Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 марта 2016г.

В современных условиях развития общества высшее учебное заведение является главным звеном системы воспроизводства интеллектуального потенциала, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний [1]. В зависимости от той или иной сферы изучения общественных отношений возможно и необходимо рассматривать в его различных ипостасях: как субъект общества, государства и экономики страны, конкретной отрасли и региона; как центр сосредоточения личностей и коллективов [2], а также как сложную интеллектуальную систему управления.

Концепция отечественного высшего учебного заведения за последние годы претерпела существенные изменения [3]. Наряду с наиважнейшей и актуальнейшей трактовкой вуза как центра образования, науки и культуры [4], необходима его трактовка как экономического субъекта [5]. С переходом к рыночным отношениям [6] российский государственный вуз может трактоваться как единый, многопрофильный образовательный, информационный[7], научно-технический и экономический комплекс с безусловным приматом образовательного сектора. В настоящих условиях вуз поставлен перед необходимостью самостоятельного заработка средств за счет внебюджетных источников, которая стала приобретать первостепенное значение для российского государственного вуза в отличие от большинства западных высших учебных заведений, которые находятся в относительно стабильной финансово-экономической ситуации.

В данной связи необходимо сформулировать ряд концептуальных положений для современного российского вуза как экономического субъекта по воспроизводству человеческих ресурсов[8], в виде следующих основных тезисов.

1.      Вуз выступает субъектом формирующейся смешанной экономики, потребляющим как бюджетные, так и внебюджетные средства. Вуз является товаропроизводителем, развивающимся и функционирующем на принципах смешанной экономики в условиях товарно-денежных отношений.

2.      К товарной продукции, производимой государственным высшим учебным заведением, относятся следующие группы работ услуг:

учебно-педагогическая продукция (объем знаний по определенным программам, научно-методическая продукция, обеспечивающая реализацию образовательных программ; научно-техническая продукция;

непрофильная продукция и услуги (платные работы и услуги, оказываемые вузом через структурные подразделения непрофильного характера — транспортно-ремонтные, редакционно-издательские и другие работы и услуги).

Основными источниками финансирования государственного вуза являются: средства государственного бюджета на выполнение госзаказа на подготовку специалистов по установленным государственным нормативам; средства госбюджета на выполнение заказов по созданию научно-технической продукции и услуг; средства предприятий и организаций по прямым договорам на создание всех видов товарной продукции и услуг по договорным ценам; средства частных лиц по прямым договорам на создание всех видов продукции (и услуг) по договорным ценам; добровольные взносы предприятий и организаций; кредиты банков; займы на возвратной и платной основе; средства собственных фондов накопления на создание товарной продукции по сметной стоимости, размер которой формируется вузом самостоятельно;

доходы от деятельности создаваемых вузом обособленных структурных подразделений и предприятий.

5.      План экономического и социального развития вуза разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно, исходя из государственного заказа, конкретной коммерческой ситуации на основе маркетинговых исследований и производственных связей вуза с заказчиками.

6.      Вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает научно- обоснованные прогрессивные нормы и нормативы, направленные на рост социально-экономической эффективности, финансовой, кадровой стабильности, а также нормативы качества товарной продукции и коллективного и индивидуального труда в соответствии с государственными стандартами.

7.      Вуз имеет право образовывать любые, не запрещённые действующим законодательством финансовые фонды, ориентированные на аккумулирование и расходование средств на уставные цели.

8.      Высшее учебное заведение как юридическое лицо вправе создавать любые структуры, в том числе

предпринимательского характера, устанавливая с ними приоритетные для вуза экономические отношения [9], для распространения на создаваемые структуры льгот, предоставляемых государством в сфере образования и научно- технической деятельности вуз правомочен, включать вновь создаваемые юридические лица в свой устав.

9.      Государственный вуз имеет право на инвестирование временно свободных средств, кроме бюджетных, в доходные и ликвидные активы и рыночные инструменты, доходы от которых направляются на уставные цели. Вуз вправе вступать в партнерские отношения с компаниями и фирмами со 100%-ным иностранным капиталом, в том числе в оффшорных зонах.

10.   Кроме того, вуз имеет право на осуществление любой, не запрещённой законом предпринимательской деятельности (при наличии соответствующих лицензий).

11.   Деятельность предпринимательского характера должна осуществляться вузом не в  ущерб, но в поддержку академической деятельности. Это означает приоритетность развития академического сектора в сравнении со всеми остальными.

12.   Как объект сферы государственной поддержки, вуз имеет право на льготирование в области налоговой политики, причём льготируемые средства зачисляются в бюджет вуза, и используются им на развитие материально-технической и социальной базы, а также на формирование резервных и благотворительных фондов.

13.   Государство осуществляет лицензионно-аттестационный и аккредитационный контроль за деятельностью вузов и соблюдением специальных стандартов по уровню и качеству выдаваемой вузом интеллектуальной продукции.

Исходя из особенностей высшего учебного заведения можно сделать два существенных вывода:

В современных условиях учебное заведение всё больше и больше проявляется как экономический, хозяйственный объект, которому вовсе не чужды экономические отношения рыночного типа.

Экономика вуза, качество её функционирования должны определяться, прежде всего, такими категориями как эффективность экономической деятельности, надежность её и стабильность экономического функционирования.

 

Список литературы

1.      Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете// Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. С. 104-110.

2.      Яблочкина И.В. Политическая история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / И. В. Яблочкина, А. Н. Евтушенко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская экономическая акад. им. Г. В. Плеханова" (ГОУ ВПО "РЭА им. Г. В. Плеханова"). Москва, 2008.

3.      Корнилова И.М. Формирование системы высшего образования в национальных районах России (на материалах Поволжья). Учебное пособие. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий гос. Ун-т». Элиста, 2008.

4.      Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С.124-138.

5.      Ивлева М.И. Этика и рынок: этический аспект рекламы // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С.186-197.

6.      Корнилова И.М. Высшее образование в России в 1990-е гг. ХХ в.// Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 7. С.117-121

7.      Ивлева М.И. Информационно-экологические ориентиры в концепции «транссубъективного» (на примере философии С.А. Аскольдова)// Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 89-92. 

8.      Koshkin A., Katusheva K., Bolvachev A., Yablochkina I.     Life balance of Russian students (by the example ofstudents of the finance department of Plekhanov Russian university of economics)//Review of European Studies. 2014. Т. 6. № 4. С. 182-200.

9.      Корнилова И.М. Вузы национальных республик Поволжья на современном этапе // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. 2010. №2. С.172-177.