Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРУЗИНСКОЙ ЛАРИ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

Резюме

В экономике Грузии и грузинской денежной единице приходится действовать в сложной глобальной и региональной среде. В условиях мировой глобализации еще более усиливается зависимость процесса воспроизводства от таких внешних факторов. как: международные торговые операции, экспорт-импорт и развитие реального сектора, оборот иностранного капитала политическая стабильность и т.д.

Нестабильное положение международных отношений и валютные кризисы могут очень отрицательно подействовать на экономики стран.

Именно так произошло в Грузии. На то, что генезис стабильности грузинской денежной единицы пошатнулся и, более того, разрушился, повлияли почти все факторы колебания и падения курса валюты. Исходя из этого, на повестке дня встает вопрос о необходимости  трансформации экономической политики и, в особенности, денежно-кредитной валютной политики страны.

Ключевые слова: Лари, валютные кризисы, монетарная и фискальная политика, девальвация, экономическая политика.

 

THE DEVALUATION OF GEORGIAN LARI AT THE TURN OF THE XXI CENTURY

Lamara Qoqiauri

Doctor of Economic Science, Professor, Founder and director of Nongovernmental organization:

Fund of Financial-Investment Policy and Strategy (FFIPS)

 

 

Georgian economy and Georgian monetary unit are to act under complex global and regional environment. Under the international globalization relation of reproduction process with such foreign factors as international trade, expert- import operations and real sector development is being strengthened, as well as foreign capital turnover, political stability and etc.

Unstable state of international relations and currency crisis may influence negatively upon economies of the country.

Keywords: Lari, currency crises, monetary and fiscal policy, devaluation, economic policy.


Введение

Теоретически - между валютными отношениями и процессом воспроизводства существует как прямая, так и обратная связь. Объективной основой валютных отношений являются процессы общественного воспроизводства, которые порождают международный обмен товарами, деньгами и трудом. Развитие валютных отношений в значительной мере зависит от развития национальной и мировой экономики, политической обстановки в ми ре и отношений между различными странами.

Поскольку международные отношения, в том числе валютные, прочно переплетаются с такими сферами, как: политика, экономика, дипломатия, коммерция, промышленное производство и торговля, эти отношения занимают важное место в национальном и мировом хозяйстве. Расчетные, кредитные и финансовые операции, осуществленные между различными странами и их экономическими субъектами, влекут превращение национальной валюты   в иностранную валюту и наоборот. Вместе   с тем, следует отметить, что такое

«превращение» не всегда происходит  безболезненно. Валютные отношения характеризуются  относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что они могут иметь обратное влияние на процесс воспроизведения.

В условиях глобализации хозяйственной жизни еще более усиливается зависимость процесса воспроизводства от таких внешних факторов, как: операции международной торговли, экспорта-импорта и развитие производства, оборот иностранного капитала и т.д. Неустойчивость международных валютных отношений и валютные кризисы могут оказать отрицательное влияние на процесс воспроизводства. Подобные необратимые процессы произошли в Грузии в 2013-2015 годах.

Таким образом, выделилась цель моей работы:

Разработка рекомендаций для составлений правильной монетарной и фискальной политики, регулирования курса грузинского лари, экономического роста в стране, роста потоков иностранных инвестиций, создания привлекательного инвестиционного климата и активации крупных инвестиционных проектов, увеличения потенциала экспорта и совершенствования механизмов поощрения на фоне причинно-следственного анализа обесценивания национальной валюты, обоснования неизбежности девальвации грузинского лари.

Главным средством укрепления лари является рост реального сектора экономики. Мы считаем, что в безотлагательном порядке необходимо ускоренное развитие реального сектора экономики: отраслей промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающего производства и т.д.

Для обоснования нашего предложения приведем следующий аргумент: падение денежной единицы даже такой сверхдержавы, как Китай, объясняют заторможенностью роста экономики. Ее экономика уже несколько лет испытывает стагнацию.

Резкому ослаблению национальной валюты юань и в целом финансового рынка страны, имеющей вторую по величине в мире экономику, содействовали вышедшие в последнее время из Китая слабые макроэкономический показатели, такие, как: замедление темпа роста валового внутреннего продукта, рост потребительских цент, резко сниженный показатель экспорта - импорта и т.д. Сами китайские аналитики коллапс рынка объясняют торможением экономического роста страны. После 2009 года экономическое продвижение страны резко замедлилось. Соответственно, снизилась годовая прибыль компаний. Вместе с тем, в Китае тоже не отказывались от воздействия т.н. внешних факторов, в частности, падение цен на сырье в мире, кроме неадекватных показателей добычи нефти, на снижение цен на нефть повлияло падение цен на акции Китая сразу на 8 %. По заявлению аналитиков, биржа Китая последние 8 лет не помнит такое последствие однодневного падения.

Как бы это не вызывало улыбку, но в этой огромной стране в поисках «виновного» между правительством страны и Центральным Банком не начались пустые препирательства, нет, еще в начале года Центральный Банк Китая дважды подряд принял решение о снижении процентной ставки. Народный Банк Китая снизил процентные ставки до рекордной отметки. В случае с коммерческими банками, пользование годовым кредитом процентная ставка снизилась на 25 процентов и ее показатель колеблется от 2,5% до 5,35 %.

Это решение Центральный Банк Китая запланировало в целях поощрения кредитования, что является важным шагом для стимулирования экономики. Подобные шаги не являются новыми для Центрального Банка Китая. В начале 2015 года главный банк для поощрения экономики и кредитования в банках принял также решение о снижении обязательных  резервов для коммерческих банков (это я пишу для того, чтобы услышал наш Национальный Банк. Примечание автора). А это означает, что в будущем у банков освободятся деньги для выдачи различных кредитов. Более того, следует отметить, что в последний период Китай также изменил экономические приоритеты страны и принял решение о пересмотре расходов.

Осмелюсь привести цитату академика Автандила Силагадзе, суть которой я полностью разделяю: «То, что в последнее время власти заявили в связи с приватизацией государственного имущества, мы можем рассматривать в качестве одного из механизмов валютной стабильности. С другой стороны, в целях содействия иностранным инвестициям нужно пересмотреть законодательство, чтобы иметь максимально стимулирующие механизмы. Активно должна вестись работа и в части развития туризма.

Должны развиваться производства, промышленность, сельское хозяйство. Для этого мы должны максимально использовать местный ресурс, который у нас есть в большом количестве. Что касается взятия нового государственного внешнего долга, то, возможно, эти шаги должны быть сделаны, но эти деньги должны быть потрачены по целевому назначению, в частности, для роста национального производства, и только в этом случае будут эффективными. Предыдущее правительство взяло очень много долгов, за последние 4-5 лет - миллиарды долларов, но не использовало их для развития экономики. Долг берут все государства, но стараются получить эффективную рентабельность.

Грузия имеет большой резерв для взятия государственного внешнего долга. Целесообразно, чтобы доля внешнего долга была максимум до 60% валового внутреннего продукта. Сейчас доля внешнего долга по отношению к ВВП не превышает 40%.

