Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) представляет собой контрактные среднесрочные и долгосрочные отношения между государственным и частным сектором, с четко определенными обязательствами основных участников и зафиксированными параметрами реализации проекта.

   ГЧП объединяет два рода деятельности:

-инвестиции в объекты инфраструктуры;

-   оказание услуг с помощью данных объектов либо их эксплуатация [1].

   Объектом ГЧП является имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры [2].

   Партнерство включает в себя распределение рисков и доходов, а также использование квалификации и ресурсов государственного и частного секторов для удовлетворения намеченных стратегических результатов в интересах государства[3].

   В условиях четко определенных обязательств и ответственности сторон по проектам ГЧП появляется возможность привлечения инвесторов и долгового финансирования.

   ГЧП обладает широким спектром форм: концессия, соглашение о разделе продукции, арендные (лизинговые) соглашения и т.д.

    Не является формой ГЧП:

-   региональные долгосрочные целевые программы;

-   субсидирование процентных ставок;

-   договоры о комплексном развитии территории;

-   особые экономические зоны;

-   доверительное управление имуществом;

-   инвестиционные соглашения;

-государственный заказ с рассрочкой в форме контракта с длительным производственным циклом. Преимущества ГЧП:

-   реализация большего количества инфраструктурных проектов в условиях текущего финансирования;

-    отсутствие формальной бюджетной гарантии при наличии обязательств Региона (таким образом не увеличивая государственный долг региона);

-   перераспределение рисков с государства на Частного партнера;

-   мотивация Частного партнера к максимальной эффективности на всех этапах реализации проекта;

-    привлечение современных технологий. Недостатки ГЧП:

-   увеличение общего объема затрат;

-    более длительная стадия подготовки проекта. Недостатки нивелируются за счет:

-   повышение эффективности инвестиций и эксплуатации объектов;

-    снижение затрат за счет выпуска облигаций Региона, инфраструктурных облигаций, закладных Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК);

-    снижения  строительных  и  эксплуатационных  рисков  Региона,  а  также  рисков  привлечения финансирования.

         Для реализации ГЧП проектов необходимо:

-   политическое решение региональной власти;

-   наличие региональной законодательной базы о ГЧП;

-   проведение конкурсной процедуры;

-   соблюдение набора условий для финансирования ГЧП проектов:

·   проект должен быть экономически эффективным;

· приемлемый уровень долговой нагрузки на бюджет Региона;

· соглашение о ГЧП;

· государственная программа/долгосрочная целевая программа;

·   прямое соглашение с Регионом (субсидирование, минимальный гарантированный доход (МГД), компенсации).

    Развитие ГЧП в России началось в основном в 2005 году с принятия федерального закона ―О концессионных соглашениях‖, за которым последовали создание  Инвестиционного фонда Российской Федерации и развитие регионального законодательства о государственно-частных партнерствах.

    Федеральное законодательство в сфере государственно-частного партнерства состоит из общих и специальных нормативно-правовых актов. Первые представлены широким кругом нормативно-правовых актов в различных областях, в том числе бюджетное законодательство, нормы гражданского, земельного, налогового права, иные акты, регулирующие имущественные, в том числе договорные отношения и государственные закупки.

     В специальном законодательстве о ГЧП сделан акцент на роли органов публичной власти в системе ГЧП, а также снимаются ограничения, накладываемые общим законодательством. Например к специальному федеральному законодательству относятся № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[4], № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [5] и № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [6] и т.д.

   Региональная нормативно-правовая база о ГЧП включает в себя только специальные законодательные акты и программные документы:

-    Положения о применении ГЧП  в Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный/долгосрочный период.

-   Концепция развития ГЧП в субъекте РФ на долгосрочный период (в случае решения о ее разработке).

-    Закон об участии субъекта РФ в ГЧП (является центральным звеном нормативно-правовой базы субъектов РФ).

-    Нормативно-правовые акты для целей развития механизмов ГЧП, в том числе применительно к отдельным отраслям.

-    Долгосрочные целевые программы субъекта РФ, а также изменения в целевые программы, предусматривающие реализацию проектов ГЧП в соответствующих сферах.

-    Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия органов власти субъектов РФ при подготовке и реализации проектов ГЧП.

-    Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок функционирования отдельных институтов развития в субъекте РФ (региональный инвестиционный фонд, специализированная организация в сфере привлечения инвестиций и др.) [7].

   Также существует ряд документов находящихся в процессе разработки.

   Согласно Рейтингу регионов - ГЧП за 2014 год[8] общее количество в 60 субъектах РФ составило 131 проект. Их суммарная стоимость составляет 1,044 трлн. руб., а общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП – 913,4 млрд. руб. (См. Схему). При этом 90 проектов находятся в стадии реализации.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день как никогда важно эффективное взаимодействие властных структур и бизнеса. Одним из решений данной социально и экономически значимой задачи является развитие ГЧП.

    «Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг» [9].

   Сегодня ГЧП это эффективный инструмент поддержки экономики. С его помощью государство привлекает частный бизнес для территориального, социального и экономического развития страны. Фактически в рамках складывающихся бюджетных ограничений ГЧП является альтернативой прямому бюджетному финансированию капитальных вложений, однако реализовать заложенный в ГЧП потенциал возможно только при активном участии государства в управлении рисками проекта.

   Однако, несмотря на предпринимаемые государством уже в течение последних нескольких лет попытки переложить на частный бизнес выполнение отдельных государственных функций, количество примеров успешной реализации на территории страны проектов ГЧП не велико. В этой связи можно заключить, что развитие ГЧП в России сталкивается с объективными препятствиями, без устранения которых перспективы дальнейшего прогресса в данной сфере не возможны.

 

Список литературы

1.     Engel E., Fischer R., Galetovic A. Public-private partnerships: when and how. Centro de EconomiaAplicada, Universidad de Chile. 2008.

2.     Портал ГЧП-Института. Раздел «Исследования» // http://p3institute.ru/research/

3.     ГЧП как экономическая концепция. Внешэкономбанк. Москва. 2009.

4.     Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

5.     Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

6.     Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

7.     Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации разработанные Министерством экономического развития совместно с Центром развития государственно-частного партнерства, Москва, 2013.

8.     Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.

9.     Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП"О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг."/ http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/gosudarstvenno-chastnoe_partnerstvo_gchp.