Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

    [Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий которая характеризует благосостояние населения страны. Этот показатель зависит от влияния множества факторов, но в первую очередь формируется в социальной сфере. Целью данного исследования является выявление существующих зависимостей между качеством жизни и социальными структурами.]*

   Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

   Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно и, по возможности, во всех сферах его жизни. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе. А правительство региона должно способствовать этому и повышать качество жизни всем слоям населения.

   В Ульяновской области за последние пять лет вклад новых предприятий и организаций в промышленное производство Ульяновской области вырос с 9% в 2009 г. до 15% в 2013 г. Объем промышленного производства по организациям, реализующим инвестпроекты, увеличился с 8,4 до 26,4 млрд р., т.е. в 3,1 раза. Таким образом, приток «новой крови», безусловно, омолаживает экономику региона, приходят на рынок новые игроки, внедряется новый продукт, ранее не производившийся в области, а значит, увеличивается и сам валовый региональный продукт (ВРП).

   Благодаря этому в Ульяновской области сохраняется минимальный в Приволжском федеральном округе (ПФО) уровень безработицы. В 2012 г. он составлял 0,65% (в РФ — 1,4%). По этому показателю мы занимаем

   девятое место в РФ. В 2013 г. еще ниже — 0,52%, а сегодня регистрируемая безработица достигла беспрецедентно низкого значения — 0,41%. Первое место в ПФО. Это обеспечено ежегодным созданием новых рабочих мест.

 

Таблица 1 «Уровень безработицы в Ульяновской области (в процентах)»

  

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

3.5

3.0

2.4

1.8

1.6

2.0

1.3

1.01

0.65

0.52

 

     Если рассматривать среднемесячную заработную плату на одного человека по всему нашему региону, то выливается следующая картина:


  Таблица 2 «Среднемесячная заработная плата на одного работника по региону (руб)»

  

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

4372,3

5343,8

6708,0

8412,7

10895,0

11731,4

13339,0

15008,6

17107,4

19186,9

 

     Мы видим, что темп роста заработной платы увеличивается с 2012 года (примерно на 13%) и не сбавляет темпы и в последующих годах.

    По состоянию на конец 2013 года Корпорация развития Ульяновской области располагает инвестиционным портфелем области на 194,6 млрд руб., рассчитанным на создание более 35 тыс. рабочих мест. Генеральный директор ОАО «Корпорация развития» С. Васин сообщает, что в 2013 году в область привлечены внешние инвесторы на общую сумму инвестиций порядка 80 млрд руб. Доля инвестиций в ВРП сегодня в Ульяновской области составляет 29%, что в значительной степени опережает среднероссийский показатель — 18,6%.

    Хорошими темпами на протяжении последних двух лет развивается строительная отрасль. Объемы жилищного строительства в 2013 г. превысили 633 тыс. м2, а план 2014 г. еще выше — 713 тыс. м2, что на 12,5% больше показателей 2013 г. Самую высокую добавленную стоимость дают обрабатывающие производства (22%), сельское хозяйство (8—10%), строительство (8%), торговля (16%) и т.д. По итогам 2013 г. объем ВРП превысил 263 млрд р. При определении способов решения экономических проблем основными опорными точками своей модели экономического роста правительство выбрало привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, формирование индустриальных и промышленных зон.

    Областной бюджет, как и бюджет муниципальных образований, в том числе Ульяновска на 65—70% содержит социальные расходы, отчего эксперты и журналисты называют такие бюджеты социальными.

       

Таблица 3 «Динамика роста среднего размера назначенных месячных пенсий»:

  

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1893,6

2367,4

2635,2

3409,3

4191,6

5672,1

7004,1

7608,8

8405,0

9209,9

 

    Данный показатель имеет значение ниже, чем среднестатистический по всей России. Для этого была утверждена Программа «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014—2018 гг. Программа состоит из пяти подпрограмм, каждая из которых является значимой для самых уязвимых групп населения.

   В 2014 г. Ульяновская область на условиях 50% софинансирования вошла в Государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011—2015 гг. В соответствии с протоколом заседания Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011—2015 гг. нами решен вопрос о софинансировании мероприятий программы Ульяновской области, направленной на формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в 2014 г. и определена субсидия из средств федерального бюджета в размере 44910,8 тыс. р. Общий объем финансирования мероприятий программы Ульяновской области составляет 45138,3 тыс. р. за счет средств консолидированного бюджета Ульяновской области.

   Еще одним параметром, влияющим на качество жизни, является окружающая среда области. В Ульяновской области, сильно освоенной в хозяйственном отношении, как и во многих регионах нашей страны, существует ряд экологических проблем: утилизации и переработки отходов, очистки сточных вод и выбросов в атмосферный воздух, сохранения зеленых и заповедных зон. Главная цель природоохранной деятельности Правительства Ульяновской области - это создание комфортных и экологически безопасных условий проживания населения, значительное улучшение экологической обстановки, минимизация негативного воздействия на окружающую среду от отраслей промышленности, строительства, транспорта, ландшафтное обустройство массивов индивидуальной жилой застройки, пригородных жилых кластеров, дворовых территорий, повышение уровня экологической грамотности и культуры жителей региона.

   В 2011 г. правительство области приняло решение о начале реализации самой масштабной программы сохранения живой природы за всю историю нашего региона. Ее выполнение позволит в два раза увеличить площадь заповедного фонда региона, который составит около 8% территории области. А также в Ульяновской области будет создан национальный парк в границах, отвечающих экосистемному подходу к охране природы.

    Следующая проблема, которая затрагивает качество жизни населения - это комплексная проблема утилизации и переработки отходов. На данный момент была разработана концепция обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области до 2020 г., идѐт работа над проектом комплексной региональной программы по сбору, транспортированию, переработке и утилизации отходов. До 2020 г. в регионе должно появиться порядка десяти новых межмуниципальных полигонов по утилизации отходов и два мусороперерабатывающих производства.

   С 2012 г. на территории муниципалитетов Ульяновской области проводятся единые экологические дни, дни чистой Волги. Регион выступил инициатором подписания межсубъектной декларации о Волге, в которой прописана масштабная, межрегиональная работа по улучшению состояния великой русской реки.

    Ульяновская область активно продолжает серию стратегических переговоров со всеми пятнадцатью регионами, по чьей территории протекает Волга. Для взаимодействия с гражданским обществом в сфере охраны окружающей среды в 2011 г. впервые в России была сформирована Экологическая палата Ульяновской области, которая за четыре года стала авторитетной экспертной площадкой, закрепила за собой статус центра экологической аналитики, выдвижения природоохранных инициатив на региональный и федеральный уровни.

    Экопалата — это основной оператор развития общественного экологического контроля области. Кроме Экопалаты, было создано и Экологическое правительство.

    За последние года в Ульяновской области наблюдается рост качества жизни населения, но если сравнивать с другими областями, мы находимся чуть ниже среднего звена. Области есть к чему стремиться, так как качество жизни является основным показателем развития региона, чем он выше, тем охотнее прибывают новые кадры и инвестиции.

 

Список литературы

1.     «Анализ зависимости качества жизни от развития социальных структур». Рыбкина М.В., Родионова Т.Е. – Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №51. С. 051-053

2.     Федеральная служба государственной статистики по Ульяновской области // Официальная статистика URL:      http://uln.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/uln/ru/statistics/