Кроме инфраструктуры, ссуду мы должны использовать для реального производства. На протяжении лет мы брали ссуды миллиардами и никогда не использовали их в реальном секторе, где создается реальное довольство и есть большие резервы трудоустройства. Соответственно,    мы не поддерживаем такое взятие ссуд и их трату только для инфраструктурных проектов. Валютный Фонд не говорил категорически: обязательно повысьте налоги и ни в коем случае не берите кредит. Они предложили правительству несколько альтернатив. Оптимизация бюджета, безусловно, возможна, но повышение налогов в данной обстановке нам представляется неоправданным.

Наоборот, предпринимателей и бизнес мы не должны давить ростом налогов, а должны идти к большей либерализации [20].

Такую же рекомендацию дает профессор Михаил Токмаджишвили в целях остановки падения курса лари и его укрепления. Он пишет: «Мы не можем обвинять какой-либо банк в обесценивании лари. Хотя действительно, если несколько банков объединятся, то они смогут повлиять на курс, но это будет только одноразовый шаг, который не приведет долгосрочному результату... Банк не может вызвать кризис обменного курса. При рассмотрении этой проблемы мы должны делать акцент на более объективные факторы, такие, как: нынешнее положение экономики, инвестиции, экспортные возможности страны, уровень их использования и др.

Что касается Национального Банка, то он может вообще заморозить курс лари, но в таком случае экономика полностью останавливается. Поэтому мы должны выбрать, что лучше: 1. лари обесценивается плавно, а не скачкообразно, но зато будет дан стимул развитию экономики, и 2. остановить экономику, смотреть, что лари стабильный, и радоваться этому.

Заключение: обесценивание лари не входит в функции и интересы Национального Банка: его основной задачей является предоставление денег в экономику и сохранение низкого показателя инфляции [21, 33].

Следовательно, сформулируем аксиому остановки обесценивания лари и его дальнейшего укрепления: пошаговый, систематический рост реальной экономики, необратимый характер процесса экономического роста, гарантом стабильности лари, в первую очередь, является оздоровление экономики страны.

Сделать инвестиционный климат более привлекательным для местных и иностранных инвесторов. Если в Грузии не произойдет инвестиционный бум, то будет невозможно говорить об улучшении показателя экономического роста. В современных условиях активизация инвестиционной политики является главнейшим условием перехода экономики Грузии в устойчивое экономическое развитие.

На сегодняшний день важнейшими направлениями инвестиционной политики государства являются: усиление поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание правовой и экономической среды институтов поощрения инвестиций в реальный сектор экономики.

Считаем необходимым отметить, что движущей силой экономики в процессе реформирования экономики Грузии всегда считались прямые иностранные инвестиции и развитие банковской системы. Как приятно, что оба движущих рычага экономики сегодня хорошо работают.

Прямые иностранные инвестиции дают достаточно ясное представление о том, в каких размерах осуществляется размещение сумм в основной капитал страны, насколько привлекательна страна для инвестиций, в каких отраслях есть возможность получения высокой прибыли. Таким образом, динамика и структура иностранных инвестиций является очень важным индикатором развития страны. Тем более в условиях Грузии, внутренние ресурсы для развития очень малы, ресурсы бюджета ограничены, а накопления экономических субъектов для инвестирования - очень малы. Приток иностранных инвестиций -это не только обеспечение финансовыми ресурсами, в первую очередь, это средство разделения технологических достижений,    которые так нужны стране. Кроме того, прямые инвестиции имеют серьезный потенциал трудоустройства. Исходя из долгосрочных перспектив развития, при формировании инвестиционного климата следует учитывать необходимость создания единых, унифицированных условий деятельности для национальных и иностранных инвестиций.

Это также является аксиомой экономики, так как инвестиционная активность страны и экономическое развитие страны находятся в прямопропорциональной зависимости. Следовательно, между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП есть прямопропорциональная зависимость (Табл.1.).

После кризиса, привлечение прямых иностранных инвестиций стало для правительства Грузии главным вызовом. Во многих странах уменьшение прямых иностранных инвестиций вызвало серьезные макроэкономические проблемы. После кризиса конкуренция в привлечении прямых иностранных инвестиций еще более ожесточилась. Когда страна не может развивать собственную экономику без помощи, то иностранные инвестиции имеют существенное значение для экономического роста такой страны.


Таблица 1 

ВВП и прямые иностранные инвестиции

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

ВВП в текущих ценах (млн.

долларов США)

 

10172

 

12801

 

10767

 

11663

 

14439

 

15830

 

16140

 

16529

Прямые иностранные инвестиции

(млн. долларов США)

 

2015

 

1564

 

569

 

814

 

1117

 

912

 

942

 

1758

Доля прямых иностранных

инвестиций в ВВП (%)

20

12

6

7

8

6

6

11

Источник:    https://www.ndg.gov.ge/index.php?m=494.

 

Как бы парадоксально не звучало, для Грузии основной проблемой являются те же недостаточные инвестиции. Второй и настолько же очень важной проблемой являются высокие процентные ставки на кредиты. В мире очень мало таких бизнесов, которые могут выплачивать настолько высокие процентные ставки. Очевидно, что эти факторы задерживают развитие экономики страны и именно в этом вопросе возложена большая ответственность на правительство и банковскую систему вместе. Необходимо, чтобы между банками был не своего рода  «тайный сговор» о высоких процентных ставках, а чтобы между ними установилась здоровая конкуренция.

И вот здесь свое слово должен сказать Национальный Банк. В условиях рыночной экономики государство должно создать единые правила игры для всех хозяйственных субъектов. В отношении банковского сектора государство обязано иметь строгие правила регуляции, разработка, утверждение и контроль которых являются компетенцией службы банковского надзора. Следует отметить, что главной задачей менеджмента коммерческих банков является получение максимальной  прибыли и в этих  целях  он может пойти на определенные риски. Именно поэтому государство устанавливает определенные регуляции, чтобы защитить вкладчиков, акционеров, инвесторов, а также сохранить экономическую стабильность и безопасность.

Следует подчеркнуть еще одно обстоятельство - одной из важнейших проблем реформирования экономики Грузии вновь остается не только привлечение иностранных инвестиций, но и направление механизмов осуществления инвестиционной стратегии на осуществление внутренних инвестиций страны и новые инвестиционные проекты, на их практическое использование.

В осуществлении крупных инвестиций в Грузии в настоящее время большую роль играет созданное в 2011 году АО Государственный инвестиционный фон - «Партнерский фонд». Следует отметить, что международное рейтинговое агентство Fitch присвоило Фонду рейтинг «ВВ-», что равно кредитному рейтингу Грузии. «Партнерский фонд» создан на основе консолидации крупных государственных предприятий в сфере транспорта, энергетики и инфраструктуры. Главным назначением Фонда является поощрение инвестиций в Грузию путем соучастия на начальном этапе развития инвестиционных проектов (соинвестирование в капитал, субординированные ссуды и т.д.).

