Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И США: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
03 января 2016г.

   Одной из главных задач налоговых органов любой страны является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Определение налогового контроля приведено в ст.82 Налогового Кодекса Российской Федерации [1].

   В США налоговым контролем (налоговым аудитом) признается исследование индивидуальной финансовой информации и счетов организации с целью выявления правильности отражения информации в налоговой декларации налогоплательщика и ее соответствия налоговому законодательству, проверка точности заявленной налогоплательщиком суммы налога [4]. Официальным органом США, контролирующим деятельность в сфере налогов и сборов, является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service), находящаяся в составе Министерства финансов. В России, как известно, подобными функциями наделены территориальные органы Федеральной налоговой службы.

   Российским законодательством о налогах и сборах предусмотрено несколько видов налогового контроля, самым распространенным из которых является проведение налоговых проверок [1].

   Налоговым законодательством США предусмотрено три вида налоговых проверок:

1)     заочная (направление документов в Контрольное управление Службы внутренних доходов по почте),

2)     камеральная (проводится по месту нахождения Службы внутренних доходов),

3)     выездная (по месту нахождения налогоплательщика) [3].

    Таким образом, как в Российской Федерации, так и в США существуют камеральные и выездные налоговые проверки. Однако в зависимости от страны может различаться специфика организации и методики проведения налоговых проверок. Именно поэтому целесообразно проанализировать особенности налоговых проверок в Российской Федерации, в США, выявить их сходства и различия, а так же предложить возможные пути совершенствования проведения данного вида налогового контроля в России.  

   Для проведения камеральной налоговой проверки в Российской Федерации должностному  лицу налогового органа не требуется никакое специальное разрешение руководителя, т.к. проведение камеральной проверки является его должностной обязанностью. Налогоплательщик при этом не уведомляется о начале проведения камеральной налоговой проверки в отношении поданной налоговой декларации по тому или иному налогу [1].

    В США любая налоговая проверка (или налоговый аудит, если переводить дословно) не может начаться, пока налогоплательщик не будет уведомлен об этом. В решении о проведении проверки должностное лицо сообщает налогоплательщику о документах, необходимых для этого. При этом налоговый инспектор (аудитор) самостоятельно принимает решение – какую именно проверку проводить в отношении конкретного налогоплательщика [3].

   У должностных лиц российских налоговых органов в данном случае выбор сведен к нулю – проверке подлежит каждая налоговая декларация, поданная налогоплательщиком.

    Место проведение камеральной налоговой проверки в РФ – по месту нахождения налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете - закреплено в Налоговом Кодексе Российской Федерации и не может быть изменено.

    Как и в России, американские инспекторы в рамках камеральной проверки не выходят за пределы специализированного помещения, располагающегося на территории налогового органа.

    В США налоговый инспектор обязан пояснить и обосновать все вопросы, которые у него возникли при проведении камеральной налоговой проверки. Если же какой-то вопрос остается ему непонятным, он вправе истребовать у налогоплательщика любые документы, касающегося данного факта хозяйственной деятельности. Это положение значительно отличается от российской практики, в которой налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если они не были поданы с налоговой декларацией. Исключение составляют лишь документы, касающиеся налоговых льгот, правомерности применения налоговых вычетов по НДС и налогов, связанных с использованием природных ресурсов[4].

    Главным отличием в камеральных налоговых проверок в РФ и США являются сроки их проведения. Если в России данный срок закреплен Налоговым Кодексом и составляет три месяца, в США длина каждой проверки будет варьироваться в зависимости от ее вида, сложности рассматриваемых элементов и иных параметров.

    При несогласии налогоплательщиков (как в России, так и в Соединенных Штатах) им предоставляется право обжалования решения налогового органа как в вышестоящий орган, так и в суд.

    Выездная налоговая проверка является более сложным и масштабным мероприятием налогового контроля, независимо от страны проведения. Российские налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период [1]. В США в отношении одного налогоплательщика можно провести только одну выездную налоговую проверку [2].

    Как и в случае с камеральной проверкой, выездная налоговая проверка в США начинается с того, что налоговый инспектор направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласен с полученным решением, и отказывается от проведения выездной налоговой проверки, налоговый инспектор может инициировать данный вид налогового контроля через местный суд.

