Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
29 марта 2016г.

В соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат, и повышения качества принимаемых решений, на всех уровнях власти заданы рамки для бюджетного планирования. Это послужило основой для последующего прогресса в сфере управления публичными финансами на принципах прозрачности, сбалансированности, результативности и эффективности.

Планирование и исполнение бюджета, построение межбюджетных отношений на уровне субъекта (муниципалитета), управление государственной собственностью, управление долговыми обязательствами, оказание государственных услуг, поддержание транспарентности бюджетного процесса и соблюдения бюджетного законодательства происходит по разному в каждом регионе. В связи с этим в рамках создания стимулов для повышения качества управления финансами на региональном и местном уровнях в 2010 году издан приказ Минфина России № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами», установивший перечень индикаторов оценки качества бюджетного процесса.

Порядок, определяющий процедуру проведения оценки качества управления региональными финансами, был разработан в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях, одобренной распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. №1123-р.

В рамках действующего законодательства в целях обеспечения выполнения индикаторов качества управления бюджетным процессом на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года №762- р был издан приказ Министерством Финансов Республики Бурятия от 25 мая 2011 года №127 «Об оценке качества управления бюджетным процессом».

В Табл.1 показаны индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования. С помощью показателей этой группы анализируются процедуры, связанные с планированием бюджета:

1.      Первый показатель позволяет оценить объем средств направляемых из республиканского бюджета на финансирование целевых программ бюджета.

28 июня 2012 года Президент Российской Федерации озвучил послание о Бюджетной политике в 2013– 2015 годах, где устанавливается одна из приоритетных задач реализации бюджетной политики – переход к «программному бюджету».

Программный бюджет – это не распределение финансового обеспечения по ведомствам, а распределение именно по программам. Соответственно, управление бюджетом, управление деятельностью органов государственной власти идет в проектном направлении. Если до этого программы существовали отдельно от бюджета, осуществлялось управление портфелем ведомства, то сейчас осуществляется управление программами.

Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к росту.

Рост финансирования целевых программ в 2014 году обусловлен принятием Правительством Республики Бурятия Закона «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», который был сформирован на основе доработанных 17 государственных программ, охватывающих основные сферы деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия:

  

Таблица 1  

Индикаторы, характеризующие качество бюджетного планирования

№ п/п

 

Наименование индикатора и наименование значений

Целевое значение

Отчетная дата

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

 

1

 

Удельный вес расходов бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета в отчетном финансовом году

 

 

Увеличение значения

 

10,26%

 

11,88%

 

19,04%

 

22,69%

 

65,21%

объем расходов бюджета субъекта РФ, формируемых

в рамках целевых программ в отчетном финансовом году, тыс. рублей

 

3 673 368,9

4 580 547,1

7 835 983,2

10 615 934,1

30 911 191,1

объем расходов бюджета субъекта РФ в отчетном финансовом году, тыс. рублей

 

 

35 790 018,3

 

38 551 199,6

 

41 150 510, 9

 

46 792 702,9

 

47 399 575,7

 

2

Утверждение бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период

 

Утверждено

 

Утверждено

 

Утверждено

 

Утверждено

 

Утверждено

 

Утверждено

 

 

3

Исполнение бюджета субъекта РФ по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню

 

Снижение значения

 

 

11,17%

 

 

29,31%

 

 

1,74%

 

 

3,69%

 

 

13,79%

объем доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений в отчетном финансовом году, тыс. рублей

 

 

12 737 044,4

 

16 114 908,2

 

17 038 633,5

 

18 060 814,1

 

17 337 076,4

 

первоначально утвержденный законом о бюджете субъекта РФ объем доходов без учета безвозмездных поступлений, тыс. рублей

 

 

 

11 457 443,2

 

12 462 475,4

 

16 746 422,9

 

18 752 378,3

 

20 110 205,5

 

Источник: годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета с официального сайта Министерства финансов Республики Бурятия

   1.1.           Программы, направленные на «Новое качество жизни»:

–       Развитие здравоохранения и безопасности жизнедеятельности. Основная цель программы - обеспечить доступность медицинской помощи и повысить объемы и эффективность оказания медицинских услуг, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости, потребностям населения и передовым достижениям медицинской наук;

–       Культура Бурятии. Основная цель программы - обеспечить условия для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;

–       Развитие образования, науки и молодежной политики. Основная цель программы -  повысить

доступность, качество и эффективность системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства;

–       Развитие физической культуры и спорта. Основная цель программы - формировать здоровый образ жизни населения;

–       Социальная поддержка граждан. Основная цель программы - повысить уровень и качество жизни

граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

–       Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов. Основная цель программы - обеспечить граждан доступным и комфортным жильем и повысить качество жилищно-коммунальных услуг;

–       Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Основная цель программы - обеспечить рациональное использование природных ресурсов и улучшение качества окружающей среды;

–       Сохранение и развитие бурятского языка. Основная цель программы -создать условия для сохранения, изучения и гармоничного развития бурятского языка в Республике Бурятия.

1.2.           Программы, направленные на «Развитие экономики»:

–       Экономическое развитие и инновационная экономика. Основная цель программы - обеспечить устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности;

–       Развитие промышленности, торговли и повышение их конкурентоспособности. Основная цель программы - повысить темпы и обеспечить устойчивое развитие промышленности, торговли, общественного питания, бытовых услуг, малого и среднего предпринимательства и роста их конкурентоспособности;

–       Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства. Основная цель программы - обеспечить устойчивое развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства;

–       Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия. Основная цель программы - повысить эффективность производства продукции агропромышленного комплекса и уровня жизни сельского населения в Республике Бурятия;

–       Развитие лесного хозяйства. Основная цель программы - обеспечить устойчивое управление лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

–       Развитие имущественных и земельных отношений. Основная цель программы - повысить эффективность использования государственного имущества и земельных ресурсов, управления и мониторинга систем общественного порядка за счет использования информационных технологий.

1.3.           Программы, направленные на «Эффективное государство»:

–       Совершенствование государственного управления. Основная  цель программы - повысить качество государственного управления и обеспечение эффективности управленческого процесса на территории Республики Бурятия;

–       Управление государственными финансами и государственным долгом. Основная цель программы - повысить эффективность и качество управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия;

–       Информационное общество. Основная цель программы - обеспечить граждан и организации на территории Республики Бурятия преимуществами информационных и телекоммуникационных технологий.

В 2014 году наблюдается рост финансирования до 65,2%, это в три раза больше по сравнению с 2012 - 2013 годами, где расходы в рамках финансирования целевых программ, в общем объеме расходов бюджета составляли 19,0% и 22,7% соответственно;

2.      Следующий показатель «Утверждение бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» показывает соблюдение сроков утверждения проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

За рассматриваемый период нарушений сроков утверждения проектов бюджета на очередной финансовый год и плановый период не выявлено.

«Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначально утвержденному уровню» в данном случае негативно оценивалось как недовыполнение плана формирования по доходам республиканского бюджета, так и значительное перевыполнение плана по доходам. Согласно Положению, целевым ориентиром является снижение значение. По сравнению с 2013 годом оценка в 2014 году ухудшилась на 10%, это связано с ухудшением экономической обстановки в России.

В целом планирование республиканского бюджета проходит на приемлемом уровне в пределах допустимых значений показателей, что говорит об эффективном распределении бюджетных ассигнований в соответствии с ожидаемыми поступлениями в течение финансового года.

    

 

Список литературы

1.      www. minfinrb.ru

2.      www.egov – buryatia.ru