Деятельность «Партнерского фонда» осуществляется в двух основных направлениях:

1.      Управление активами суммарный оборот управляемых Фондом активов в 2012 году превысил 750 миллионов долларов США. На сегодняшний день полный объем инвестиционных проектов Фонда вырос до 2 миллиардов долларов США. Портфель активов Фонда состоит из следующих компаний, имеющих стратегическое значение: Грузинская железная дорога - 100 % доля; Корпорация нефти и газа Грузии - 100 % доля; Грузинская государственная электросистема - 100 % доля; Коммерческий оператор электроэнергетической системы - 100 % доля; АО Теласи – 24,5 % доля. Грузинская железная дорога и Корпорация нефти и газа Грузии являются главными источниками финансирования инвестиционной деятельности «Партнерского фонда» [23].

2.      Инвестиционная деятельность _ в настоящее время в портфеле Фонда есть несколько важных проектов в различных секторах экономики. Фонд правомочен осуществлять инвестиции только в Грузии и его стратегия направлена на привлечение и поддержку частных инвесторов. Для Фонда важным является поддержка коммерчески выгодных проектов в приоритетных для экономики Грузии секторах, которые отличаются большим потенциалом развития. В том числе в следующие секторы: энергетика, агробизнес, производство, недвижимое имущество и туризм, инфраструктура и логистика. Для финансирования рассматриваются только коммерчески целесообразные проекты, которые управляются опытными партнерами или нанятыми специализированными операторами. Фонд оказывает финансовое партнерство частным инвесторам, что выражается в среднем и долгосрочном софинансировании. Он занимает роль пассивного партнера как в проектах Greenfield (новые бизнес инициативы), так и Brownfield (инвестиция в существующий бизнес), с заранее определенной стратегией выхода. Параллельно с участием в проекте, Фонд также содействует получению преимущественного финансирования для проектов из коммерческих источников и от международных финансовых институтов. Финансирование со стороны Фонда осуществляется путем участия в капитале и  в некоторых случаях посредством субординированных (конвертируемых и неконвертируемых) ссуд. Соучастие Фонда в проектах не должно превышать 50% капитала. Вместе с финансированием, Фонд помогает партнеру и управляющей группе в достижении долгосрочной устойчивости [23].

Фонд финансирует частных инвесторов с учетом следующих условий: Партнерский фонд может осуществлять инвестиции только в Грузию, во все секторы, кроме сферы услуг; Фонд осуществляет инвестиции только в коммерчески выгодные проекты; Фонд правомочен принимать участие в капитале, а также выдавать субординированные / преимущественные ссуды (both convertible and nonconvertible); участие Фонда в проекте, будь то в виде капитала или ссуды, не должно превышать долю частного инвестора; целью Фонда является участие в проектах в качестве младшего пайщика, со средней или долгосрочной перспективой. Когда проект станет устойчивым, Фонд выходит из соучастия [24].

И вообще, решение задач инвестиционного развития страны для притока в страну инвестиционных потоков и в результате частичное укрепление курса лари невозможно только на основании саморегулирования рынка, который в нашей экономике отличается низким уровнем формирования. Необходимо усиление роли государства, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. Вместе с тем, следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики  развития экономики Грузии, которая характеризует период перехода на рынок.

Монетарная политика и фискальная политика должны вместе служить оздоровлению грузинского лари. В Грузии необходимо забыть вошедшую в моду тенденцию взаимного обвинения:

Я где-то прочитала, что лари не является рыночным продуктом, это продукция Центрального Банка, соответственно, укрепится он, или обесценится, - от начала до конца это  зависит от  Национального Банка. То, что происходило с лари, всегда было политическим решением. Более того, в 2002, 2004 или 2007 годах все мероприятия, связанные с лари, всегда  осуществлялись исходя из политических нужд.

Мы категорически не согласны с указанным тезисом.

Во-первых, проблема обесценивания национальной валюты является всеобщей проблемой, таким образом, на всех возлагается обязательство и ответственность за судьбу лари и, следовательно, за судьбу народа и страны. Долгом всех, в том числе правительства, Национального Банка, законодательных органов является правильно запланировать как структурные, так и  функциональные обязательства; очень важно система государственного контроля полностью банковской системы, Национального Банка, уже отделившейся или «отнятой» от него службы надзора, самого парламента. Парламент является главным органом, определяющим финансово - бюджетную политику страны, и определенный надзор за этими структурами входит в его обязанности. Ведь в функции парламента входит финансовый мониторинг [27].

Второй, не  менее важный тезис,  можно даже назвать его аксиомой, и мы об этом говорили и  ранее: в Грузии очень популярно мнение, что государство не должно вмешиваться в деятельность хозяйственных субъектов. Хотя, часто путают вмешательство в деятельность и введение необходимых регуляций. Указанное мнение разделяет и Т. Басилия. Он пишет: «Вместе с тем в условиях рыночной экономики государство должно создать единые правила игры для всех хозяйственных субъектов, соблюдать конкуренцию, безопасность  и т.д. В отношении банковского сектора государство обязано иметь жесткие правило регуляции, разработка, введение  и контроль  которых  входит  в компетенцию  службы банковского    надзора.      Независимость банковского сектора не должна быть неприкосновенной, более того, - ни в одной демократической стране не существует неприкосновенный сектор - все равны перед законом. Государство устанавливает правила игры, которые должны соблюдать все, в том числе и банковский сектор. Например, всего несколько месяцев назад правительство США в связи с совершением уголовного преступления выдвинуло обвинение пяти крупнейшим банкам - Citigroup, JPMorgan Chase, Barclays и Royal Bank of Scotland, menejments и оштрафовало эти банки на 5,6 миллиардов долларов США из-за манипуляций с валютным курсом. А в Грузии всего несколько месяцев назад произошла девальвация лари и никто не исследовал реальные причины этого. Подчеркиваем, правительство не должно вмешиваться в деятельность банковского сектора, это не является делом правительства, - правительство должно заглянуть в банковский сектор.

В этом процессе правительство должно лучше использовать службу банковского надзора и сделать его деятельность результативной. Фактом является, что грузинском банковском секторе есть проблемы, своевременное изучение которых и принятие соответствующих мер является обязанность. государства, чтобы избежать серьезных катаклизмов [26].

Следует также отметить, что обойти стороной проведенную правительство фискальную политику. Еще раз подчеркнуто отмечаем, что бюджетные расходы имели достаточное влияние на обесценивание лари.

Значительное влияние на курс лари имеет количество (масса) лари в стране, так как курс формируется соотношением массы доллара и лари. Если темп роста массы лари значительно превышает темп роста притока доллара, то курс лари обесценивается. Одним из источников роста массы лари является дефицитные расходы сумм из государственного бюджета, то есть когда правительство тратит больше, чем получает в виде бюджетных доходов от экономики в тот же период.