    Серьезным отличием от России является то, что выездная проверка в Соединенных штатах может быть проведена самым удобным для налогоплательщика способом – по почте или в личной беседе, которая может состояться как в отделении Налогового управления США, так и на дому у налогоплательщика или даже на месте его работы. Если американскому налогоплательщику неудобно место, время или способ проведения выездной проверки, он имеет право обратиться с ходатайством в Налоговое управление США, в котором указывается более комфортный для него способ. Проверка может быть перенесена даже в другое Управление, если налогоплательщик переехал либо там находятся документы, связанные с его деятельностью [4].

    При желании, беседа сотрудника налогового органа и налогоплательщика может быть записана на диктофон, если последний заранее уведомит об этом налогового аудитора.

    У российских налогоплательщиков выбор куда меньше, ведь статья 89 НК закрепляет – выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. И только в том случае, если у него отсутствует помещение для ее проведения, налоговую проверку можно перенести в налоговый орган.

    В США налогоплательщик может участвовать при проведении проверки не только лично, но и через представителя, если при этом надлежаще оформлены все необходимые документы. В российской практике такой возможности не предусмотрено [4].

Выездная налоговая проверка в РФ может продолжаться в течение двух месяцев. Данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести. Кроме того, по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена на шесть месяцев для истребования документов или иной информации, проведения экспертиз, перевода документов, представленных на английском языке. В случае же, если необходимо получить информацию от иностранных государственных органов (в рамках международных договоров РФ) налоговая проверка может быть продлена на 9 месяцев [1].

   В США же, как и при проведении камеральной проверки, длительность выездной будет зависеть от сложности рассматриваемых вопросов, наличия запрашиваемой у налогоплательщика информации в ходе проведения проверки, согласия либо несогласия налогоплательщика с выводами налогового инспектора.

    У российских налоговых органов имеется возможность провести выездную налоговую повторно. В частности, она может быть проведена вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку либо налоговым органом, проводившим первоначальную проверку, - в случае, если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в которой указана сумма налога меньшая, чем была заявлена ранее. При этом, она может быть проведена, даже если в отношении данного налогоплательщика уже было проведено две налоговых проверки за один год[1].

   В США дела обстоят по-иному. Ограничение по проверкам – 1 раз в год в отношении одного налогоплательщика – распространяется и на повторную проверку.  Т.е., налоговые органы не имеют право проводить в этом же году повторную налоговую проверку, если налогоплательщик сам не обратится в налоговый орган письменной просьбой о проведении повторной выездной проверки [2].

   По результатам выездной налоговой проверки, как в России, так и в США составляется Акт выездной налоговой проверки. Если налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа, он имеет право его обжаловать.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговые проверки являются самой распространенной и эффективной формой налогового контроля как в Российской Федерации, так и за рубежом, в частности, в США.

    В России можно было бы применить одно из правил, присущих налоговой системе США – уведомлять налогоплательщика о начале проведения камеральной налоговой проверки. Тогда налогоплательщики могли бы точно определить дату окончания камеральной налоговой проверки, а налоговые инспекторы с большей степенью вероятности не стали бы превышать дозволенный законодательством о налогах и сборах срок проведения данной формы налогового контроля – три месяца с момента подачи налоговой декларации.

Что касается выездных налоговых проверок – заслуживает внимания применяемое в США положение о недопущении проведения более одной выездной налоговой проверки в год в отношении одного налогоплательщика. В России данная норма снизила бы объем работы налоговых органов и психологическую нагрузку налогоплательщиков, связанную с проведением контрольных мероприятий.

 

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.087.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

2.     Гамонина А.Н. Проблемы и перспективы использования в Российской Федерации положительного опыта организации и методики налоговых проверок США / А.Н. Гамонина, И. Д. Маркова // Молодой ученый. — 2013. — №1.

3.     Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие, 2-е издание, перераб. и доп. / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов // М.: Дело и сервис, 2011. – 432с.

4.     Официальный сайт Службы внутренних доходов США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irs.gov – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).