Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   В статье рассматривается значимость корпоративной социальной ответственности для современного бизнеса. Анализируется опыт развивающихся стран, вступивших в ВТО, применительно для внедрения института КСО в регионах России. Приведены основные способы популяризации идеологии социальной ответственности бизнеса, спроектированы направления регулирования процесса внедрения данного института государством.

   Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, государственное регулирование, кодекс корпоративной социальной ответственности, международные стандарты, маркетинговые стратегии, глобальные риски.

   Как показывает мировой опыт, для предпринимательства формирование стабильных внутренних институтов является определяющим фактором получения тех преимуществ среднесрочного развития и роста, которые предлагает вступление в ВТО. Одним из таких институтов является корпоративная социальная ответственность (КСО).

   Анализ опыта развивающихся стран, уже прошедших стадию вступления в ВТО (Китай, Вьетнам, Малайзия, Бангладеш, Пакистан и др.), содержание, фокусировка и формы реализации КСО могут существенно различаться в разных странах в зависимости от специфики политических, культурных и других социальных институций. Вместе с тем, можно констатировать наличие достаточно общих принципов, актуальных для внедрения института КСО в регионах России [1, с. 9].  

    Во-первых, КСО – не дискретная институциональная альтернатива подходу государственного регулирования, как считают некоторые исследователи; ее развитие требует государственной поддержки, что предполагает проведение гибкой, адаптивной, комбинированной политики, базирующейся на сочетании административных и рыночных методов и инструментов, и невозможной без активного участия гражданского общества. Институт КСО реализуется в многообразии конкретных форм, каждой из которых требуется специфический способ и режим регулирования. В  частности, следовало бы повысить ответственность градообразующих и крупных предприятий, для чего следует законодательно установить требование о заключении соглашений между ними и региональными (муниципальными) органами управления, в которых должны быть четко зафиксированы формы и объемы социальной и экологической ответственности бизнеса. Как показывает опыт азиатских стран, целесообразно начинать широкомасштабное внедрение КСО с крупных компаний, что позволит обеспечить диффузию соответствующих норм и практик на основе имитационного поведения субъектов малого и среднего бизнеса. Региональные регуляторы должны удостовериться, что рекомендации КСО сопровождаются определенными (и достаточно жесткими) принудительными мерами, что требует законодательных инициатив [4, с. 132].

    Во-вторых, крайне важна комплексная пропаганда и популяризация идеологии социальной ответственности бизнеса, включая активную работу СМИ и использование социальных медиа; учреждение престижных премий, формирование реестров и рейтингов в области КСО; создание представительных коммуникационных площадок (форумов, конференций и т.д.) для обсуждения концепции КСО и обмена опытом лучших практик; развитие различных форматов консалтинга и обучения социально-ответственному менеджменту и маркетингу. Обучение имеет решающее значение для успешной адаптации принципов и норм социальной ответственности российским бизнесом. С начала 2000-х гг. наблюдается быстрое увеличение количества кодексов КСО в глобальных системах поставок, включая кодексы отдельных ТНК и отраслевые стандарты. При этом кодексы и стандарты становятся все более сложными, что объективно затрудняет их внедрение. Правильное понимание и четкое соблюдение этих правил представляет собой значительную проблему для многих фирм, особенно малых и средних. Ведь соответствие социальным требованиям ТНК означает для российских компаний необходимость применять международные стандарты в ежедневных операциях, иметь дело со сложной отчетностью, подвергаться многократным проверкам и т.д. Внедрение КСО требует модернизации предпринимательских и управленческих навыков, поэтому необходимы специализированные образовательные программы для руководителей и сотрудников частных компаний. Государство может помочь бизнесу, особенно менеджерам малых и средних фирм, путем повышения требований действующих экологических и социальных стандартов, упрощения процедур их соблюдения, создания площадок для согласования позиций и выработки отраслевых стандартов, внедрения программ обучения менеджеров в области КСО [5, с. 24].

     Существует достаточно тесная связь между корпоративной социальной ответственностью и стратегическим маркетингом, который предполагает формирование и использование конкурентных преимуществ посредством создания дополнительной ценности для потребителей. Помимо мотивов альтруизма и филантропии, инвестиции в КСО открывают дорогу новым бизнес-моделям и маркетинговым стратегиям, объединяющим коммерческие и социальные результаты. Вместе с тем, непродуманные социальные инициативы, как и сопротивление внедрению программ КСО, создают для бизнеса в регионах новые риски. И, наконец, можно уверенно утверждать, что неискренние и циничные попытки эксплуатации социальной и экологической чувствительности потребителей будут наказаны все более и более усложняющимся рынком. Обратная сторона глокализации – локализация глобальных рисков, что особенно актуально для института КСО, предполагая объективную необходимость его развития в стратегическом формате, как институционального фундамента цепочки создания ценности стейкхолдерам российских компаний.

 

Список литературы

1.     Фролов, Д.П. Эволюция института социальной ответственности бизнеса в России: логика, форматы, фактор Всемирной торговой организации [Текст] / Д.П. Фролов, С.А. Рожков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 21. – С. 2-12.

2.     Фролов, Д.П. Институциональные патологии в экономике (маркетинг территорий, социальная ответственность бизнеса, банкротство, ипотека) [Текст] / Д.П. Фролов, А.В. Лаврентьева // Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. – № 7. – С. 35-46.

3.     Фролов, Д.П. Несостоятельность и банкротство: институциональная логика модернизации федерального законодательства [Текст] / Д.П. Фролов // Цивилист. – 2012. – № 3. – С. 86-90.

4.     Фролов, Д.П. Институциональная системность социальной ответственности бизнеса (природа, институции, механизм) [Текст] / Д.П. Фролов, А.В. Шулимова // Журнал институциональных исследований (JournalofInstitutionalStudies). – 2013. – Т. 5. № 1. – С. 124-144.

5.     Фролов, Д.П. Система институций и механизм институционализации социально-ответственной фирмы [Текст] / Д.П. Фролов, А.В. Шулимова, О.В. Инютина // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика, экология. – 2013. – № 1. – С. 18-26.