В декабре 2014 года доходы государственного бюджета (включая продажи нефинансовых активов) составили 846 миллионов лари. Это та сумма, которую государство в декабре получило от экономики, а расходы государственного бюджета (включая приобретение нефинансовых активов) составило 1 110 миллионов лари. Это тот объем лари, который государство «запустило» в экономику в декабре.

Как мы видим, в декабре 2014 года из государственного бюджета потратилось на 264 (1 110-846) миллионов лари больше, чем был доход бюджета.

В декабре Национальный Банк увеличил ссуду рефинансирования на 200 миллионов лари. Это однонедельная ссуда, которую Национальный Банк выдает коммерческим банкам для обеспечения краткосрочной ликвидности.

Как было выше отмечено, укреплению курса национальной валюты содействует высокий темп экономического роста, так как растет спрос на национальную валюту. Вместе с тем важно, что экономический рост должен основываться на росте инвестиций, а не на фискальных или монетарных стимуляторах, какими являются дефицитные расходы из бюджета и рост массы находящегося в обороте лари. В ноябре - декабре 2015 года средний темп экономического роста в Грузии упал до 0,7%, а стимулятором экономики стали дефицитные расходы лари из бюджета и рост ссуды рефинансирования.

С января 2015 года к существующим факторам обесценивания курса лари (уменьшенные потоки долларов, спад темпа экономического роста, глобальное укрепление доллара) добавился увеличенный объем лари и в этом важную роль сыграли дефицитные расходы из государственного бюджета. Правительство не выполнило условие, прозвучавшее в заявлении президента Национального Банка от 5 декабря, согласно которому оно не должно было осуществлять дефицитный расход бюджета. В результате, по состоянию на 28 января 2015 года официальный курс лари к доллару составил 2,06 [28].

А сегодня мы можем только мечтать об этой цифре: курс лари на сентябрь 2015 года достиг невиданной отметки и составил 2,44. А это уже очень тяжело для страны.

Таким образом, неправильное планирование бюджета, ассиметричный и асинхронный характер его выполнения в части доходов и, особенно, в части расходов, вызывает периодический наплыв массы денег в экономику, что влияет на инфляцию. Перед государством стоят политические риски и вызовы, и в первую очередь на государство возлагается ответственность если не за полное избегание этих рисков, то хотя бы за их снижение. Производственная, бизнес и инвестиционная среда в стране - это, в первую очередь, является сферой ответственности правительства. Неправильные, нерациональные, в том числе раздутые бюрократические расходы, финансирование  проектов сомнительной общественной ценности, излишняя регламентация деятельности бизнеса, непотизм - это неполный перечень факторов, мешающих развитию бизнеса, следовательно, росту экспортного потенциала и заинтересованности инвесторов экономикой Грузии. Все это серьезно вредит стабильности лари, усиливает факторы риска падения его курса [29].

Никто, ни Валютный Фонд, ни эксперты экономики не отрицают, что болезнь, вызвавшая проблемы с лари, в основном обусловлена  внешними шоками, хотя другой вопрос, насколько эффективно используются внутри страны имеющиеся у Национального Банка инструменты для краткосрочного и среднесрочного периода. Например, как отмечает эксперт Л. Каландадзе, существуют определенные валютные шоки, локализация и превенция которых возможна посредством монетарных инструментов (они имеют функцию устранения панического и шокового эффекта) [27].

Сторонником регулирования курса лари посредством монетарных инструментов является также Л. Кистаури. Он отмечает, что причиной падения курса лари является отсутствие на рынке долларов. Соответственно, либо должна увеличиться масса долларов, либо нужно снизить количество лари в обороте. Не существуют быстрые инструменты для мгновенного роста массы долларов, это проблема стратегической работы правительства. Вместе с тем, для снижения курса лари Национальный Банк наряду с вышеназванными инструментами (кредиты рефинансирования, депозитные сертификаты и др.) должен использовать векселя [25].

Но, вместе с тем, мы не должны преуменьшать роль и «заслугу» Национального Банка в обесценивании лари. В целом, на Национальный Банк возлагается институциональная (и, исходя из этого, на его руководство - персональная) прямая ответственность за инфляцию, а не непосредственно - за курс валюты. Вместе с тем он способен не только регулировать количество массы денег в обороте, но и существенно повлиять на ценность кредитных ресурсов, «проводить» либо строго регулировать возможности финансовой спекуляции, принимать меры в связи с возникновением в обществе нездорового ажиотажа путем запуска/изъятия дополнительных валютных резервов в обороте. Оправдание его действий только в контексте обеспечения планового показателя инфляции - это правовая казуистика и попытка снятия с Национального Банка ответственности перед страной за монетарную и финансовую стабильность. Фактически, Национальный Банк всегда стоит перед дилеммой: повысить монетарную ставку, что несколько уменьшит денежную массу в обороте, или «заботиться» о повышении пока еще чрезвычайно низкого уровня монетизации (приблизительно

20 процентов) валового внутреннего продукта и для этого выпустить в оборот дополнительную денежную массу. Хотя уменьшение денежной массы и подавляет инфляцию, мешает «раскрытию парусов», но оно содержит опасность снижения предпринимательской, бизнес активности и темпа экономического роста, подорожания денег, кредитных ресурсов, а, в конечном счете, монетарной анемии экономики (денежной голодовки). Поэтому, если политика Национального банка направит свою ведомственную заинтересованность только на один аспект макроэкономической стабильности - низкую инфляцию (а не на стратегию экономического роста - ведь формально за это ответственность возлагается на исполнительную  власть - правительство...), то мы получим «укрощенную» инфляцию и низкий темп экономического роста [29].

Очень трудно слышать и принимать обвинения, звучащие сегодня в адрес Национального Банка, но все равно считаю нужным еще раз привести некоторые обвинения, высказанные грузинскими экономистами.

«Торможение национального производства, обесценивание доходов предпринимателей и потребителей, невыносимое утяжеление кредитного давления, задержка экономического роста, рост дефицитов - это неполный перечень последствий, которые последовали и в будущем последуют вследствие того, что не учитываются рекомендации Валютного фонда, если существующая реальность не измениться» [31].

По мнению президента Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов, несмотря на рекомендации и требования Валютного фонда, Национальный Банк Грузии не сформировал режим контрциклических капитальных буферов для банковской системы. Кроме того, не задействовал принцип адекватности долгосрочной стоимости (loan-to-value) кредита и капитала для заемщиков и принцип паритетности   платежей и доходов (payment-to-income). Соответственно, в банковском секторе создается тяжелейшая ситуация. В частности, коммерческие банки, в соответствии с требованиями Национального Банка Грузии, руководствуясь существующими механизмами подсчета рисков, не могут должным образом финансировать национальное производство.

Кроме того, по заявлению господина Чичинадзе, в соответствии с регуляциями Национального Банка Грузии и в противовес требованиям Валютного фонда,

осуществляется кредитование нехеджированных запросов, например выдача кредитов в долларах потребителям, имеющим доход в лари. Соответственно, происходит перенос валютных рисков на потребителей.

