Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

   Уровень потребления — особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Обычно различают три уровня потребления:

• индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека.

• коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;

• общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может.

   Чем выше уровень жизни, тем выше и потребности. Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.

    Уровень потребления, в свою очередь, зависит от объема денежных доходов. Денежные доходы населения являются основной формой личных доходов граждан и семей, домашних хозяйств, получаемых в виде денежных средств. Денежные доходы формируются за счет получения заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, доходов от продажи  товаров, произведенных  в собственном  хозяйстве, в виде платы за оказанные услуги, поступлений от продажи личного имущества, сдачи его в аренду. В Табл.1 представлена динамика денежных доходов населения Удмуртской Республики. Все показатели имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, свидетельствует об улучшении уровня жизни.


Таблица 1 Денежные доходы населения Удмуртской Республики


Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Денежные доходы

- всего, млн. руб.

 

202620

 

237249

 

263478

 

298922

Денежные расходы и сбережения

-всего, млн. руб.

 

194457

 

221346

 

244089

 

279088

Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, руб.

11060

12983,6

14452,3

16411

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году

102,5

108,1

101,3

107,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к

предыдущему году

 

104,3

 

109,6

 

101,5

 

106,1

 

     Величина располагаемых доходов во многом зависит от прожиточного минимума, то есть стоимости минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Прожиточный минимум включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи, он определяется в расчете на среднестатистического жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей, с учетом реальных возможностей экономики. Динамика величины прожиточного минимума в Удмуртии представлена в Табл.2.

В статистике уровня жизни фиксируются данные, характеризующие годовое потребление продуктов питания. В таблице представлены данные по состоянию на 2013 год.


Таблица 2 Среднегодовая величина прожиточного минимума в Удмуртии


Год

На душу населения (руб.)

Трудоспособное население (руб.)

Пенсионеры (руб.)

2001

1322,7725

1421,24

999,2725

2002

1601,25

1719,5

1213

2003

1968,25

2114,5

1489

2004

2115,5

2282

1585,25

2005

2466,25

2655,25

1855

2006

2925,75

3131,25

2307

2007

3441

3692

2753

2008

4010,75

4297,75

3185,25

2009

4372,25

4698

3463,75

2010

4851,75

5196,75

3835,75

2011

5475

5870,5

4305,75

2012

5550,75

5973

4334,5

2013

6281

6692,75

5140,5



   Основой определения прожиточного минимума является величина потребительской корзины, формируемая основным набором продуктов питания в регионе. В Табл.3 наглядно представлен сравнительный анализ уровня потребления домашними хозяйствами в целом по России и в Удмуртии.

    По представленным данным видно, что показатели по Удмуртской республике ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Это говорит о том, что относительно России в Удмуртии население имеет меньшие возможности в потреблении.


Таблица 3 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах.

  

 

Показатель

 

Российская Федерация

 

Удмуртская республика

Хлеб и хлебные продукты, кг

98,1

88,6

Картофель, кг

63,8

48,4

Овощи и бахчевые, кг

99,6

94,5

Фрукты и ягоды, кг

74,3

79,8

Мясо и мясные продукты, кг

82,7

60,4

Молоко и молочные продукты, кг

267,4

228,1

Яйца, штук

220

185

Рыба и рыбные продукты, кг

21,7

15,7

Сахар и кондитерские изделия, кг

32

31,9

Масло растительное и другие жиры, кг

10,8

8,3

 

   Однако это не в полной мере свидетельствует о рациональном потреблении продуктов питания. Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормами потребления, выработанным с учетом рекомендаций науки о питании. Так, например, по данным Минздрава рекомендуемый объем потребления картофеля составляет в среднем 95-100 кг в год в расчете на одного человека, овощей желательно потреблять 120-140 кг, фруктов 90-100 кг, молочных продуктов 320-340 кг, и, как видно, по этой группе продуктов наблюдалось недопотребление. Сахар желательно употреблять в количестве 24-28 кг, здесь имело место перепотребление. По остальным группам продуктов питания средний показатель по России соответствует нормативам, а по Удмуртии наблюдается недопотребление.

