03 февраля 2018г.
Лизинг на данный момент в мировой практике является более привлекательным способом финансирования вложений.
Лизинг в России применяется относительно не так давно, чуть более двадцать лет, с 1994 г., когда был введён Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» [2]. Данный указ в 1998 г. утратил силу с принятием в 1998 г. ФЗ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», который действует на данный момент [3] .
Понятие лизинга не содержит однозначного понимания, как и любая сложная экономическая категория. В зарубежной и российской литературе есть достаточно большое количество определений этого понятия [7, c. 336].
Происходит понятие лизинг от английского глагола «to lease», что в переводе означает «брать в аренду», «сдавать в аренду».
Определяется лизинг в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» как «совокупность правовых и экономических отношений, образующихся в связи с реализацией договора по лизингу, в том числе приобретением предмета лизинга» [2].
На наш взгляд, раскрытие экономической сути лизинга, должно основываться на базовых признаках лизинга (рисунок 1).
По нашему мнению, лизинг представляет собой многосторонние имущественные отношения, исходя из рассмотренных выше признаков. В имущественных отношениях лизингодатель, по притязанию лизингополучателя, приобретает
у продавца в собственность имущество, который за определённою плату, в течение определённого времени, в согласовании
с
лизинговым
договором,
находится
в
пользовании лизингополучателя.
Суть лизинга как экономической категории, помимо всего остального, определяется, так же, через выполняемые им функции (внешние и внутренние) (рисунок 2).
Для классификаций лизинга в экономической литературе, существует много оснований: по составу участников, по типу финансирования, по степени окупаемости, в зависимости от типа имущества, по типу рынка, по характеру обслуживания имущества, в зависимости от срока договора, по форме расчёта, по отношению к налоговым льготам и так далее.
Классифицировать лизинг общепринято по экономико-правовым отношениям, которые возникают между субъектами лизинга. Так, выделяют оперативный и финансовый лизинг [4, c. 339].
Финансовый лизинг является видом лизинга, где лизингодатель приобретает в собственность имущество у продавца с последующей передачей его лизингополучателю за определённую плату и на обозначенный в лизинговом договоре срок во временное пользование и владение [6, c. 119].
При этом в последующем лизингополучатель имеет право выкупить этот актив. Лизингодатель при оперативном лизинге на свой риск приобретает
актив с дальнейшей передачей его во временное пользование лизингополучателю. Ведущее отличие оперативного лизинга от финансового заключается в том, что в первом случае актив не может быть передан в собственность лизингополучателю по истечении срока лизингового договора.
Следует отметить, что термин «лизинг» в зарубежной и российской практике трактуются по- всякому. Если лизинг в зарубежных странах включает в себя и оперативный и финансовый лизинг, то в России понятия «финансовая аренда» и «лизинг» отождествляются. Впрочем, это проявляется, в том числе, в названии ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ [3]. Однако это ни как, не означает,
что в России оперативного лизинга не существует. Оперативный лизинг есть, и он развивается быстрыми темпами (рисунок 3), но регулируется в рамках общепризнанных мерок Гражданского права (гл. 34, статьи 604–670) [1], так как по своей природе оперативный лизинг довольно идентичен с обычными арендными отношениями.
Объём лизингового бизнеса за 2016 г. увеличился на 36,0% и составил 742,0 млрд руб., достигнув значения 2011 г. Довольно немаловажный прирост рынок показал в том числе за счёт крупных сделок в IV кв., на который пришлось около 39,0% нового бизнеса за 2016
г.
Впрочем, важным драйвером рынка кроме крупных сделок, выступил автолизинг. Его доля в автопродажах достигла 10,0%. Согласно базовому мониторингу RAEX, рынок лизинга в 2017 г., продолжит увеличиваться и превзойдет рекордные 800,0 млрд руб. а с 2018 г. на последующую структуру и динамику нового бизнеса воздействие начнёт оказывать
реформа регулирования финансового лизинга [9].
За 2016 г. прирост объёма нового бизнеса составил в пределах 36,0%, а по оценке RAEX, его номинальный объём, достиг 742,0 млрд руб. На восстановление рынка еще указывает рост числа участников исследования: с 110 до 119 за 2015-2016 годы. В целом обусловлено восстановление рынка как заключением лизингодателями крупных сделок с железнодорожной техникой, самолётами и водным транспортом в IV кв., так и активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок. При этом ряд крупных сделок лизингодателей, которые были заключены в 2016 г., не были учтены в оценке объёма рынка, так как не полностью соответствовали аспектам методологии исследования RAEX [9].
На розничном сегменте, который увеличился на 33,0% и составил
в пределах 375,0 млрд руб. за 2016 г. Активизация региональных сделок отразилась положительно. В итоге сегмента малого и среднего бизнеса в объёме нового бизнеса
второй год подряд превышает
50,0%. На розничный сектор ключевое положительное воздействие оказал автолизинг, толика которого на рынке составила около 35,0%. Помимо этого, рост показали сельскохозяйственная и строительная техника, которая нарастила доли
на
рынке до 3% и 7%, соответственно. Количество в 2016 г. лизинговых сделок, по сведениям анкетирования, составило не менее 145,0 тысяч. Вместе с тем на рынке средняя сумма сделки за прошедший год увеличилась с 6,7 до 8,2 млн руб., что обосновано заключением в
конце года крупных сделок [9].