Эта проблема ясно проявилась после происходящих в последнее время валютных колебаний, когда огромное количество граждан оказались перед значительно выросшими кредитными обязательствами. К такому результату мы пришли именно вследствие того, что Национальный Банк не принял во внимание рекомендации Валютного фонда.

«Вместо того, чтобы Национальный Банк ограничил выдачу нехеджированных кредитов, то выдачу кредитов в иностранной валюте лицам, имеющим доход в лари, политика Национального банка валютные риски полностью переложила на заемщиков, которые зачастую не очень хорошо осведомлены в финансовых вопросах. Национальный Банк практически обрек этих граждан, поставил их перед тяжелым валютным риском, и это проявилось с ноября прошлого года и по сей день граждане выплачивают кредиты, подорожавшие на 30-35 %.

Согласно отчету Валютного фонда, монетарная политика Национального Банка положительно оценена, хотя замечания и критика касаются пруденциального управления. Вместе с тем, текущая адаптированная практика монетарной политики, по оценке Валютного фонда, принесет позитивный результат только в условиях стабильного обменного курса, что не соответствует сегодняшнему состоянию лари. Соответственно, текущая политика избыточной поставки лари сегодня обязательно должна быть пересмотрена, так как это еще больше утяжеляет состояние лари», - пишет Нодар Чичинадзе [31].

Молодые финансисты считают, что Национальный Банк Грузии не предусматривает и другие требования Валютного фонда, в частности:

-    несмотря на обещание, зафиксированное перед Валютным фондом, Национальный Банк Грузии не создал комитет финансовой стабильности, который должен сформировать пруденциальное регулирование.

-    с 2012 года Национальный Банк вообще не публиковал отчет финансовой стабильности, который, согласно требованию Фонда, должен ежегодно подготавливаться в соответствии с международными стандартами [31].

В виде заключения следует отметить, что текущая политика Национального Банка содействует росту потребительских кредитов и, соответственно, усилению давления дефицита. С другой стороны, существующая система управления рисками препятствует росту активности банковских учреждений в производственном секторе.

Ожидание инфляции, валютные спекуляции и новые экономические опасности. Наряду с объективными причинами падения курса лари, считаю необходимым понять один вопрос из субъективных причин, в частности, неправильная оценка ситуации со стороны части экспертов, повышенное внимание средств массовой информации и, зачастую, искусственное напряжение ситуации. Одной из причин падения курса национальной валюты является также и паника и, если это настроение будет преодолено, то это посодействует стабилизации курса лари. В целом, следует провести неотложные мероприятия для бизнеса с целью остановки негативных ожиданий.

Система Блумберга является абсолютно закрытой системой. Я не считаю себя готовой для критики системы Блумбурга, но, наверное, имею право задать этот вопрос: каковы объемы в сделке? Каковы спрос- поставка денег? Не вызывает ли это обстоятельство т.н. инфляционные ожидания. Последнее может быть даже хуже, чем сама инфляция. Инфляционное ожидание - это излишнее давление на лари. В это время, несмотря на то, нужна ли клиенту банка валюта, он все равно покупает ее на всякий случай, а это приводит к достаточно негативным последствиям.

Возможно, я превышаю свою компетенцию, но считаю целесообразным изменение  торговой системы и торговых принципов.

Любая попытка дискредитации валюты действует на нее отрицательно и результат такой пропаганды всегда прискорбный: по отношению к этой валюте в населении утверждается нигилизм и она действительно обесценивается. Так что, «прогноз» обесценивания лари может перерасти в реальность, если правительство опоздает с принятием контрмер.

Профессор Михаил Токмаджишвили разделяет мнение, что создание ожидания обесценивания валюты опасно: ни в одной стране колебание курса не является настолько тревожным, как там, где экономика долларизирована. Если мы убедим население, что через несколько месяцев лари действительно обесценится, то заработает т. н. эффект толпы - когда все пытаются отправиться в валютный пункт и «спасти» свои небольшие сбережения или зарплату. Из-за этого на рынке создается избыточное количество денег и начинается процесс, который мы называем «спекулятивный эффект» - население массово покупает доллары и курс национальной валюты еще больше падает. Поэтому курс лари должен быть предметом обсуждения профессионалов, а не политиков. Когда оппозиция еще летом начинает говорить, что в сентябре лари обесценится, это большая ошибка. Представьте себе,  что произойдет, если все, кто получит зарплату, пойдут и  купят доллары, если так поступят сотни тысяч человек [21].

Почему обесценивание лари связывают именно с осенью? Если посмотреть назад, то самые радикальные изменения курса у нас происходили осенью: так было в 1999 году, в ноябре 2008 года, так произошло и в прошлом году. Осенью экономическая активность растет и спрос на деньги повышается, поэтому колебания курса часто попадали на осень. Хотя мы не можем обвинять какой-либо банк в обесценивании лари. Хотя действительно, если несколько банков объединятся, то смогут повлиять на курс лари, но это будет только разовый шаг, который не даст долгосрочный результат. Поэтому, я думаю, что банк не может породить кризис обменного курса. При рассмотрении этой проблемы следует делать акцент на более объективные факторы, такие, как: сегодняшнее состояние экономики, инвестиции, экспортные возможности страны, уровень их использования и др.

Что касается Национального Банка, то он может вообще заморозить курс лари, но в таком случае экономика полностью останавливается. Поэтому мы должны выбрать, что лучше: 1) лари обесценивается плавно, а не скачкообразно, но зато будет дан стимул развитию экономики, и 2) остановить экономику, смотреть, что лари стабильный, и радоваться этому...

По моему мнению, обесценивание лари не входит в функции и интересы Национального Банка: его основной задачей является предоставление денег в экономику и сохранение низкого показателя инфляции.

Мы живем в стране абсурдов: низкие темпы рота реального сектора экономики, максимальная долларизация экономики, тенденция резкого снижения экспорта, переход в страну импорта, недостаточные потоки инвестиций, глобальный финансовый кризис, укрепление доллара в мировом масштабе, инфляционные ожидания, ощутимое уменьшение денежных переводов, внешние и внутренние долги, нецелевые расходы бюджета, независимые от нас внешние шоки, вдобавок новый аргумент - немереные задолженности коммерческих банков...

Вот длинный, но еще неполный перечень того, на что безоговорочно нужно обратить внимание, проанализировать, учитывать для спасения грузинской денежной единицы.

«Во всех нормальных странах главной «площадкой» формирования обменного  курса является межбанковский рынок, так как именно банки являются крупными продавцами и покупателями иностранной валюты. Исходя из этого, существующая модель определения курса лари соответствует международной практике, хотя это не исключает неформальные сделки между крупнейшими игроками, так называемыми маркет- мейкерами... Что касается таких маленьких рынков, как в Грузии, то здесь существует больше возможностей для неформальных сделок, хотя практически невозможно найти фактические данные об их использовании» [32].

В Грузии установление курса лари осуществляется практически закрыто, на межбанковском рынке, только банками. Курс национальной валюты должен определяться открыто и на неспекулятивном рынке и сформированный в этих условиях курс правительство и население должны принять как объективную данность.

