03 января 2016г.
В реалиях настоящего времени на пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами: двоякое трактование положений статей Налогового кодекса Российской Федерации, противоречивая практика разбирательств идентичных дел в судах субъектов Российской Федерации, несовершенство налогового администрирования и т.п. Именно поэтому, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, среди которой одно из самых важных значений имеет совершенствование налогового контроля. Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и способов, путем обобщения теоретических положений в области бухгалтерского и налогового законодательства, оценки практической деятельности налоговых и других контролирующих органов, анализа динамики правонарушений в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
В современных условиях круг полномочий в отношении обеспечения экономической безопасности не достаточно четко распределен между органами налогового контроля и другими контролирующими органами, которые имеют общие задачи по защите экономических интересов и противодействию экономических преступлений в налоговой сферы. При этом особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок.
Исходя из этого, актуальным становится изучение проблемы организации налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ на основе оценки форм и методов налогового контроля. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
В рамках налогового контроля Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
1. Камеральные налоговые проверки;
2. Выездные налоговые проверки;
3. Повторные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.
Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность налоговых органов в рамках проводимых мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля.
Для целей совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами по вопросам, касающимся налогового контроля, необходимо:
1. Интегрировать взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими регистрационные действия с налогоплательщиками-физическими лицами в частях, касающихся сбора данных об объектах налогообложения по таким налогам, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с непрекращающимися случаями представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, которые приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.
2. Проводить более либеральную налоговую политику в части, касающейся штрафных санкций, т.к. фискальная направленность нынешней налоговой системы неизбежно приведет к уклонению от налогообложения.
Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходимо более четкое и подробное классификации налоговых правонарушений.
3. Совершенствовать методологию налоговых проверок с целью совершенствования работы налоговых органов и исключения двоякого трактования положений и статей Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Для функционирования в полном объеме фискальной функции налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо совершенствование организации контрольной работы налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы. В целях совершенствования налогового законодательства Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» была разработана дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Дорожная карта нацелена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
В качестве основных целей в дорожной карты указаны следующие направления деятельности, требующие совершенствования:
• Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
• Улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;
• Сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
• Повышение эффективности механизмов администрирования НДС;
• Стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
• Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.
Также в дорожной карте указаны результаты к которым необходимо стремиться по окончании реализации вышеуказанных направлений деятельности:
- Сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;
- Упрощение правил ведения учета и повышению прозрачности правоприменения;
- Достижение ключевых показателей эффективности, разработанных в дорожной карте.
Список литературы
1. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).
2. Аристархова, М.К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок/ М.К. Аристархова, А.Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. - № 3 (27). - С.147-155: табл. - Библиогр. с. 154.
3. Безверхова, И.А. Основные аспекты системы налогового контроля и направления ее совершенствования/ И.А. Безверхова //Управленческий учет. - 2011. - № 7. - С. 56 - 60: схемы. - Библиогр.: с. 60.
4. Горлов, В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования/ В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3 – 8.
5. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559 - 562: рис. - Библиогр.: с. 562.