Доля лизинга в автопродажах за 2015-2016 гг. по оценкам RAEX, увеличилась с 5% до 10% [9]. Увеличение доли лизинга в автопродажах в некоторой степени обоснован тем, что официальные дилеры и производители для поддержания объёма реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. Впрочем, государственная программа льготного автолизинга оказала ключевое положительное воздействие на протяжении последних 2 лет на объём
лизинга
автотранспорта. За последние 2 года средства государственной программы позволили передать в лизинг свыше 63 тысяч автомобилей, что, по оценке RAEX, привело к наращиванию объёмов нового бизнеса с автомобилями за 2015-2016 гг. на 18,0% и на 14,0%, соответственно. Доля лизинга в общих продажах новых легковых и грузовых автомобилей за последние 2 года без учёта эффекта государственных субсидий увеличилась бы с 5% до 8%, а не до 10% [9].
Новый бизнес, согласно базовому мониторингу RAEX, продолжит в 2017 г. увеличиваться, а воздействие реформы регулирования лизинга на рынок начнёт сказываться только с 2018 г. Значительная часть работ по подготовке инфраструктуры населенных пунктов к Чемпионату Мира – 2018 придётся на 2017 г., что, в свою очередь, подстегнёт рост объёма лизинга коммунальной и строительной техники. Иные сегменты лизингового рынка также продемонстрируют положительную динамику (+15,0%) вследствие наращивания региональных сделок.
Сразу несколько преимуществ перед классическими методами финансирования инвестиций, содержит становление лизинговых отношений [12, c. 150]. Из экономической логики лизинговых операций исходят преимущества лизинга, что для максимизации конечных результатов хозяйственной деятельности компании становится важным не стремление к владению имуществом, а право пользования этим активом [10, c. 66].
Главное преимущество лизинга: получатель объекта лизинга не должен сразу его оплачивать, то есть может не иметь необходимых денежных сумм для его полного приобретения [11, c. 340]. Плата за использование объекта лизинга происходит длительное время, в течение срока использования объекта. Лизинговый объект позволяет получить доход, из которого
осуществляется выплата стоимости объекта с некоторым превышением, составляющим прибыль лизинговой фирмы [5, c. 204 ].
Помимо этого, получатель лизинга обладает следующими преимуществами:
–
получатель лизинга может получить актив и внедрить его в производство, без предварительно накопленных собственных средств и не прибегая к поддержке банковского кредитования. Помимо этого, сбережение собственных средств позволяют понизить производственные затраты;
–
сохранение собственных средств позволяет компании сохранять рентабельность и финансовую стабильность, что способно значительно увеличить степень конкурентоспособности компании;
–
лизинг не ограничивает компанию в возможности кратковременного кредитования с целью закупки материалов и вспомогательного сырья для расширения производства;
–
при приобретении имущества лизинг не требует начального взноса, в то время как кредит требует незамедлительного начала выплат;
–
банковские кредиты выдаются только от 60,0% до 70,0% от стоимости имущества, тогда как лизинг гарантирует 100,0% финансирования;
–
оперативное решение проблем производства;
–
возможность применить в производстве актив, даже при этом не имея его в собственности обладает исключительной важностью для малого и среднего бизнеса, размер собственных средств которых небольшой;
–
компания получает дополнительные преимущества, которые связаны с налогообложением, так как лизинговое имущество не находится на балансе этой компании, что дает возможность значительно понизить налоговую базу;
–
лизинг разрешает ускорить технологическое и техническое перевооружение компании, что напрямую оказывает влияние на увеличение его конкурентоспособности [8, c. 550].
Таким образом, на уровень увеличения конкурентоспособности компании через модернизацию основных фондов,
наращивание объёмов производства, сбережение
финансовых ресурсов,
значительно воздействует использование лизингового механизма в производственной деятельности. Сущностью лизинга является то, что наличие имущества в собственности абсолютно не обязательное требование. Важным и достаточным условием для ведения хозяйственной деятельности является наличие права владения им.
Список литературы и источников
1.
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. — Режим доступа:http://base.garant.ru/10164072/35/#block_2034
2.
Указ Президента РФ от 17.09.1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4477/
3.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (в редакции от 03.07.2016 г.). — Режим доступа: http://base.garant.ru/12113492/.
4.
Галимова А. Р. Сущность лизинга в современной экономике и его классификация // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 337-341.
5.
Кабатова, Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика / Е.В. Кабатова. -М.: ИНФРА-М,2015. – C. 204.
6.
Карп, М.В. Финансовый лизинг на предприятии / М.В. Карп, Р.А. Махмутов -М.: Юнити,2014, – C. 119.
7.
Лещенко, М.И. Основы лизинга: Учебное пособие / М.И. Лещенко.
— Финансы и статистика, 2015. – C. 336.
8.
Окорокова О. А. Институциональное развитие и финансовая устойчивость институтов страхового рынка России / О. А. Окорокова, Л. К. Улыбина // В сборнике: SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE — 2014 Proceedings of the international scientific conference. Editors V.A. Iljuhina,V.I. Zhukovskij, N.P. Ketova, A.M. Gazaliev, G.S.Mal'. 2015. - С. 549-557.
9.
Оперативный лизинг: вопреки динамике рынка/ Официальный сайт Официальный сайт Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). — Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_1h2016/part2/
10.
Улыбина Л. К. Мировые тенденции инновационных лизинговых отношений / Л. К. Улыбина, В.С. Лукашев // Экономика и предпринимательство. 2016. – № 11-2(76-2). – С. 65-68.
11.
Улыбина Л. К. Характерные особенности регионального финансового рынка и основные проблемы в обеспечении доступности финансовых услуг / Л. К. Улыбина, С. А. Федоренко // Экономика и предпринимательство. 2015. - № 12–3(65–3). – С. 335–338.
12.
Яськова Н. Ю., Алексеева Т. Р. Развитие институциональных основ лизинга // Всетнки МГСУ. 2016. № 2. С.146–158.