04 января 2016г.
В настоящее время России как никогда нужны новые научные разработки. С углублением мирового финансово-экономического кризиса сменой мировой финансовой парадигмы, сменой технологического уклада, особое внимание должно уделяться развитию инновационных предприятий, в том числе и в регионах, ведь «умная», наукоемкая экономика дает огромные конкурентные преимущества.
России важно быль в лидерах при переходе на новый технологический уклад. Как заметил известный экономист С. Глазьев, оптимальная стратегия развития при переходе на новый технологический уклад в российской экономике должна сочетать: стратегию лидерства в тех направлениях, где российский научно- промышленный комплекс имеет технологическое превосходство; стратегию догоняющего развития в направлениях, где наблюдается значительное отставание; стратегию опережающей коммерциализации в остальных направлениях.
В последние годы в России уделяется большое внимание лидерству в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство. Однако не менее важны и другие направления.
С этой целью создавался российский инноваций центp «Сколково», который призван стать аналогом Крeмниeвой долины в США, где начинали свои разработки ведущие технологические компании 20-21 века.
Также необходимо отметить, что в декабрe 2010 г. Минэкономразвития РФ опубликовало проект стратегии инновационного развития до 2020г.. В данном документе, обозначив стратегическую цель государства, Минэкономразвития представил четыре раздел: «Иннoвационный человек», «Иннoвационный бизнеc», «Иннoвационное государствo» и «Эффeктивная наукa». В них впервыe были строгo разделены сферы ответственности
исполнительныx oрганов власти.
В
данном документе
были
предусмотрены
следующие параметры развития, представленные на Рисунке 1.
Рис.1. Показатели инновационного развития России к 2020 г.
В настоящее
время, во многих регионах создаются научно-отраслевые центры (например, в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах), которые призваны помочь инновационному бизнесу реализовать свои разработки на практике.
Создаются всевозможные технопарки, инновационные институты, которые занимаются созданием, ведением и последующим патентованием разработок, что, стало весьма актуальным, ведь при использовании чужого патента необходимо отдавать часть прибыли за его использование. Вместе с тем, стоит отметить, что в России, к сожалению, заинтересованность частного сектора в развитии инноваций остается на достаточно низком уровне по сравнению с развитыми странами. Например, по данным на 2013 год, всего 10,4 % от общего числа российских предприятий занимается инновационной деятельностью.
Научные открытия в области фундаментальных исследований
проводимых, прежде всего на предприятиях ОПК дают толчок к инновационному развитию, не только страны в целом, но и регионов.
Однако стоит
отметить, что
среди важных проблем,
стоящих на
пути развития
инновационного предпринимательства
России,
важной проблемой остается
недостаточная
помощь
новым
инновационным предприятиям, как со стороны государства, так и со стороны региональных органов.
Государству выгодно поддерживать те предприятия, которые обеспечивают вывод на зарубежный рынок конкурентоспособный инновационный продукт; создают дополнительные рабочие места при создании малых инновационных предприятий, инновационных ресурсных центров; осуществляющие исследовательские разработки, поиск новых технологий. Не менее выгодна поддержка научно-исследовательских и исследовательских центров в высших учебных заведениях, ведущих активную инновационную деятельность; участие в организации внедрения и практическом воплощении инноваций; воспитание
нового поколения ученых, нацеленных на инновационное мышление.
Все это определяет направления поддержки инновационного предпринимательства, в первую очередь на уровне региона.
В повышении инвестиционной привлекательности региона, в том числе и для зарубежных инвесторов, ускорении его инвестиционной активности важную роль играет развитая институциональная система поддержки и развития инновационного предпринимательства.
Основным структурным подразделением такой системы мог бы стать региональный Центр развития инноваций. В обязанности Центра могли бы входить собор и обработка аналитических данных о новых технологиях и рынках, организация деятельности по оценке
эффективности и востребованности разработок, организация площадки по обмену мнениями всех заинтересованных участников инновационной деятельности. Это мог бы быть своего рода Центр инновационно – стратегического развития, дающий экспертную оценку и определяющий направления
развития и взаимодействия. Приоритетные проекты, прошедшие оценку
и рекомендованные Центром могли бы финансироваться напаритетных началах федеральным и региональным правительством, а также заинтересованными бизнес структурами и крупными банками.
Главной целью деятельности данного подразделения должна стать поддержка уникальных общественно значимых проектов и инициатив инновационного предпринимательства, содействие профессиональной мобильности и поддержке молодых профессиональных коллективов в социальной сфере. Действия Центра должны быть направлены на поддержку молодых талантливых предпринимателей, в том числе: путем содействия в продвижении и реализации уникальных бизнес-проектов; улучшения предпринимательского климата, выявления и преодоления имеющихся барьеров развития среднего бизнеса; распространения в своем регионе лучших практик поддержки предпринимательства субъектов Российской Федерации. Еще одним видом деятельности Центра развития инноваций должно стать содействие профессиональной мобильности и грамотности, в том числе, путем содействия созданию систем профессиональной аттестации работников; поддержки профессиональных ассоциаций; обновления стандартов профессиональных квалификаций.
В рамках деятельности такого Центра могла бы быть реализована программа воспитания лидерства в предпринимательстве, так как
важно воспитывать лидеров-предпринимателей
в условиях быстроразвивающиеся рынков, применять новые инновационные подходы к методам
обучения, что наиболее актуально в настоящее время. Данная программа может финансироваться как на средства частных инвесторов, так и на средства государственного и регионального бюджета. В рамках данной программы можно проводить краткосрочные образовательные курсы для руководителей высшего и среднего звена – программы в открытом формате, а также специализированные, разработанные по запросу компаний интегрированные модули.
Важно, чтобы созданная структура -Центр развития инноваций имел тесные связи с «Российской венчурной компанией»,которая активно содействует формированию благоприятной среды для корпоративных инноваций в РФ, развитию R&D-подразделений в крупных и средних компаниях, а также распространению знаний, опыта
и навыков, способствующих
широкому внедрению модели OpenInnovation в качестве инструмента деятельности корпоративных R&D-подразделений. Однако, на территории региона может быть создана и своя венчурная компания, как с государственным, так и с частным финансированием.
Так же еще одним направлением деятельности Центра может стать оказание коммуникационных услуг: разработка коммуникационной стратегии, и ее реализация через СМИ, разработка рекламных носителей и специальных мероприятий. Важно отметить, что в настоящее время активно развиваются коммуникации в сфере инноваций, которые активно стимулируют межотраслевые диалоги и разработку методологии и инструментов, способствующих устойчивому развитию инновационного сообщества. В рамках указанного направления коммуникаций на данной площадке в сфере инноваций могли бы быть реализованы организация и информационное сопровождение многих важнейших мероприятий в научной и инновационной сфере.
Список литературы
1. Архангельский В. Об условиях инновационной модернизации //Экономист.-2012.-№6.-С.6
2.
Гергова
З.Х.,
Багов
А.Ю., Нагоев
А.Б. Основные
направления модернизации
и
повышения
роли региональной экономической политики. //Фундаментальные исследования. -2011.- №8.
3.
http://www.ccas.ru/cedimes/CEDIMES2014BookOfAbstracts.pdf