Следует также отметить, что в развивающихся странах (в т. ч. и в Грузии), где слабые экономики, целесообразно использовать такие биржевые механизмы, которые будут прозрачными, а также формирование курса должно подчиняться определенным правилам, о которых будет известно всем.

Национальный Банк осуществляет интервенции как в лари, так и в долларах, главное, чтобы он чувствовал когда и какие суммы нужны. Это уже чисто вопросы компетенции и профессионализма, когда начинаются колебания курса, тогда это необходимо, чтобы остановить и уменьшить падение курса.

Дело в том, что именно у Национального Банка есть самые действенные механизмы регулирования объема валюты в экономике. Одним из них является кредит рефинансирования, который Национальный Банк Грузии выдает коммерческим банкам. Национальный Банк, кредиты рефинансирования в качестве инструмента монетарной политики задействовал с 2008 года. Целью подобного кредита является краткосрочное управление процентной ставки на межбанковском рынке. Кроме краткосрочных кредитов рефинансирования, в арсенале Национального Банка Грузии также есть постоянно действующие кредиты рефинансировани, посредством которого коммерческие банки имеют возможность гарантировано получить кредит, без аукциона.

Как мы видим, кредиты рефинансирования в руках Национального Банка Грузии - это один из реальных инструментов для того, чтобы по мере необходимости увеличить или уменьшить объем лари в экономике. Интересно, что после смены правительства в стране, кредитами рефинансирования объем лари в экономике резко растет, если в период Национального движения максимальный кредит рефинансирования был 400 миллионов долларов, то в 2013-2014 годах объем таких кредитов превышает 500 миллионов.

Как уже было отмечено, начавшееся осенью 2014 года обесценивание национальной валюты Национальный банк мог урегулироваться и посредством уменьшения кредитов рефинансирования. Произошло наоборот, объем кредитов рефинансирования достиг исторического максимума 965 миллионов лари и еще раз стал предметом ожесточенных дискуссий. Национальный банк предоставляет кредиты рефинансирования для обеспечения ставки монетарной политики и посредством различных инструментов, в случае избыточной ликвидности осуществляет ее изъятие  и/или восполняет дефицит ликвидности кредитами рефинансирования, то есть  предоставляет банкам ресурс.

Несмотря на то, что кредиты рефинансирования являются однонедельными, все равно имеют влияние на  денежную массу, так как еженедельно он заново выдается и, главное, объем кредитов рефинансирования в последнее время перманентно растет. То есть, если Национальный Банк выдаст коммерческим банкам, например, 100 миллионов лари, то этим он одноразово увеличит денежную массу. Если не будет рост объема кредита, то каждый последующий возврат-продажа в рамках 100 миллионов не сможет повлиять на денежную массу. Но, когда растет остаток кредитов рефинансирования, это влияет и на денежную массу. Именно это и происходит в последний период. Например, в 2013 году остаток кредитов рефинансирования вырос на 36 миллионов лари и к концу года составил 400 миллионов лари (в течение года даже опустился нижу 1 миллиона лари), в 2014 году остаток с 400 миллионов вырос до 712 миллионов лари, а в  текущем году (по последнему состоянию) вырос до 965 миллионов. То есть, за последний один год объем кредитов рефинансирования вырос почти на полмиллиарда лари. Так что, аргумент «однонедельности» кредитов рефинансирования мало обоснован.

В результате анализа фактов мы получили следующую картину: банки покупают ценные бумаги правительства (спрос банков всегда в 2-3 раза превышает предложение ценных бумаг), то есть одалживают деньги правительству, а затем для восполнения ликвидности обращаются в Национальный Банк, то есть берут в долг от Национального Банка. Если сказать вкратце, то коммерческие банки берут в долг у Национального банка и дают в долг правительству.

Важным является и финансовая сторона этой «схемы», коммерческие банки берут кредит у Национального Банка в среднем за 4,5 %, а правительству выдают кредит за 6%, 7%, 10% и 11% в зависимости от срока, то есть имеют достаточно солидный доход от процентов в размере десятков миллионов лари [34].

А в условиях проблем с лари постоянный рост кредитов рефинансирования играет негативную роль. Тем более, что Национальный Банк анонсировал ужесточение монетарной политики. Хотя это решение пока выражается в росте ставки монетарной политики на 50 базисных пунктов, что почти не меняет реальность.

Банковский сектор, привыкший к «щедрости» Национального банка, избыточную ликвидность вкладывает в ценные бумаги правительства и имеет это этого выгоду, а дефицит заполняется Национальным Банком, что отражается на лари. А Национальный Банк Грузии, видимо, не собирается реально ужесточать монетарную политику. Хотя, также следует отметить, что в текущем году дважды зафиксированная выдача постоянно действующего кредита рефинансирования со стороны Национального Банка Грузии можно считать ужесточением монетарной политики (так как Национальный Банк по ставке монетарной политики не предоставил банкам полностью запрошенную ими ликвидность, а банкам для взятия в долг дополнительного ресурса пришлом выплатить плюс 1%, то есть они взяли долг по более дорогой цене).

Выявляется такая картина, что сохранение существующей ставки рефинансирования, для чего Национальный Банк не жалеет кредитов рефинансирования, входит в его интересы, подразумевающие достижение 5%-ого показателя целевой инфляции. Таким образом, со стороны Национального Банка реально имеет место не ужесточение монетарной политики, а как минимум сохранение мягкой монетарной политики. Национальный Банк Грузии увеличивает поставку лари путем выкупа депозитных сертификатов и предоставления кредитов рефинансирования, чем продвигается к целевому уровню инфляции, а лари вновь падает.

Считаем необходимым, чтобы кредиты рефинансирования, как направленная в экономику дополнительная кредитная масса, были направлены не на валютный рынок или рынок потребительского кредитования, а на финансирование бизнеса.

Это касается следующей ситуации: Национальный Банк выпускает казначейские обязательства и выводит лишнюю денежную массу из экономики; согласитесь, это не очень популярный метод. Главное, куда будут направлены суммы, привлеченные казначейскими обязательствами. Если они будут направлены на государственные расходы, то это будет иметь негативный эффект, но если они будут направлены на важные рентабельные продукты, то это, безусловно, подтолкнет экономику.

По данным Национального Банка, по состоянию на 31 марта 2015 года грузинские банки перед своими кредиторами имели долг в размере 835 миллионов долларов, подлежащий незамедлительной выплате. Незамедлительная выплата включает просроченную задолженность и все типы депозитных обязательств в отношении нерезидентов, вне зависимости от срочности депозитов. Не думаю, что нужно объяснять что значит просроченная задолженность. Только этот факт был достаточен для того, чтобы правительство заинтересовалось тем, что происходит в грузинском банковском секторе, почему у грузинских банков есть просроченные задолженности перед своими иностранными кредиторами и не грозит ли опасность стабильности банковской системы.

