отечественных экономистов.

Модель с использованием z-коэффициентов Альтмана (США) относится к количественному подходу к предсказанию банкротства, базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами.

Пятифакторная модель Альтмана имеет как преимущества, так и недостатки. Основным достоинством модели является то, что переменные в модели отражают различные аспекты деятельности предприятия, возможно динамическое прогнозирование изменений финансовой устойчивости. Недостаток состоит в том, что модель применима только в отношении акционерных обществ, чьи акции обращаются на рынке ценных бумаг. Даже если определить курсовую стоимость акции как отношение суммы дивиденда к среднему уровню ссудного процента, то оценка будет иметь большую погрешность.

Пятифакторная модель Альтмана выглядит следующим образом:





0,717*0,35+0,847*0,15+3,107*0,12+0,42*0,0042+0,995*2,66=3,4
Порядок оценки вероятности банкротства следующий:

а) Z < 1,23, вероятность банкротства очень высокая, т.е. организация фактически является несостоятельной (банкротом);

б) 1,23 < Z < 2,89 – зона неопределенности, т.е. вероятность банкротства достаточно высокая;

в) Z ≥ 2,89, вероятность банкротства ничтожна.

В связи с тем, что Z, равное 3,4 2,89, вероятность банкротства ПАО "Сибирь" ничтожна.

Стоит отметить, что не стоит полагаться на данные одной методики оценки вероятности банкротства. Для получения более достоверной информации обратимся к отечественной методики оценки вероятности банкротства. Методика В.В. Ковалева и О.Н. Волковой.

Пятифакторная модель отечественных ученных-экономистов выглядит следующим образом:

Основным достоинством данной модели является то, что данная методика применима для проведения внешнего анализа. Определены нормативы переменных, которые дифференцированы по отраслям. Однако также существуют и недостатки, к которым можно отнести то, что установленные пороговые значения коэффициентов завышены. Общим недостатком обеих моделей являются резкие «переходы» от одной оценки финансовой состоятельности к другой, то есть даже если организация получит 99 баллов из ста, ее финансовое положение будет признано неустойчивым.



Расчет вероятности банкротства по модели В.В. Ковалева и О.Н. Волковой

 

п/п

Значения N

Нормативные значения Н

Значения R

гр. 2 : гр. 3

1

N 1 = 101,6

Н1 = 3

33,87

2

N 2 = 1,72

Н2 = 2

0,86

3

N 3 = 0,17

Н3 = 1

0,17

4

N 4 = 0,14

Н4 = 0,3

0,47

5

N 5 = 0,044

Н5 = 0,2

0,22

Комплексный индикатор финансовой устойчивости = 25 × 33,87+ 25 × 0,86     + 20 × 0,17 + 20 ×0,47 + 10 ×

0,22 = 883,25

Порядок оценки вероятности банкротства:

а) N ≥ 100 – финансовая ситуация может считаться хорошей; б) N <100 – финансовая ситуация вызывает беспокойство.

В связи с тем, что N, равное 883,25, больше 100, финансовая ситуация в организации может считаться хорошей.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  авиакомпания  ПАО  «Сибирь»  имеет  удовлетворительный уровень финансовой устойчивости.

Наличие многочисленных подходов к оценке вероятности банкротства организаций подтверждает повышенный интерес, востребованность и целесообразность заострения внимания на данной теме. Особенно актуальна данная тема для авиакомпаний, чье финансовое благополучие а последние годы вызывает сомнение.