Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    В широком понимании именно земельные ресурсы являются пространственным природно-хозяйственным базисом развития территориально-ограниченных систем, выполняя при этом экономическую, политическую, социальную, экологическую и другие функции, основополагающие для существования и развития общества. Характеризуя уникальную роль земли в обществе, К. Маркс писал: «Земля - вот великая лаборатория, арсенал, доставляющий и средства труда, и материал труда, и место жительства, т.е. базис коллектива» [5]. Наш современник О.Б. Леппке отмечает: «Земля, являясь универсальным фактором производства, одновременно выполняет несколько важнейших функций: жизнеобеспечение, пространственный базис существования людей; имеет в своем составе природные ресурсы, полезные ископаемые и естественные технологии; основы национального самоопределения и территориальной государственности. Следовательно, происходит вовлечение в земельные отношения (и в прямой, и в опосредованной форме) всех членов человеческого сообщества при всем многообразии взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимоисключающих потребностей, интересов, ценностных установок, мотиваций и ориентаций» [3].

    Особое значение имеют земельные ресурсы сельских муниципальных образований, являясь в первую очередь, наряду с возможными вариантами несельскохозяйственного использования, главным средством сельскохозяйственного производства и обеспечения ресурсно-продовольственной безопасности региона и государства в целом.

    Специфика земельных ресурсов, как особого общественного природного ресурса, состоит и в том, что земля является изначально национальным достоянием и государство, как выразитель интересов всего общества, обязано обеспечивать управление использованием земельных ресурсов с позиций экономической эффективности и социальной справедливости, направленных на достижение основной  цели, закрепленной  в статье 7 Конституции Российской Федерации – «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2]. То есть, весь полученный от использования земельных ресурсов социально- экономический эффект должен быть направлен на повышение благосостояния граждан.

    Земельные ресурсы сельских муниципальных образований отличаются от других ресурсов многофункциональностью, определяя взаимосвязь и взаимозависимость сельскохозяйственного производства, экологических процессов, среды жизнедеятельности человека и интегрируя, таким образом, экономику, экологию и социальные процессы, что отражено на Рисунке 1.


Рис.1. Многофункциональная роль земельных ресурсов СМО

 

    Многофункциональная роль земельных ресурсов сельских муниципальных образований обуславливает разнообразие сценариев их использования с целью обоснования варианта наиболее эффективного использования земель и дальнейшего развития сельского муниципального образования. Сценарий использования земельных ресурсов сельских муниципальных образований должен определяться на основе специфики земельных ресурсов, а так же имеющегося потенциала (инвестиционного, ресурсного, рекреационного) территории и способствовать диверсификации сельской экономики.

    На основе анализа отечественного и зарубежного опыта развития сельских муниципальных образований автором были выделены основные сценарии использования земельных ресурсов:

1.   для развития многоукладного аграрного сектора экономики при внедрении земельных технологий, не причиняющих ущерба плодородию земель и окружающей среде;

2.      для увеличения объемов жилищного фонда, поддержки комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

3.    для развития промышленного сектора экономики при условии формирования земельных участков с целью привлечения потенциальных инвесторов;

4. для развития рекреационной деятельности, главным образом сельского туризма.

    Если первые три варианта являются наиболее классическими, то четвертый, на наш взгляд, представляет особый интерес, так как он предусматривает сохранение традиционной среды и образа жизни сельского сообщества и безопасен с экологической точки зрения. Сельский туризм окажет позитивное влияние на развитие сельских муниципальных образований, рациональное использование ресурсного потенциала территории, поспособствует развитию малых форм хозяйствования – крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые и натуральные продукты питания, позволит повысить занятость сельского населения. Однако для выбора сценария эффективного использования земельных ресурсов целесообразно применить индикативную оценку, которая позволит учесть социально-экономические и экологические индикаторы, оказывающие влияние на использование земельных ресурсов сельских муниципальных образований:

-   среднедушевые денежные доходы населения в месяц руб.;

-    доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций);

-      инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование земельных ресурсов;

-      наличие сформированных земельных участков с возможностью предоставления  потенциальным инвесторам (га);

-   уровень вовлечения земель в интенсивное с/х использование и т.д.

    Варианты эффективного использования земельных ресурсов сельских муниципальных образований должны быть разработаны в прогнозных документах и основная роль здесь отводится органам местного самоуправления. Так Земельный Кодекс РФ ст. 11, п. 1 гласит: «к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся… разработка и реализация местных программ использования и охраны земель…» [1]. Согласимся с В.Н. Хлыстуном, который главной причиной неэффективного использования земельных ресурсов считает «… постепенное разрушение системы управления земельными ресурсами, которое обусловлено вытеснением из сферы таких важнейших инструментов, как прогнозирование и индикативное планирование использования и охраны земель, разработка и реализация землеустроительных проектов…» [6]. Негативным моментом в земельном вопросе является то, что в настоящее время в России нет органа, который нес бы ответственность за использование и охрану земельных ресурсов. Полномочия в этой сфере разделены между различными Министерствами и Федеральными службами, что порождает противоречия в области управления земельными ресурсами. Также следует отметить и еще одну проблему – разграничение государственной собственности на землю, которая в настоящий  момент еще не завершена и является препятствием при принятии управленческих решений. Таким образом, ситуация в сфере земельных отношений является крайне неопределенной и характеризуется наличием искусственных концептуальных, законодательных и особенно административно-бюрократических барьеров.

    Роль земельных ресурсов в развитии сельских муниципальных образований и региона велика, учитывая их многофункциональность. Однако существуют институциональные преграды, требующие оптимизации земельных отношений и использования методов индикативного планирования использования и охраны земель для выбора сценария дальнейшего развития.

 

Список литературы

1.     Земельный Кодекс РФ. М.: Эксмо, 2013.

2.     Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М.: Юрид. лит., 2009.-64 с. ISBN 978-5-7260- 1096-0.

3.     Леппке, О.Б. Земельный рынок: проблемы формирования и регулирования / О.Б. Леппке. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2001. - №1. – С. 10-13.

4.     Липски С.А. Управление земельным фондом в современной России/ С.А. Липски  // Землеустройство,кадастр и мониторинг земель. 2014. №3. С. 7-13.

5.     Маркс К. Капитал. Том 1 / Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23 – 463 с.

6.     Хлыстун В.Н. О земельной политике государства / В.Н. Хлыстун// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 10. С. 1-4.