03 января 2016г.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) представляет собой контрактные среднесрочные и долгосрочные отношения между государственным и частным сектором, с четко определенными обязательствами основных участников и зафиксированными параметрами реализации проекта.
ГЧП объединяет два рода деятельности:
-инвестиции в объекты инфраструктуры;
- оказание услуг с помощью данных объектов либо их эксплуатация [1].
Объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры [2].
Партнерство включает в себя распределение рисков и доходов, а также использование квалификации и ресурсов государственного и частного секторов для удовлетворения намеченных стратегических результатов в интересах государства[3].
В условиях четко определенных обязательств и ответственности сторон по проектам ГЧП появляется возможность привлечения инвесторов и долгового финансирования.
ГЧП обладает широким спектром форм: концессия, соглашение о разделе продукции, арендные (лизинговые) соглашения и т.д.
Не является формой ГЧП:
- региональные долгосрочные целевые программы;
- субсидирование процентных ставок;
- договоры о комплексном развитии территории;
- особые экономические зоны;
- доверительное управление имуществом;
- инвестиционные соглашения;
-государственный заказ с рассрочкой в форме контракта с длительным производственным циклом. Преимущества ГЧП:
- реализация большего количества инфраструктурных проектов в условиях текущего финансирования;
- отсутствие формальной бюджетной гарантии при наличии обязательств Региона (таким образом не увеличивая государственный долг региона);
- перераспределение рисков с государства на Частного партнера;
- мотивация Частного партнера к максимальной эффективности на всех этапах реализации проекта;
- привлечение современных технологий. Недостатки ГЧП:
- увеличение общего объема затрат;
- более длительная стадия подготовки проекта. Недостатки нивелируются за счет:
- повышение эффективности инвестиций и эксплуатации объектов;
- снижение затрат за счет выпуска облигаций Региона, инфраструктурных облигаций, закладных Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК);
- снижения строительных и эксплуатационных рисков Региона, а также рисков привлечения финансирования.
Для реализации ГЧП проектов необходимо:
- политическое решение региональной власти;
- наличие региональной законодательной базы о ГЧП;
- проведение конкурсной процедуры;
- соблюдение набора условий для финансирования ГЧП проектов:
· проект должен быть экономически эффективным;
· приемлемый уровень долговой нагрузки на бюджет Региона;
· соглашение о ГЧП;
· государственная программа/долгосрочная целевая программа;
· прямое соглашение с Регионом (субсидирование, минимальный гарантированный доход (МГД), компенсации).
Развитие ГЧП в России началось в основном в 2005 году с принятия федерального закона ―О концессионных соглашениях‖, за которым последовали создание Инвестиционного фонда Российской Федерации и развитие регионального законодательства о государственно-частных партнерствах.
Федеральное законодательство в сфере государственно-частного партнерства состоит из общих и специальных нормативно-правовых актов. Первые представлены широким кругом нормативно-правовых актов в различных областях, в том числе бюджетное законодательство, нормы гражданского, земельного, налогового права, иные акты, регулирующие имущественные, в том числе договорные отношения и государственные закупки.
В специальном законодательстве о ГЧП сделан акцент на роли органов публичной власти в системе ГЧП, а также снимаются ограничения, накладываемые общим законодательством. Например к специальному федеральному законодательству относятся № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[4], № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [5] и № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [6] и т.д.
Региональная нормативно-правовая база о ГЧП включает в себя только специальные законодательные акты и программные документы:
- Положения о применении ГЧП в Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный/долгосрочный период.
- Концепция развития ГЧП в субъекте РФ на долгосрочный период (в случае решения о ее разработке).
- Закон об участии субъекта РФ в ГЧП (является центральным звеном нормативно-правовой базы субъектов РФ).
- Нормативно-правовые акты для целей развития механизмов ГЧП, в том числе применительно к отдельным отраслям.
- Долгосрочные целевые программы субъекта РФ, а также изменения в целевые программы, предусматривающие реализацию проектов ГЧП в соответствующих сферах.
- Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия органов власти субъектов РФ при подготовке и реализации проектов ГЧП.
- Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок функционирования отдельных институтов развития в субъекте РФ (региональный инвестиционный фонд, специализированная организация в сфере привлечения инвестиций и др.) [7].
Также существует ряд документов находящихся в процессе разработки.
Согласно Рейтингу регионов - ГЧП за 2014 год[8] общее количество в 60 субъектах РФ составило 131 проект. Их суммарная стоимость составляет 1,044 трлн. руб., а общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП – 913,4 млрд. руб. (См. Схему). При этом 90 проектов находятся в стадии реализации.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день как никогда важно эффективное взаимодействие властных структур и бизнеса. Одним из решений данной социально и экономически значимой задачи является развитие ГЧП.
«Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг» [9].
Сегодня ГЧП это эффективный инструмент поддержки экономики. С его помощью государство привлекает частный бизнес для территориального, социального и экономического развития страны. Фактически в рамках складывающихся бюджетных ограничений ГЧП является альтернативой прямому бюджетному финансированию капитальных вложений, однако реализовать заложенный в ГЧП потенциал возможно только при активном участии государства в управлении рисками проекта.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством уже в течение последних нескольких лет попытки переложить на частный бизнес выполнение отдельных государственных функций, количество примеров успешной реализации на территории страны проектов ГЧП не велико. В этой связи можно заключить, что развитие ГЧП в России сталкивается с объективными препятствиями, без устранения которых перспективы дальнейшего прогресса в данной сфере не возможны.
Список литературы
1. Engel E., Fischer R., Galetovic A. Public-private partnerships: when and how. Centro de EconomiaAplicada, Universidad de Chile. 2008.
2. Портал ГЧП-Института. Раздел «Исследования» // http://p3institute.ru/research/
3. ГЧП как экономическая концепция. Внешэкономбанк. Москва. 2009.
4. Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
5. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
6. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
7. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации разработанные Министерством экономического развития совместно с Центром развития государственно-частного партнерства, Москва, 2013.
8. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.
9. Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП"О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг."/ http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/gosudarstvenno-chastnoe_partnerstvo_gchp.