    В качестве основного фактора, влияющего на величину номинального прожиточного минимума, рассматривается уровень инфляции. Показатели динамики величины прожиточного минимума в Удмуртской республике и темпы инфляции в среднем за 5 лет представлены в Табл.4:

Таблица 4 Средние показатели динамики величины прожиточного минимума и темпов  инфляции в Удмуртской республике

Средний абсолютный прирост

прожиточного минимума УР, руб.

Средний уровень инфляции в УР,

%

Средний темп прироста

прожиточного минимума в УР, %

439,29

8,02

13,78

 

    Соотношение темпов прироста цен и прожиточного минимума свидетельствует о благоприятном сценарии повышения уровня жизни населения региона. Для более объективной оценки ситуации следует выявить тесноту связи между данными процессами с использованием корреляционно-регрессионного анализа (Рисунок 1).




Рис.1. Линейная диаграмма зависимости средней величины прожиточного минимума у трудоспособного населения от уровня инфляции
    Представленная зависимость имеет вид Y = 8146, 66 – 403X.

    Коэффициент регрессии равен -403, что говорит о существовании обратной зависимости между исследуемыми явлениями, а также о том, что при увеличении уровня инфляции на 1%, средняя величина прожиточного минимума уменьшится на 403 рубля. Теоретический коэффициент детерминации равен 73,49%, что говорит о достаточной точности полученной модели. Корреляционное отношение при этом равно 0,857, что говорит о наличии тесной связи между исследуемыми явлениями.

   Проведенные исследования показали связь между рассматриваемыми явлениями.

    Необходимым условием роста уровня жизни является превышение величины месячного дохода над величиной прожиточного минимума. Чем выше доходы в сравнении с прожиточным минимумом, тем больше возможностей у населения в удовлетворении своих потребностей и благоприятнее социально-демографическая обстановка в регионе. В Табл.5 приведены данные для сравнения по России и Удмуртии за 2013 год.

 

Таблица 5 Соотношение денежных доходов населения с прожиточным минимумом.


 

Показатель

Российская

Федерация

Удмуртская

Республика

Среднедушевой денежный доход за месяц, руб

23000

16411

Прожиточный минимум за 1 квартал, руб

6307

5362

Обеспеченность населения денежными доходами

3,65

3,01

 

   Доходы среднего статистического гражданина по России превышают прожиточный минимум в 3,65 раз, а по Удмуртии 3,01 раза.

   Но уровень жизни населения нельзя оценить только по уровню доходов. Это достаточно сложная система индикаторов. Например, система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; санитарно- гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.

    Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках,   напротив,   весьма   существенное   значение   имеют   показатели   душевого   потребления  продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики.

   Цель проведения социальной политики в любом государстве - повышение эффективности и устойчивости экономики и улучшение качества жизни населения.

    Существует объективная необходимость в выработке эффективных мер практической реализации региональной социальной политики, как со стороны федерального центра, так и органов власти субъектов Федерации с учетом разграничения полномочий в социальной сфере.

    На современном этапе реформирования российского общества в России возникла острая потребность в разработке и осуществлении новых подходов к реализации социально-экономической политики, в том числе, и смещения центра тяжести в реализации данной политики в регионы.

    Если регион желает повысить уровень жизни, в том числе потребления экономических благ населения, то есть лишь один способ – увеличить производство и импорт одних товаров за счет экспорта других. Путем увеличения денежных доходов без роста производства и тем более в условиях его спада можно получить один единственный результат – рост цен, инфляцию, дефицит, долги. Никакого роста уровня жизни таким способом не достичь.

    Реализация данных направлений, в том числе усиление реального сектора экономики, позволит решить данную проблему.