В целом в течение 2015 года грузинские банки своим иностранным кредиторам должны выплатить приблизительно 1,4 миллиарда долларов США. В течение следующего, 2016 года - 506,7 миллионов, а на 2017год подлежащая выплате сумма увеличивается в четыре раза и достигает 2 миллиардов долларов. В сумме, в ближайшие годы грузинская банковская система должна выплатить иностранным кредиторам 4,4 миллиарда долларов США. А для такой страны, как Грузия, это достаточно большая сумма и, что также интересно, долг банков превышает государственный долг Грузии, составляющий 4 миллиарда доллара США.

Безусловно, межбанковский кредит, открытие кредитных линий международными организациями и иностранными банками являются обычными банковскими операциями, но после ознакомления с данными Национального Банка, возникают вопросы к грузинской банковской системе. В частности, каков размер долга банковского сектора по отношению к иностранным кредиторам? - 2,7 миллиардов долларов. То есть, грузинский банковский сектор привлек из-за границы 2,7 миллиарда доллара США и должен вернуть 4,4 миллиарда, что на 1,4 миллиарда долларов США больше основной суммы. Как видим, расходы на обслуживание этого долга превышают 50%. Естественно, это вызывает вопрос - по какой процентной ставке «брал в долг» эти деньги грузинский банковский сектор от иностранных кредиторов? Ведь мы хорошо знаем, что таких «процентных ставок» нет ни в иностранных банках, ни, тем более, в международных организациях. Откуда могла возникнуть такая катастрофическая разница?

По одной из версий, причиной этого может быть то, что грузинский банковский сектор не может обслуживать эти долги по согласованному графику, не может своевременно выплачивать суммы, в связи с чем у него накопляются просроченные задолженности, что резко увеличивает процентную ставку и, соответственно, расходы на обслуживание долгов. Если это реальная причина, то возникает вопрос - почему банковский сектор не может своевременно выплачивать долги? Перед какими проблемами они стоят?

В частности, если по состоянию на июль 2012 года этот долг был 2 миллиарда долларов США, то по сегодняшнему состоянию, как уже было отмечено, он составляет 2,7 миллиарда, то есть вырос на 700 миллионов долларов США.

Это событие также может поставить под угрозу макроэкономическую стабильность страны. По данным Национального Банка, в виде обслуживания внешнего  долга (основная сумма и проценты) в текущем году страна должна выплатить 3,8 миллиарда долларов США; в том числе, правительственный сектор должен выплатить 221 миллионов, Национальный Банк - 14,2 и банковский сектор 1,4 миллиарда долларов США... И это в то время, когда резервы Национального Банка составляют 2,5 миллиарда долларов США. То есть страна должна выплатить 3,8 миллиарда долларов, когда резервы Национального Банка составляют всего лишь 2,5 миллиарда, то есть на 1,3 миллиарда долларов меньше. Представляет ли это опасность для макроэкономической стабильности? Безусловно, представляет. Как планирует Национальный Банк покрыть эту разницу, за счет чего? Откуда он планирует приток иностранной валюты в страну, чтобы иметь возможность выполнить взятые внешние обязательства таким образом, чтобы не создалась опасность для макроэкономической стабильности? Это те вопросы, которые должны были быть заданы в парламенте Грузии, когда рассматривались представленные Национальным Банком основные направления денежно –кредитной политики, и руководство Национального Банка должно было публично ответить на эти вопросы.

Грузинская банковская система один раз уже преодолела тяжелый период, когда после российско- грузинской войны 2008 года и вдобавок в результате глобального финансового кризиса у грузинских банков накопились значительные внешние финансовые обязательства. Следует отметить, что в этот период полностью грузинская банковская система от международных финансовых организаций получила помощь в размере 1,105 миллиардов долларов.

Можно ли в ближайшие несколько лет ожидать повторения такого же сценария и почему, повторила ли банковская система свои ошибки?

В первую очередь, я действительно  не желала бы повторения того же сценария,  так как Грузия  эту

помощь получила для облегчения последствий воны  2003 года. В реальности же, мало предположительна возможность повторного получения такой масштабной помощи со стороны международного содружества. Что касается помощи банковскому сектору, это было решение властей Грузии того времени, чтобы избежать коллапса банковской системы, на что согласилось международное содружество. Следует отметить, что помощь банковскому сектору не была подарком, грантом - это был кредит на льготных условиях.

Выводы

Национальный Банк и исполнительная власть должны работать синхронно. Сформировано, в ускоренном порядке следует решить два главных вопроса: Национальный Банк, наряду с ужесточение монетарной политики, должен осуществить умеренные валютные интервенции; исполнительная власть должна максимально своевременно привлечь и освоить первые транши грантов и кредитов, предусмотренных в бюджете 2015 года. Осуществление монетарной  и фискальной  политик должно происходить  в унисон, чтобы  были  сделаны последовательные шаги как со стороны Министерства Финансов, так и со стороны Национального Банка, и этим посодействовали достижению стабильности в краткосрочный период и избеганию инфляции.

Ø Главным является диагноз, который должны поставить власти. Власти должны иметь точное понимание данности и тогда решения могут быть соответствующими. Необходимо, чтобы Министерство экономики, Национальный Банк, Министерством Финансов, соответствующие ведомства работали вместе и в направлении того, чтобы процесс экономического роста был необратимым; нужно сделать все для того, чтобы восстановить приток валюты, иметь высокий экономический рост, который, естественно, выражается в росте реальных доходов.

Ø К сожалению, не существует других рецептов (?!).

Ø В кратчайшие сроки нужно осуществить усовершенствование механизма поощрения  экспорта.

Ø Следует провести определенные мероприятия на целевых рынках - в первую очередь, а части мониторинга портфеля в направлении инфраструктуры, и, второе, также в части планирования внеплановых проектов, чтобы вместе с донорами осуществить реализацию дополнительных проектов для поощрения экономики.

Ø Следует отменить все поспешно введенные ограничения.

Ø Нужно ждать как будет выполнен бюджет и будут ли устранены вновь появившиеся отрицательные факторы в притоке валюты:

·       уменьшение экспорта;

·       снижение доходов от туризма;

·       уменьшение в железнодорожных и иных перевозках;

·       уменьшение в трансфертах;

·       увеличение оттока денег за границу.

Ø Необходимо разработать и подготовить цикл реформ, который простимулирует и создаст механизмы и предпосылки для привлечения долгосрочных инвестиций, лари просто не выдержит столько некомпетентности.

Ø Должны быть осуществлены изменения, начиная с Налогового кодекса, заканчивая механизмами, которые уже давно апробированы в развитых странах.

Ø Контроль инфляции должен протекать за счет экономического роста. Когда цены сохраняются искусственно, то появляется дефицит продукции и цена не меняется, ведь предприниматель должен иметь мотивацию для работы?

Ø Правительство планировало стабилизировать ситуацию посредством сумм, полученных из валютного фонда, в этом есть логика - поступление валюты в виде наличных улучшило бы баланс спроса-предложения на валютном рынке и впоследствии воспрепятствовала или смягчила бы девальвацию. Но это разовое мероприятие и так процесс не смягчился бы, просто проблемы сегодняшнего дня «отодвинулись» бы до полного израсходования одолженных или подаренных денег.

