28 марта 2016г.
Аннотация: в данной статье рассматриваются закрытые административно-территориальные объединения (или ЗАТО), находящиеся на территории СССР, их назначение, особенности, влияние на экономику. Так же анализируются последствия снятия статуса закрытого территориально-административного объединения для ряда городов, прикреплённых к Росатому и Министерству обороны, их состояние на сегодняшний день, наличие фактического и официального статуса секретности у ряда городов.
Ключевые слова: закрытый город, статус секретности, СССР, оружейные предприятия, региональная экономика.
Первые ЗАТО были созданы во время работы над атомным проектом, то есть в 1946—1953 годах. Они отличались от закрытых военных городков, имеющих систему пропусков, прежде всего назначением.
Что характерно, СССР начал готовиться к уже прошедшей войне. Политическая обстановка была нестабильна, и руководство приняло решение создать засекреченные городки, в которых будут находиться предприятия по созданию, разработке и производству оружия массового поражения. Такие образования имели органы местного самоуправления, свою систему пропусков и ряд льгот и особенностей, присущих только ЗАТО.
1. Вход или въезд на территорию был разрешен только лицам, имеющим непосредственное отношение к предприятию или людям, работавшим на нем.
2. Совершеннолетние граждане обязаны были дать подписку о неразглашении своего места жительства
3. ЗАТО не были отмечены на карте и не имели собственного названия, используя в качестве личного обозначения город, в области которого находилось ЗАТО, и цифру- идентификатор (например, Чернобыль-2, Челябинск-40).
4. Снабжение товарами было намного лучше, чем в других городах СССР. В магазинах было свежее мясо, колбаса, разные сладости и заграничные продукты.
5. Люди, проживающие в ЗАТО, приписывались к городу, в области которого находились. Жители Томска-7 официально проживали в Томске, Краснаярска-26 – в Красноярске.
6. Жители получали надбавку в 20% - компенсацию за неудобства, причиненные закрытостью и секретностью.
7. Уровень благоустройства был достаточно высок, хорошо работала сфера обслуживания, а уровень преступности был значительно ниже, чем в открытых городах СССР[1].
ЗАТО принадлежали Росатому и Министерству обороны по таким направлениям как:
1. военно-морские базы ВМФ России,
2. ракетные войска стратегического назначения,
3. войска воздушно-космической обороны,
4. уничтожение химического оружия,
5. военная связь,
6. военное строительство,
7. лазерные и оптико-электронные системы вооружений
На содержание ЗАТО Советский Союз щедро выделял деньги. В этих маленьких городках производилось то, чего, по мнению руководства, не хватало стране – системы предупреждений о нападении (Габала-2 в Азербайджане), оружейный плутоний (Железногорск / Красноярск-26), ядерные боеприпасы и их компоненты (Северск (ранее Берёзки) / Томск-7)… Потом, в 1960-х и 1970-х годах начали появляться закрытые города, главным назначением которых было обслуживание военных частей или военных баз [2].
СССР до сих пор готовился к войне, но на этот раз – к противостоянию с Соединёнными штатами Америки. Появлялось все больше военных баз на западе, возле которых строились маленькие закрытые городки.
Также стоит отметить, что происходящее в ЗАТО требовало внимания руководства и новых денежных вливаний. Например, в Челябинске-40 (Челябинск-65, ныне Озерск) произошла авария («Кыштымская авария») на химическом комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года. Эта авария считается первой крупной радиационной аварией за историю СССР, выброс радиации оценивается в 20 миллионов Кюри (авария на Чернобыльской атомной электростанции была оценена в 50 миллионов Кюри). В зоне радиационного загрязнения оказался комбинат «Маяк», военная часть, лагерь заключенных, и военный городок, потом территория площадью 23 000 кв. км с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах. Пострадали 3 области: Челябинская, Свердловская и Тюменская. Примечательно, что ЗАТО Челябинск-40 не пострадал [3].
В процессе ликвидации 23 деревни из наиболее загрязнённых районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, их имущество и скот уничтожены, а с 1959 года там появилась санитарно-защитная зона, где было категорически запрещено что-либо строить.
Сейчас эта зона называется Восточно-Уральским радиоактивным следом, имеет размытые границы из-за разноса ветром радионуклидов, а головная ее часть (около 700 кв. км) получила название Восточно-Уральского государственного заповедника.
Примечательно, что до этой аварии люди не так сильно заботились о своем здоровье и окружающей среде – поначалу радиоактивные отходы сливали в реку Теча, расположенную близ комбината, и только многочисленные заболевания людей из расположенных у реки деревень побудили издать указ, который запретил выливать в реку высокоактивные отходы. Низкоактивные так и продолжали сливать. Среднеактивные теперь сливались в озеро Карачай [4].
Всего в истории России было две такие даты – 29 сентября 1957 года и 26 апреля 1986 года.
Эта авария стоила не так дорого, как Чернобыльская. Во-первых, ее последствия можно было спрятать, во- вторых, это было не то время, когда о радиации знали достаточно и принимали соответствующие меры. Людей сгоняли на комбинат, заставляли работать сутками, сгоняли детей из школ под предлогом уборки урожая.
Людей заставляли выбросить из дома все, что у них было в тот день, и постоянно мыть пол. Об эвакуации никто не говорил, и люди сами боялись что-то говорить и спрашивать, боялись потерять место. После аварии о ней боялись говорить, разве что шепотом на кухне, и зачастую дети, позже родившиеся в тех местах, сами ничего не знали о том, что произошло 29 сентября 1957 года на комбинате «Маяк».
Таких случаев были десятки, возможно, сотни, но мы никогда о них не узнаем. СССР пожертвовал населением ради защиты информации, и сэкономил достаточную сумму денег.
Существование ЗАТО косвенно повлияло на развитие в СССР «теневой экономики» - по имеющимся на 2015 год данным, ни одна страна не может похвастаться таким уровнем развития «теневой экономики», как Россия. Этот факт кажется достаточно логичным: ЗАТО требовали к себе внимания и денежных вливаний, но написать в документах, что выделяется некая сумма на строительство новой части в закрытом городе, никто не мог. Часто люди, служившие посредниками для передачи денег или информации, не догадывались, как велико значение их дела.
Есть одно существенное «но»: ЗАТО обеспечивали карьерный рост и жилье трудоспособному населению СССР, в этих городках развивалась наука и техника, люди жили там и верили в светлое будущее, не зная, что в случае неудачи о них никто не будет думать [5].
Список литературы
1. Е.И. Козлова., О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Москва.: Юристъ, 2001.
2. Д.В. Бахрах., Б.В. Россинский., Ю.Н. Старилов. Административное право, 2008.
3. Е.Р. Канарский. Зона жизни и смерти, 1989.
4. Федоров Л.А. Советское биологическое оружие: история, экология, политика// М.: МСоЭС, 2005 – 302 с .
5. В.В. Тумалев, А.В. Козлов., Г.П. Чудесова. Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития//СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.