29 марта 2016г.
В условиях кризиса, наметившегося в последние годы в экономике как отдельных субъектов Российской Федерации, так и страны в целом, особо обостряется влияние финансовых рычагов государственной политики. Необходимо поступательное и сбалансированное управление финансовыми ресурсами в стране. В данном контексте определяющее значение отводится формированию долгосрочных направлений бюджетной политики как на федеральном, так и на муниципальном уровнях.
Взвешенная позиция при формировании и распределении бюджетных средств в РФ должна в комплексе сочетаться с действующими особенностями развития денежно-кредитной системы страны, стратегическими направлениями денежно-кредитной политики Банка России, учитывать ситуацию на рынке труда, инфляционные ожидания и темпы экономического роста. Известно, что в российской практике бюджетного планирования с 2007 года производится формирование показателей 3-летнего бюджета, что отражает возможность формирования и реализации не только текущих, но и перспективных планов развития финансовой и экономической систем РФ.
Безусловно, процесс формирования сводных показателей бюджета РФ невозможен без расстановки приоритетов как по секторам экономики, так и регионального аспекта. Здесь отдельное внимание следует уделить развитию особо перспективных регионов России, но остро нуждающихся в государственной поддержке ввиду дестабилизирующих факторов. К таким регионам следует отнести Республику Крым.
Республика Крым входит в состав Крымского федерального округа. Регион с марта 2014 года является субъектом Российской Федерации. В административной отношении Республика Крым состоит из 11 городов республиканского подчинения и 14 муниципальный районов.
Общая численность населения Крыма составляет 1,9 млн. чел. с прогнозируемой тенденцией к росту в ближайшей перспективе (обусловлено миграцией и снижением уровня смертности) [3]. Положительная тенденция также прогнозируется по показателю валового регионального продукта (ВРП) (Рисунок 1).
По данным Минэкономразвития Республики Крым рост ВРП в 2015 году составит +8,0%, а в 2016 году -
+5,0% (оптимистический прогноз). Основными «драйверами» роста будут являться приоритетные отрасли экономики в регионе: агропромышленный комплекс, санаторно-курортный и рекреационный сектор, промышленность, транспорт, а также реализация инвестиционных проектов [2,6].
Кроме того, ожидается сокращение уровня безработицы (2014 год – 6,5%, 2015 год (оценка) – 7,5%, 2016 год (прогноз) – 5,3%), рост среднемесячной заработной платы (номинального уровня) и прожиточного минимума (2014 год – 5 915 руб., 2015 год (оценка)
– 8 965 руб., 2016 год (прогноз) – 9 646 руб.).
Данное изменение основных
макроэкономических
показателей региона повлияло на основные бюджетные параметры. По итогам 11 месяцев 2015 года общий объем поступлений в консолидированный бюджет Республики Крым составил 76,6 млрд. руб. (неисполненные назначения – 25,6 млрд. руб.). Причем из Федерального бюджета было выделено в качестве дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов 40,4 млрд. руб. (70,6% общего объема доходов консолидированного бюджета).
На долю налоговых и неналоговых доходов приходится всего 29,4% (22,5 млрд. руб.) [1].
Среди налоговых доходов наибольший удельный вес приходится на налог на доходы физических лиц (47,6% или 10,7 млрд. руб.). Положительная динамика в экономике региона обусловила превышение фактических объемов поступлений по налогу на прибыль (за первое полугодие 2015 года плановые прогнозные показатели были превышены в 2 раза).
Таким образом, по состоянию на 1 декабря
2015 года объемы зачисленного налога на прибыль организаций составила 6,3 млрд. руб. (перевыполнение на 0,2 млрд. руб. или 3,2%).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Республики Крым действуют специальные налоговые режимы. Кроме того, Госсоветом Республики Крым были снижены налоговые ставки по патентной системе налогообложения – в 6 раз, по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, - в 2 раза. Проведенные мероприятия положительно отразились на динамике налоговых поступлений от среднего и малого бизнеса: сумма налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, составила 924,6 млн. руб. (перевыполнение
– 80,6 млн. руб. или 8,7%).
Однако, проблемная ситуация по части адаптации субъектов региона к федеральному законодательству отрицательно отразилась на поступлениях по земельному налогу (за 9 месяцев 2015 года выполнение годового плана на 54,1%, плана на 9 месяцев – 87,4%).
Анализ расходной части бюджета Республики Крым за 2015 год подтверждает его социальную направленность, ориентированную на развитие национальной экономики, системы образования и здравоохранения.
По состоянию на 1 декабря 2015 года совокупная величина расходов консолидированного бюджета Республики Крым составила 75,3 млрд. руб. (недовыполнение – 37,1%).
Наибольшие удельные веса в общем объеме расходов бюджета приходятся на:
- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда при плановых назначениях;
- пособия по социальной помощи населению при плановых назначениях;
- безвозмездные перечисления при плановых назначениях.
В разрезе отдельных секторов экономики основными потребителями расходов бюджета стали:
- национальная экономика (около 40%);
- образование (свыше 20%);
- здравоохранение (свыше
15%);
- социальная политика (свыше 10%).
Проект бюджета Республики Крым на 2016 год по-прежнему предусматривает дефицит (прогноз – 19,3 млрд.). Размер доходов на 2016 год был запланирован на 36% ниже уровня 2015 года и составил 67 354 млн. руб. при расходах - 86 654 млн. руб. [1].
Несколько иначе на предстоящий период будет складываться соотношение между налоговыми и неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (Рисунок 2): снижается доля последних (около 5 проц. п.).
Прогнозируется сохранение прежней структуры налоговых и неналоговых поступлений, где доминанта в пользу НДФЛ (43,5%) и налога на прибыль организаций (28,5%). В структуре безвозмездных поступлений свыше 86% приходится на дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
Сохраняется социальная направленность бюджета, что подтверждается структурой расходов бюджета по направлениям развития:
- образование – 25,4%;
- здравоохранение – 20,2%;
- национальная экономика – 20,1%;
- социальная политика – 17% [1].
Интересным является сопоставление данных опроса, проводимого Министерством финансов Республики Крым в отношении основных каналов распределения бюджетных средств, который был проведен в рамках выявления общественного мнения в вопросах об открытом бюджете Республики Крым на 2016 год. В опросе приняло участие 1687 респондентов. На вопрос «На какие цели, по Вашему мнению, необходимо в первую очередь направить бюджетные средства в 2016 году?» мнения респондентов распределились следующим образом:
- развитие транспортной инфраструктуры – 27%;
- поддержка предпринимателей – 19%;
- развитие курортной отрасли – 13%;
- достижение качественного и доступного образования для детей – 13%.
В пользу поддержки модернизации системы здравоохранения всего 1% мнения опрошенных лиц [1]. В целом следует отметить, что жители Крыма поддерживают социально-ориентированную направленность бюджетной политики региона и отмечают важность оказания внимания вопросам развития национальной экономики со стороны государства.
Список литературы
1. Официальный сайт Министерства финансов Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.rk.gov.ru/
2. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru/
3. Официальный
сайт Территориального
органа
Федеральной
службы
государственной статистики
по Республике Крым (Крымстат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gosstat.crimea.ru/
4.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
5. Постановление
Совета министров
Республики Крым от
30 сентября
2015 года
№589 «Об основных направлениях бюджетной политики Республики Крым на 2016 год»
6. Республика Крым. Бюджет для граждан 2016. – Симферополь: Министерство финансов Республики Крым.– 32. с