Ø Обязательным является максимальное увеличение валютных доходов, что является прямой ответственностью властей. Так быстро экспортный потенциал страны не может быть увеличен (или чем мы можем его увеличить? Л.К), но можно работать над механизмом поощрения экспорта.

Ø Инфляционное ожидание могут быть хуже, чем сама инфляция, так как инфляционное ожидание - это лишнее давление на лари. В  это время клиент банка, вне зависимости от того, нужна ли ему валюта, он все равно  покупает валюту на всякий случай, а это имеет достаточно негативные последствия.

Ø В среднесрочный период в целях сохранения целевого показателя инфляции Национальный Банк Грузии для стабилизации курса лари в 2015-2017 годах должен активировать существующие у него инструменты монетарной политики: кредиты рефинансирования, депозитные сертификаты, операции с ценными бумагами правительства, валютные интервенции, постояннодействующие инструменты, минимальные резервные требования и т.д.

Ø Необходимо изучить поведение валют стран, являющихся крупными торговыми партнерами Грузии, и провести параллели с грузинским лари, естественно, в целях проведения правильной валютной политики.

Ø Коренной задачей следует наметить  рост экспорта, только в некоторых  случаях   возможно даже воспользоваться слабостью национальной валюты и импорт заместить местным производством. В противном случае мы должны продолжать жить в виртуальной реальности, брать новые долги и т.д.

Ø Сделать все для того, чтобы восстановить приток валюты, иметь высокий экономический рост, который, естественно, выражается в росте реальных доходов.

Ø К сожалению, других рецептов не существует.

Ø В этой ситуации обязательно наличие одной фундаментальной данности: курс национальной валюты должен определяться на открытом рынке! На открытом и неспекулятивном рынке и курс, сформированный в таких условиях,  правительство и население должно принять как объективную данность.

 

Список литературы

1.      Годовой отчет Национального Банка Грузии, 2014. Тбилиси: Национальный Банк Грузии. Стр. 8.

2.      Джавахишвили Н., 2015. «Во время валютного кризиса Национальный Банк увеличил объем лари в экономике, это было главной причиной обесценивания национальной валюты» / Банки и финансы. www. BFM.ge. # 397, март, стр. 5.

3.      МВФ, WEO Update, Jan-2015.

4.      МВФ, WEO Update, Jan-2015.

5.      Оценка BRD (Regional Economic Prospects, Jan-2015) и IMF (WEO Update, Jan-2015).

6.      Оценка EBRD. Regional Economic Prospects, Jan-2015.

7.      Оценка EBRD. Regional Economic Prospects, Jan-2015

8.      Оценка EBRD. Regional Economic Prospects, Jan-2015.

9.      Чичинадзе Н., 2015. 75% валового внешнего долга страны было     взято в 2006-2012 годах / Банки и финансы, # 395, февраль, стр. 3.

10.   Басилия Т., 2015. Разве это не та тема,     которой должны заинтересоваться власти? / Республика Грузия,#120, 1 июля. стр. 2.

11.   Павлиашвили С., 2015. Как влияет на курс лари мафия       бензина /`Премьер~, 19-25 февраля, #05(071), стр. 8.

12.   Садиков А., 2015. Обесценивания лари невозможно было избежать. www. BFM.ge. # 395, стр. 5. Financial.News. ge.

13.   Элиава Л. Национальный Банк практически играет на население  Грузии /Банки и финансы. # 400. Март, www. BFM.ge.

14.   Мартадзе Л., 2015. Новая  волна  обесценивания лари - это последствия  политики Национального Банка. www. BFM.ge. # 398, стр. 3.

15.   Гоциридзе Р., 2015. Что ждет национальную валюту? /Премьер. #02(068) 29 января _ 4 февраля. Стр. 14.

16.   Джавахишвили Н., 2015. Кто играет с грузинским лари? Квирис Палитра. 23 марта, стр. 8.

17.   Центр анализа и прогнозирования Тбилисского Государственного Университета связывает обесценивание лари с неадекватным решением Национального Банка. /Банки и финансы. #413. Июнь. Стр. 8.

18.   Хомизурашвили В., 2015. Изменчивость курса - это нормальное явление, хотя эти изменения не должны происходить в одном направлении. / Банки и финансы. #401. Апрель, стр. 9.

19.   Гриффит  М., 2015. Процессы,   связанные с курсом лари,  полностью зависят   от   внешних  факторов./Банки и финансы. #397. Стр.2.

20.   Силагадзе А.,  2015. Только «затягивание  поясов»      не  будет достаточным для    преодоления кризиса./Квирис Палитра, 15 марта.

21.   Токмаджишвили М., 2015. Почему предсказывали       тяжелую  осень для лари. /Квирис Палитра, 10-16 августа. Стр. 33.

22.   Национальный Банк Грузии. Годовой отчет. 2014. Стр. 31-32.

23.   JSC Partnership Fund. О нас; Инвестиционная деятельность.

24.   Ковзанадзе И., 2015. В 2015 году Партнерский фонд  только в виде  капитала предоставит на рынков более 150 миллионов долларов США. www. BFM. ge. #408, май. Стр. 9.

25.   Кистаури Л., 2015. На курс лари  можно повлиять     посредством монетарных инструментов. www. BFM. ge #418. Июль. Стр. 3.

26.   Басилия Т., 2015. Нынешнее состояние банковского сектора       действительно   не     позволяет сделать положительную оценку службы надзора. www. BFM. ge. #419. Август, стр. 3.

27.   Каландадзе Л. 2015. Валютные махинации в стране «крылатых ангелов». /Республика Грузия, #98, 30 мая, стр. 3.

28.   Намчвадзе Б., 2015. По заявлению Нодара Хадури, бюджетные расходы не вызвали обесценивание лари./Премьер. FactCheck. 12-18 февраля. Стр. 22.

29.   Арчвадзе И. 2015. В поисках протагониста обесценивания лари. /Республика Грузия. 21 марта. Стр. 9.

30.   Гарибашвили И., 2015. В связи с курсом лари имеют место четко выделенная спекуляция и ажиотаж. /Республика Грузия, 26 августа, #159. Стр. 2.

31.   Чичинадзе Н., 2015. Национальный Банк не выполняет требования  Валютиного  Фонда. www.BFM.ge.BFM.ge> #419. Август, стр. 5.

32.   Какулия М., 2015. На валютном рынке      отмечаются             спекулятивные сделки      между банками, www.BFM.ge .BFM.ge>. #394. Стр. 3.

33.   Месхия И., 2015. Социально-экономические реформы в Грузии: реальность и вызовы. Труды Академии экономических наук Грузии. #12, Тбилиси: Универсал, стр. 62.

34.   Чичинадзе Н., 2015. Миф о безвредности кредита рефинансирования. www.BFM.ge. #401. Апрель. Стр.3.

35.   Национальный Банк Грузии. 2015. Обзор инфляции. Июль.